Методы и приемы выявления нарушений фонематического восприятия

Автор: v********************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстает в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста. В связи с этим важно тщательно и всесторонне обследовать каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..с.3
1. Методы и приемы обследования фонематического восприятия………...с.4
2. Методики обследования фонематического восприятия………………….с.8
Заключение……………………………………………………………………с.17
Библиография…………………………………………………………………с.18

Работа содержит 1 файл

ФФНР.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

трава — дрова, тачка — дачка, том — дом, тоска — доска, точка — дочка, тушь — душ, там — дам, Толя — доля, уточки — удочки, катушка — кадушка, плоды — плоты, тело — дело, тина — Дина, Тима — Дима

М - [г], [к'] - [г']

класс — глаз, кора — гора, корка — горка, колос  — голос, кол — гол, кот —  год, кость — гость, калька — галька, крот — грот, калина — Галина, шакал — шагал, игра — икра, кит — гид

[ф] - [в], [ф'] - [в']

фаза — ваза, Фаня — Ваня, фас — вас, сова —  софа, финт — винт

[л] - [в], [л'] - [в']

лоск — воск, лодка — водка, лес — вес, лесть  — весть, лью — вью, лить — вить, Лена — вена, ленок — венок

[л] - [й], [л'] - [й]

галка — гайка, вол — вой, стол — стой, мал  — май, галька — гайка

[Р] - [л]

рожки — ложки, рак — лак, роза-— лоза, ров  — лов, рука — лука, ром — лом, гроза — глаза, бурки — булки, болт — борт, храм — хлам, жарко — жалко, игра — игла, город — голод, править — плавить, терка — телка, укор — укол

[р'] - [л']

репка — лепка, риза — Лиза, рейка — лейка, жарить — жалить, сорить — солить, варить — валить, Марина — малина, Варя —Валя, жарь — жаль, угорь — уголь, мерь — мель

[Р] - [л']

шар — шаль, сор  — соль, бор — боль

[р], [р'] - [й]

рама — яма, рано — Яна, марка — майка, борцы  — бойцы, баран — баян, дар  — дай, ларь — лай

[с] - [з]

суп — зуб, сайка  — зайка, собор — забор, суд  — зуд, советы — заветы, сыпь — зыбь, слой — злой, коса — коза, росы — розы, сойка — Зойка, слить — злить, сев — зев

[с] - [Ц]

свет — цвет, сорить — царить, светик — цветик, лиса — лица, сел — цел

[ш] - [ж]

шар — жар, шаль — жаль, шутка — жутко, шить —  жить, шесть — жесть, Саша — сажа, Луша — лужа, шито — жито

[ч] - [щ]

читать —  считать, челка — щелка, чет —  счет, горячий — горящий, плач —  плащ, лечь — лещ, дочь — дождь, точить — тащить

[ч] - [ш]

чайка — шайка, чурка — Шурка, кочка — кошка, дача — Даша, туча — туша, качка — кашка

[ч] - [т']

челка — телка, чавкает — тявкает, честный —  тесный, чинный — тинный, печка —  Петька, вечер — ветер, качка —  Катька, речка — редька, плечи  — плети, мяч — мять, меч —  медь, врач — врать, бич — бить

[с] - [ш]

сок — шок, сайка  — шайка, миска — мишка, крыса — крыша, каска — кашка, касса — каша, посол — пошел, маска — Машка, мыс — мышь, нас — наш, ус — уж, усы — уши, басня — башня

[с] - [ж]

сук — жук, сыр  — жир, ссора — Жора, усы —  ужи, сало _--жало, косы — кожи

[с], [с'] - [щ]

писать —  пищать, лес — лещ, плюс — плющ, сели — щели, весь — вещь, лезь — лещ

[с], [с']- [ч]

каска — качка, сайка — чайка, нос — ночь, бис — бич, село — чело

[з] - [ж]

зал — жал, роза — рожа, разок — рожок, луза —  лужа

М - [м']

мышка — миска, мыло — Мила, мал — мял, мыл — мил

[л] - [л']

ел — ель, юла — Юля, лук — люк, галка  — галька, угол — уголь, ложка  — Лешка, мол — моль

2.Фонематический  анализ:

Исследуется состояние  простых и сложных форм фонематического  анализа.

1. Выделение звука из слова.

Задания:

— Есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?

— Есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка?

2. Выделение  первого звука в слове.

Задание:

— Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?

3. Выделение  последнего звука в слове.

Задание:

— Какой последний  звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?

4. Определение  места звука (начало, середина, конец) в слове

Задания:

— Где  слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?

— Где  слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?

5. Определение  количества звуков в словах (количественный анализ).

Задание:

— Сколько  звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант?

6. Определение  места звука по отношению к  другим звукам в слове (позиционный  анализ).

Задания:

— Какой  по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия?

— Назови соседей звука [ш] в словах (какой  звук слышится перед звуком [ш], после  звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно.

4. Фонематический синтез.

Задание: произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука.

[ч][а][с]; [п][ы][л']; [т][м][а]; [п][а][р][к]; [з][в][у] [к]; [ф][у][т][б][о][л]; [г][в][о][з'][д'][и]; [а] [л] [ф] [а] [в] [и] [т]; [п][л][о][щ][а][д'][и]

5. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений).

Задания:

— Назвать  слова, в которых есть звук [ш].

— Назвать  слова, в которых 4 звука, 5 звуков

— Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков. Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть.

Методика  № 3

Ребёнку показывают слайды и по каждому слайду задаются вопросы 

Слайд 2.

- В тарелке  СУП или ЗУБ?

- Может заболеть  ЗУБ или СУП?

Слайд 3.

- Для воды  в саду нужны БОЧКИ или ПОЧКИ?

- Весной на  дереве распускаются ПОЧКИ или  БОЧКИ?

Слайд 4.

- Для мусора  нужен БАК или МАК?

- На клумбе  растёт МАК или БАК?

Слайд 5.

- У мамы ДОЧКА  или НОЧКА?

- Тёмная НОЧКА  или ДОЧКА?

Слайд 6.

- Чтобы писать на доске, нужен МЕЛ или МЕЛЬ.

- Неглубокое  место на речке – это МЕЛЬ  или МЕЛ.

Слайд 7.

- Спасательный  КРЮК или КРУГ?

- Чтобы повесить  нужен КРЮК или КРУГ?

Слайд 8.

- Чёрная ТОЧКА  или КОЧКА?

- На болоте  КОЧКА или ТОЧКА?

Слайд 9.

- В тарелке  САЛАТ или ХАЛАТ?

- Мама дома  носит ХАЛАТ или САЛАТ?

Слайд 10.

- Для письма  нужна МАРКА или МАЙКА?

- Когда жарко,  нужна МАЙКА или МАРКА?

Слайд 11.

- В лесу растёт  ЕЛЬ или ГЕЛЬ?

- Для укладки  волос нужен ГЕЛЬ или ЕЛЬ?

Слайд 12.

- В саду для  воды нужна БОЧКА или ДОЧКА?

- У мамы есть ДОЧКА или БОЧКА?

Слайд 13.

- Если поранимся,  нужны БИНТЫ или ВИНТЫ?

- Завинтить можно  ВИНТЫ или БИНТЫ?

Слайд 14.

- На ноги надевают  ТАПКИ или ШАПКИ?

- На голову  надевают ШАПКИ или ТАПКИ?

Слайд 15.

- Солдатам на  войне нужны ТАНКИ или САНКИ?

- На горке нужны САНКИ или ТАНКИ?

Слайд 16.

- В подвале  живёт КРЫСА или КРЫША?

- У дома наверху  КРЫША или КРЫСА?

Слайд 17.

- На столе  стоит  МИСКА или МИШКА?

- В берлоге  живёт МИШКА или МИСКА?

Слайд 18.

- Прекрасные  РОЗЫ или РОЖИ?

- Страшные РОЖИ  или РОЗЫ?

Слайд 19.

- У бабушки  в деревне КОЗЫ или КОЖИ?

- Для курток  нужны КОЖИ или КОЗЫ?

Слайд 20.

- Когда плачут, это ПЛАЧ или ПЛАЩ?

- Если дождь,  нужен ПЛАЩ или ПЛАЧ?

Слайд 21.

- На болоте  КОЧКА или КОШКА?

- У бабушки  в деревне КОШКА или КОЧКА?

Слайд 22.

- Чтоб искупаться, нужна  РЕЧКА или РЕДЬКА?

- На грядке  растёт РЕДЬКА или РЕЧКА.

Слайд 23.

- У подушек  разный ЦВЕТ или СВЕТ?

- От солнышка  яркий СВЕТ или ЦВЕТ?

Слайд 24.

- В речке живёт  РАК или ЛАК?

- Для ногтей  нужен ЛАК или РАК?

Слайд 25.

- У коровы  на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ?

- На кухне  ЛОЖКИ или РОЖКИ?

Слайд 26.

- На стройке  нужна РЕЙКА или РЕЧКА?

- За деревней  течёт РЕЧКА или РЕЙКА? 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Из  всего выше сказанного можно сделать  следующие выводы.

     Обследование  фонематического восприятия, как  правило, является частью комплексного обследования всей речевой функции ребенка. Суть данного обследования заключается в выявлении определенных трудностей в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

     При обследовании фонематического восприятия также применяются различные  методики, включающие множество диагностических  методов и приемов. В настоящее  время существует достаточно большое  количество методик. Их выбор должен зависеть, прежде всего, от того с кем проводится данное обследование, от места и ситуации его проведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ 

  1. Чиркиной Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений - М.: АРКТИ, 2003 г.
  2. Журова Л.Е. Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.//Сенсорное воспитание дошкольников. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963 г.
  1. Диагностика нарушений речи у детей и организация  логопедической работы в условиях дошкольного  учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2000 г.

Информация о работе Методы и приемы выявления нарушений фонематического восприятия