Методы формирования сознания студента в условиях ВТУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:52, реферат

Описание работы

В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновение со все новыми и новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождают у школьников глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться. В поисках ответа на возникающие у него вопросы студент все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих социалистический образ жизни.

Содержание

Введение……………….……...…………………………………………...........3
1 Методы осуществления целостного педагогического процесса. Формирования сознания как составляющая процесса воспитания…………....5
2 Способы и формы воспитательного воздействия на сознание студента..................................................................................................................7
3 Сущность и классификация методов формирования сознания студента в условиях ВТУЗа.......................................................................................................9
4 Влияние стиля воспитания на процесс формирования сознания личности………………...………...…….…………………...………...…………17
Заключение………………………...…………………………………..…........20
Литература………………..………...……...…………………………….........

Работа содержит 1 файл

Реферат Педагогика.docx

— 65.20 Кб (Скачать)

Методы  формирования сознания способствуют выработке  гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется  в своем поведении.

Существуют разные подходы к воспитанию и формированию сознания личности. Авторитарная педагогика и психологические идеи бихевиоризма являются основой для существования методов активного воздействия, изменения сознания и поведения человека. В этом случае задачей воспитательной системы общества является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание в этом случае должно быть строго направленным на управление и программирование сознания и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе человека, то это носит антигуманный характер.

Крайним выражением авторитарного технократического  подхода является теория и практика социального воспитания на основе психотропного  воздействия на психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально одобряемое поведение. Такой подход к социальной работе и социальному воспитанию, перевоспитанию является антигуманным и недопустимым. Воспитание с помощью фармакологических  препаратов или психотропных излучений  противоречит всем нравственным и юридическим  нормам.

Противоположная модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии (яркие представители этого направления базируется на уважении к личности человека, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь".

В воспитании или в психотерапии необходимо возбудить собственные силы человека для решения его проблем, а  не решать за него, не программировать  и не дрессировать его на «нужное» поведение. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его  собственную работу по личностному  изменению и росту, которые не имеют пределов.

Гуманистическая педагогика центрирована на клиенте, ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических целях, в социальной работе. Она исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда педагог дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методы  формирования сознания - методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций - способ показа и анализа путей преодоления  моральных противоречий, возникающих  в тех или иных ситуациях и  конфликтах, или создания самой ситуации, в к-рую включается воспитанник  и ему необходимо реально сделать  нравственный выбор и совершить  соответствующие поступки. Беседа - вопросно-ответный способ привлечения  воспитанников к обсуждению и  анализу поступков и выработки  нравственных оценок. Дискуссия - коллективное обсуждение к.-л. проблемы или круга  вопросов с целью нахождения правильного  ответа. В пед. процессе выступает  одним из методов активного обучения. Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым  следует изучить соответствующую  литературу, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать  свою точку зрения. Дискуссии формируют  умения рассуждать, доказывать, формулировать  проблему и т. п. Диспут - спор, путь мобилизации  активности воспитанников для выработки  правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений  и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них  др. людей. Конференция (пед.) - коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов  с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к  ним отношения. Лекция - последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Пример - метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы  на конкретных убедительных образцах про иллюстрировать личностный идеал  и предъявить образец готовой  программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) - небольшое  по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога. Традиционно выделяются четыре основных способа влияния: убеждение; внушение; заражение; подражание. Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.п. Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль.

Таким образом, в организации воспитания педагог  использует общедидактические методы воспитания, в которые входит группа методов, формирующих сознание. Способы  и формы из этих методов учитель  может выбирать сам, руководствуясь при этом общими положениями о  системе физического воспитания и принципами применения в этой системе  методов, формирующих сознание.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие  не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную  реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бикова С.В. Основи психології та педагогіки. Ч.ІІ . /Навчальний посібник. – Одеса,  2011р., –76с.
  2. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. С. М. Ковалев. М.: Советская энциклопедия. 1976.-622 c.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Рос. АН, Ин-т рус. Яз., Рос. Фонд культуры. М.: Азъ, 1992. 955 с 100000 экз. 1993. 955 с 2-е испр. И доп.
  4. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  5. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  6. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под редакцией Ю. К. Бабанского. "Просвещение", Москва, 1983 г.
  7. Педагогика школы в двух словах : Конспект-пособие [для студентов и учителей] / В. В. Воронов ; Пед. о-во России, 190 с. 20 см, 3-е изд. М. ПО России 1999

Информация о работе Методы формирования сознания студента в условиях ВТУЗа