Методы и приемы выявления нарушений фонематического восприятия

Автор: v********************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

Согласно научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстает в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста. В связи с этим важно тщательно и всесторонне обследовать каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..с.3
1. Методы и приемы обследования фонематического восприятия………...с.4
2. Методики обследования фонематического восприятия………………….с.8
Заключение……………………………………………………………………с.17
Библиография…………………………………………………………………с.18

Работа содержит 1 файл

ФФНР.doc

— 74.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет ДЕФЕКТОЛОГИИ 

КАФЕРА  ЛОГОПЕДИИ 
 

Дисциплина: «Логопедия (ФФНР, ОНР)» 

Контрольная работа 
 

«Методы и приемы выявления  нарушений фонематического  восприятия»

тема 
 
 
 

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2009 

ПЛАН:

Введение………………………………………………………………………..с.3

1. Методы и  приемы обследования фонематического  восприятия………...с.4

2. Методики обследования  фонематического восприятия………………….с.8

Заключение……………………………………………………………………с.17

Библиография…………………………………………………………………с.18

 

ВВЕДЕНИЕ

     В литературе по логопедии отмечается большое значение правильного проведения обследования речи и частности фонематического  восприятия у детей с речевыми нарушениями.

     Согласно  научным данным, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Нередко данный контингент детей отстает в овладении умениями и навыками, предусмотренными программой обучения детей дошкольного возраста. В связи с этим важно тщательно и всесторонне обследовать каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи.

     В специальной научно-методической литературе указываются основные направления  логопедического обследования, намечаются его разделы, предлагается речевой  материал для проверки состояния речевых навыков детей.

     Вместе  с тем остается недостаточно разработанной  процедура и содержание логопедического  обследования в различных возрастных группах детей с речевыми нарушениями.

     Представляется  чрезвычайно значимым, чтобы логопеда, особенно специалиста без достаточного опыта работы с детьми, были четкие представления о различных методических аспёктах проведения обследования речи.

     Обследование  фонематической стороны речи ребенка  является важным звеном в общей системе  изучения речевой деятельности.

 
 
1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

     Перед обследованием восприятия речевых  звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического  слуха ребенка. Многочисленными  исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

     Однако  и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

     Трудности в слуховой дифференциации звуков могут  вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

     Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко  гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.

     Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при  наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

     С целью выявления состояния фонематического  восприятия обычно используют приемы, направленные на:

    • узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);
    • различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);
    • запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

     Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

     Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

     Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

     Особое  внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость — глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

     Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию  из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться  от одного звука к другому.

     При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

     Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий  словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

     Следует проверить, как ребенок различает  слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса крыша, день тень, булка белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

     Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

     В итоге обследования звуковой стороны  речи и сопоставления с данными  обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление  о том, являются ли выявленные дефекты  звукопроизношения самостоятельным  видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

     В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния  произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения. 

2. МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 

Методика  № 1

     Цель  обследования: выявить умения ребенка дифференцировать на слух и в произношении слова, отличающиеся акустически и артикуляционно близкими звуками.

     Стимульный  материал представляет собой 9 пар картинок с изображенными на них различными предметами, имевшими близкие по звучанию названия. Каждая пара картинок включена в одну из трех серий.

     Названия  парных картинок 1-й серии различаются  акустически близкими звуками, противопоставленными про признаку глухость – звонкость. Названия каждой пары картинок второй серии содержат артикуляционно близкие звуки, оппозиционные по твердости – мягкости. Названия парных картинок 3-й серии различаются акустически и артикуляционно близкими звуками (свистящими и шипящими, сонорами). Каждая пара картинок размещены на отдельной карточке.

     Проведение  обследования. На первом этапе обследования фонематического восприятия проводилось изучение возможности ребенка правильно воспринимать на слух близкие по звучанию слова. Ребенку предъявлялась пара картинок. Его просили послушать четко произнесенное слово и показать соответствующую картинку. Название каждой пары картинок начиналось

  • С более нейтрального слова, которое не обозначало эмоционально близкий для ребенка предмет;
  • С более легкого по произношению слова;
  • Со слова, которое реже другого (парного) встречалось в обиходном словаре ребенка.

     Инструкция: «Покажи, где удочка, уточка; почки, бочки; коса, коза; люк, лук; уголь, угол; мишка, мышка; мишка, миска; лак, рак; майка, марка».

     Независимо  от того правильно или неправильно  показал ребенок первую из названных  картинок, произносилось второе слово. В том случае, если ребенок самостоятельно не исправлял ошибку, оба слова  четко проговаривались еще раз. На втором этапе обследования фонематического восприятия проверялось воспроизведение ребенком слов-паронимов. Для этого ему предлагалось самостоятельно назвать каждую пару картинок.

     При анализе обследования фонематического  восприятия подсчитывалось количество неправильно воспринятых и воспроизведенных слов, отмечался характер выявленных нарушений, соотношение количества и качества ошибок восприятия и воспроизведения слов.

Методика  № 2

1.Дифференциация  фонем

Задания.

1. Повторение  серий слогов.

Серии из двух слогов

ба-па па-ба га-ка ка-га та-да да-та

за-са са-за са-ша ша-са са-ца ца-са

жа-ша ша-жа за-жа жа-за ша-ща ща-ша

ча-тя тя-ча ща-ча ча-щя ся-ща ща-ся

Серии из трех слогов

ба-па-ба па-ба-па га-ка-га ка-га-ка

да-та-да та-да-та за-са-за са-за-са

ца-са-ца са-ца-са са-ша-са ша-са-ша

ха-ша-жа ша-жа-ша ча-тя-ча тя-ча-тя

ща-ча-ша ча-ща-ча ща-ша-ща ша-ща-ша

2. Показать картинки. Исследование проводится по альбому  картинок слов-квазиомонимов.

3. Придумать  предложения со словами-квазиомонимами. Примерный речевой материал.

[п] - [п']; [п] - [б']

почка — бочка, палка — балка, пашня — башня, папочка — бабочка, папа — баба, Паня — баня, пой — бой, пот — бот, полит — болит, порт — борт, запор — забор, пил — бил, пей — бей, запирает — забирает

М - [д], [т'] - [д']

Информация о работе Методы и приемы выявления нарушений фонематического восприятия