Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:52, реферат
В духовной жизни и деятельности личности постоянно происходит борьба между обыденным и научным сознанием. Расширение сферы общения и деятельности, столкновение со все новыми и новыми явлениями жизни, обострение внимания к собственному внутреннему миру порождают у школьников глубокие раздумья, проблемы, стремление во всем самому разобраться. В поисках ответа на возникающие у него вопросы студент все более убеждается, что накопленный им опыт суждений и оценок оказывается недостаточным для объективного и всестороннего анализа общественных отношений, идеалов, эталонов и других ценностей, определяющих социалистический образ жизни.
Введение……………….……...…………………………………………...........3
1 Методы осуществления целостного педагогического процесса. Формирования сознания как составляющая процесса воспитания…………....5
2 Способы и формы воспитательного воздействия на сознание студента..................................................................................................................7
3 Сущность и классификация методов формирования сознания студента в условиях ВТУЗа.......................................................................................................9
4 Влияние стиля воспитания на процесс формирования сознания личности………………...………...…….…………………...………...…………17
Заключение………………………...…………………………………..…........20
Литература………………..………...……...…………………………….........
Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, которыми человек руководствуется в своем поведении.
Существуют разные подходы к воспитанию и формированию сознания личности. Авторитарная педагогика и психологические идеи бихевиоризма являются основой для существования методов активного воздействия, изменения сознания и поведения человека. В этом случае задачей воспитательной системы общества является формирование «функционального» человека-исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание в этом случае должно быть строго направленным на управление и программирование сознания и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация» поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.
Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе человека, то это носит антигуманный характер.
Крайним
выражением авторитарного
Противоположная модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии (яркие представители этого направления базируется на уважении к личности человека, будь это ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. Модель воспитания гуманистической педагогики, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50-60-е гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Дж. Келли и др. Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь".
В воспитании или в психотерапии необходимо возбудить собственные силы человека для решения его проблем, а не решать за него, не программировать и не дрессировать его на «нужное» поведение. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые не имеют пределов.
Гуманистическая педагогика центрирована на клиенте, ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических целях, в социальной работе. Она исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда педагог дает возможность ему выразить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методы
формирования сознания - методы воспитания,
направленные на формирование правильных
понятий, оценок, суждений, мировоззрения.
Анализ воспитывающих ситуаций - способ
показа и анализа путей преодоления
моральных противоречий, возникающих
в тех или иных ситуациях и
конфликтах, или создания самой ситуации,
в к-рую включается воспитанник
и ему необходимо реально сделать
нравственный выбор и совершить
соответствующие поступки. Беседа -
вопросно-ответный способ привлечения
воспитанников к обсуждению и
анализу поступков и выработки
нравственных оценок. Дискуссия - коллективное
обсуждение к.-л. проблемы или круга
вопросов с целью нахождения правильного
ответа. В пед. процессе выступает
одним из методов активного обучения.
Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым
следует изучить
Влияние в воспитании - деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога. Традиционно выделяются четыре основных способа влияния: убеждение; внушение; заражение; подражание. Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.п. Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль.
Таким образом, в организации воспитания педагог использует общедидактические методы воспитания, в которые входит группа методов, формирующих сознание. Способы и формы из этих методов учитель может выбирать сам, руководствуясь при этом общими положениями о системе физического воспитания и принципами применения в этой системе методов, формирующих сознание.
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Методы формирования сознания студента в условиях ВТУЗа