Методология педагогики и методы педагогических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Задание № 2. Используя рекомендуемую литературу сформулировать ключевые позиции авторов к определению понятий «методология», «методология науки», «предмет изучения», «методы».
Задание 3. Выполнить конспект статьи Кульневича С.В. «О научно-педагогической грамотности»//Педагогика — 2000г - № 6 — с.21-27. Охарактеризовать научно-педагогическую грамотность как элемент культуры педагога.
Задание 4. Используя статью Е.В. Бережновой «Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях» (Педагогика — 2001г. - № 4 — стр. 3-7) дать характеристику фундаментальным и прикладным исследованиям. Сравнить их, выделив критерии для сравнения.

Работа содержит 1 файл

КОНТ ПО ПЕДАГОГИКЕ чистовая.doc

— 86.50 Кб (Скачать)
  1. установка связей, построение новых смыслов, конструирование действий, которые будут уже обобщенным умением-осмыслением.
  2. научиться не только использовать чужие образцы педагогической деятельности, но и создавать собственные авторские модели 
    5) для нравственной самоорганизации личности необходимо обладать такими качествами сознания как критичность, мотивированность, рефлексивность, опосредствованность. самоформирование проблемного мышления, «очеловечивание» ценностей, переживание содержания ценностей, феноменологическая редукция, культуросообразность, личностное функционирование, субъективный контроль, учет социально-профессионального опыта, открытость учебной информации, самоидентификация. включение «обыденных» пониманий, кумулятивный эффект и др.

6) осознание  самой ситуации и своего места  в ней. 

7) вести активную  творческую деятельность по преобразованию ситуации

8) творчески  подходить к обучению и учению, воспитанию и самовоспитанию, и  поставить это целью педагогической  деятельности.

9)  уметь находить  примерную программу действий, которую  учить интерпретирует к себе  и ученикам.

10) продвигаться  от повторения чужого опыта к производству своего.

         При такой организации учебно- воспитательного процесса сознание начинает оперировать не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его смысла, соотнесением его сущности с актуальными значениями, установлением причинно-следственных и интуитивных связей, т.е. осуществляет самоорганизацию личностных смыслов. Знания, преобразованные в умения, становятся основой для самостоятельного творчества как особого состояния сознания с его способностью к личностной самоорганизации. 
 

Задание 4. Используя статью Е.В. Бережновой «Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях» (Педагогика — 2001г. - № 4 — стр. 3-7) дать характеристику фундаментальным и прикладным исследованиям. Сравнить их, выделив критерии для сравнения. 

      Методология педагогики разделяет исследования на фундаментальные, прикладные и разработки.

      Е.В. Бережнова в работе «Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях» даёт определения фундаментальной и прикладной науке, рассказывает о их самостоятельности и взаимозависимости.

      Фундаментальная наука - занимается получением  и теоретическим систематизированием объективного знания о действительности. Основная цель - поиск истинного знания.. Фундаментальные исследования проводятся как  на основе прикладных идей (от потребностей практики) и самостоятельных идей (замкнутые на себя).  Основой фундаментального педагогического исследования являются потребности практики, но в общем и неявном виде.

      Прикладная  наука - разрабатывает предписания для какой-либо полезной, производственной деятельности, т. е. даёт точные, действенные указания. Цель - поиск инструментов воздействия. Прикладная наука более эффективна, основывается на базе фундаментальной науки.

        Существует четыре точки зрения на соотношения фундаментального и прикладного. 

      Первая  точка зрения.

      Фундаментальные и прикладные исследования развиваются  самостоятельно, не касаясь друг друга.

      Это так, если учитывать, что любое знание имеет в себе изначально прикладной смысл. Фундаментальные исследования, имеющие в основе прикладную методологическую функцию, позволяют более четко осознавать объект и предмет исследования, возможные тенденции к изменению и способы использования полученных в результате исследования знаний.

      Вторая  точка зрения.

      Фундаментальные и прикладные исследования взаимосвязаны.

      Фундаментальная наука пользуется результатами прикладной. Без развития первой не возможна вторая. Фундаментальное использует прикладное исследование в процессе совершенствования и обобщения знания и оказывается фундаментом для прикладной науки и самой себя. Т. е. на основе фундаментальных исследований разрабатываются предписания и указания к действию, которые в свою очередь используются на практике.

      Эту взаимосвязь можно изобразить так: ФИ-ПИ-ПД.

      Третья  точка зрения.

      Первичным может быть как практическая деятельность, так и прикладные или фундаментальные  исследования.

      К практической деятельности в зависимости  от потребностей разрабатываются предписания, конструируются разные средства (применяются  прикладные исследования), за которыми в свою очередь наблюдает и изучает фундаментальная наука (обосновывает, корректирует и анализирует полученное).

      Изобразим эту взаимосвязь так: ПД-ПИ-ФИ. (получили обратную взаимосвязь).

   Методология педагогики разделяет исследования на фундаментальные, прикладные и разработки

Фундаментальные прикладные разработки
раскрывают  закономерности педагогического процесса, выстраивают общую теоретическую  концепцию, методологию, анализируют  историю образования и педагогики. решают отдельные  теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами школоведения, подготовки учителей. содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации  различных видов деятельности.
Направлены
на  расширение научных знаний, указывают  путь научного поиска, создают базу для прикладных исследований и разработок. на практический результат  они продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им, быть промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки непосредственно обслуживать практику

      В зависимости от ценностной ориентации любой ученый может считать свою деятельность фундаментальной, практической и любой другой.

Таким образом, появляются еще шесть типов: Ф-П или П-Ф; Ф- Р или Р-Ф; П-Р или Р-П

      Четвёртая точка зрения.  Не следует делить исследования на чисто фундаментальные и чисто прикладные. Применительно к педагогике это более правильно потому, что в большей части педагогических исследований есть и фундаментальное, и прикладное (ФПИ). Соотношение того и другого определяется многими факторами: «спецификой темы, глубиной ее проработки, подготовленностью исследователя, кругом его научных интересов и другим»(Е.В. Бережнова ). В зависимости от того, что доминирует фундаментальное ,  прикладное или их тесная взаимосвязь получаем: Фп, Пф, Ф+П.

      Таким образом получили три формы воплощения фундаментального и прикладного  в науке: первая - разделение наук на фундаментальные и прикладные; вторая - сосуществование фундаментальных и прикладных исследований в рамках одной науки; третья - реализация фундаментальной и/или прикладной функции отдельного исследования. Кроме того и в том и в другом виде исследований осуществляется обязательное обращение к практике.

      Можно сделать вывод, что знания о фундаментальных  и прикладных исследованиях необходимы для интенсивного развития научной  работы, особенно актуальна проблема перехода от фундаментального к прикладному. 
 

Задание 5. 

      Аннотация к статье С.В. Кульневича «Личностная ориентация методологической культуры учителя» //Педагогика — 1997г. - № 5 — стр.108-115. 

      Автор пытается объяснить, почему и как методологическая культура учителя, ориентированная на личность ученика, может способствовать самоорганизации культуры педагогического творчества и изменить ситуацию, сложившуюся в современной школе. Также рассматривает этапы и уровни формирования методологической культуры как особой формы педагогического сознания, управляющей мышлением педагога и проявляющейся в методологических умениях, моделировании и конструировании условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры учащихся. Он полагает, что современный учитель, которому законодательно предписано быть субъектом гуманистической образовательной деятельности и творческой личностью, не может быть таковым, если его педагогическая культура ограничена исполнительскими умениями. 

      Аннотация к статье  Е.Ю. Захарченко «Становление педагогической культуры молодого учителя»//Педагогика — 2002г - № 3 — стр. 45 — 50. 

      Автор поднимает вопросы, волнующие молодого учителя: с чего начать, как установить контакт с учениками и коллегами, каким методам преподавания отдать предпочтение, как устоять перед  натиском ведомственной стихии и  не потерять свою индивидуальность. Рассматривает различные типы педагогической культуры школы,

обусловленность педагогической культуры особенностями  состояния общества и её влияние  на становление молодого учителя. Он также рассуждает о необходимости  развития личностных качеств педагога, призванных обеспечить молодому учителю успех во взаимодействии с учащимися. Только в условиях тесного контакта с ребёнком активизируются механизмы профессионального и личностного роста. Пишет о том, что педагогическая деятельность не должна превращаться в повседневную обязанность, лишённую радости, привлекательная сторона педагогической деятельности заключается в творчестве педагога. 
 

Информация о работе Методология педагогики и методы педагогических исследований