Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 16:21, контрольная работа
Задание № 2. Используя рекомендуемую литературу сформулировать ключевые позиции авторов к определению понятий «методология», «методология науки», «предмет изучения», «методы».
Задание 3. Выполнить конспект статьи Кульневича С.В. «О научно-педагогической грамотности»//Педагогика — 2000г - № 6 — с.21-27. Охарактеризовать научно-педагогическую грамотность как элемент культуры педагога.
Задание 4. Используя статью Е.В. Бережновой «Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях» (Педагогика — 2001г. - № 4 — стр. 3-7) дать характеристику фундаментальным и прикладным исследованиям. Сравнить их, выделив критерии для сравнения.
6) осознание самой ситуации и своего места в ней.
7) вести активную
творческую деятельность по
8) творчески
подходить к обучению и учению,
воспитанию и самовоспитанию, и
поставить это целью
9) уметь находить примерную программу действий, которую учить интерпретирует к себе и ученикам.
10) продвигаться от повторения чужого опыта к производству своего.
При такой организации учебно- воспитательного
процесса сознание начинает оперировать
не столько заученным значением знания,
сколько поиском источников его смысла,
соотнесением его сущности с актуальными
значениями, установлением причинно-следственных
и интуитивных связей, т.е. осуществляет
самоорганизацию личностных смыслов.
Знания, преобразованные в умения, становятся
основой для самостоятельного творчества
как особого состояния сознания с его
способностью к личностной самоорганизации.
Задание
4. Используя статью
Е.В. Бережновой «Фундаментальное
и прикладное в педагогических
исследованиях» (Педагогика
— 2001г. - № 4 — стр. 3-7)
дать характеристику
фундаментальным и прикладным
исследованиям. Сравнить
их, выделив критерии
для сравнения.
Методология педагогики разделяет исследования на фундаментальные, прикладные и разработки.
Е.В. Бережнова в работе «Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях» даёт определения фундаментальной и прикладной науке, рассказывает о их самостоятельности и взаимозависимости.
Фундаментальная наука - занимается получением и теоретическим систематизированием объективного знания о действительности. Основная цель - поиск истинного знания.. Фундаментальные исследования проводятся как на основе прикладных идей (от потребностей практики) и самостоятельных идей (замкнутые на себя). Основой фундаментального педагогического исследования являются потребности практики, но в общем и неявном виде.
Прикладная наука - разрабатывает предписания для какой-либо полезной, производственной деятельности, т. е. даёт точные, действенные указания. Цель - поиск инструментов воздействия. Прикладная наука более эффективна, основывается на базе фундаментальной науки.
Существует четыре точки зрения на
соотношения фундаментального и прикладного.
Первая точка зрения.
Фундаментальные и прикладные исследования развиваются самостоятельно, не касаясь друг друга.
Это так, если учитывать, что любое знание имеет в себе изначально прикладной смысл. Фундаментальные исследования, имеющие в основе прикладную методологическую функцию, позволяют более четко осознавать объект и предмет исследования, возможные тенденции к изменению и способы использования полученных в результате исследования знаний.
Вторая точка зрения.
Фундаментальные и прикладные исследования взаимосвязаны.
Фундаментальная наука пользуется результатами прикладной. Без развития первой не возможна вторая. Фундаментальное использует прикладное исследование в процессе совершенствования и обобщения знания и оказывается фундаментом для прикладной науки и самой себя. Т. е. на основе фундаментальных исследований разрабатываются предписания и указания к действию, которые в свою очередь используются на практике.
Эту взаимосвязь можно изобразить так: ФИ-ПИ-ПД.
Третья точка зрения.
Первичным может быть как практическая деятельность, так и прикладные или фундаментальные исследования.
К практической деятельности в зависимости от потребностей разрабатываются предписания, конструируются разные средства (применяются прикладные исследования), за которыми в свою очередь наблюдает и изучает фундаментальная наука (обосновывает, корректирует и анализирует полученное).
Изобразим эту взаимосвязь так: ПД-ПИ-ФИ. (получили обратную взаимосвязь).
Методология педагогики разделяет исследования на фундаментальные, прикладные и разработки
Фундаментальные | прикладные | разработки |
раскрывают
закономерности педагогического процесса,
выстраивают общую |
решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовки учителей. | содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности. |
Направлены | ||
на расширение научных знаний, указывают путь научного поиска, создают базу для прикладных исследований и разработок. | на практический результат они продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им, быть промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки | непосредственно обслуживать практику |
В зависимости от ценностной ориентации любой ученый может считать свою деятельность фундаментальной, практической и любой другой.
Таким образом, появляются еще шесть типов: Ф-П или П-Ф; Ф- Р или Р-Ф; П-Р или Р-П
Четвёртая точка зрения. Не следует делить исследования на чисто фундаментальные и чисто прикладные. Применительно к педагогике это более правильно потому, что в большей части педагогических исследований есть и фундаментальное, и прикладное (ФПИ). Соотношение того и другого определяется многими факторами: «спецификой темы, глубиной ее проработки, подготовленностью исследователя, кругом его научных интересов и другим»(Е.В. Бережнова ). В зависимости от того, что доминирует фундаментальное , прикладное или их тесная взаимосвязь получаем: Фп, Пф, Ф+П.
Таким образом получили три формы воплощения фундаментального и прикладного в науке: первая - разделение наук на фундаментальные и прикладные; вторая - сосуществование фундаментальных и прикладных исследований в рамках одной науки; третья - реализация фундаментальной и/или прикладной функции отдельного исследования. Кроме того и в том и в другом виде исследований осуществляется обязательное обращение к практике.
Можно
сделать вывод, что знания о фундаментальных
и прикладных исследованиях необходимы
для интенсивного развития научной
работы, особенно актуальна проблема
перехода от фундаментального к прикладному.
Задание 5.
Аннотация
к статье С.В. Кульневича
«Личностная ориентация
методологической культуры
учителя» //Педагогика
— 1997г. - № 5 — стр.108-115.
Автор
пытается объяснить, почему и как методологическая
культура учителя, ориентированная на
личность ученика, может способствовать
самоорганизации культуры педагогического
творчества и изменить ситуацию, сложившуюся
в современной школе. Также рассматривает
этапы и уровни формирования методологической
культуры как особой формы педагогического
сознания, управляющей мышлением педагога
и проявляющейся в методологических умениях,
моделировании и конструировании условий
и средств, формирующих и развивающих
личностные структуры учащихся. Он полагает,
что современный учитель, которому законодательно
предписано быть субъектом гуманистической
образовательной деятельности и творческой
личностью, не может быть таковым, если
его педагогическая культура ограничена
исполнительскими умениями.
Аннотация
к статье Е.Ю. Захарченко
«Становление педагогической
культуры молодого учителя»//Педагогика
— 2002г - № 3 — стр. 45
— 50.
Автор
поднимает вопросы, волнующие молодого
учителя: с чего начать, как установить
контакт с учениками и
обусловленность
педагогической культуры особенностями
состояния общества и её влияние
на становление молодого учителя. Он
также рассуждает о необходимости
развития личностных качеств педагога,
призванных обеспечить молодому учителю
успех во взаимодействии с учащимися.
Только в условиях тесного контакта с
ребёнком активизируются механизмы профессионального
и личностного роста. Пишет о том, что педагогическая
деятельность не должна превращаться
в повседневную обязанность, лишённую
радости, привлекательная сторона педагогической
деятельности заключается в творчестве
педагога.
Информация о работе Методология педагогики и методы педагогических исследований