Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 16:21, контрольная работа
Задание № 2. Используя рекомендуемую литературу сформулировать ключевые позиции авторов к определению понятий «методология», «методология науки», «предмет изучения», «методы».
Задание 3. Выполнить конспект статьи Кульневича С.В. «О научно-педагогической грамотности»//Педагогика — 2000г - № 6 — с.21-27. Охарактеризовать научно-педагогическую грамотность как элемент культуры педагога.
Задание 4. Используя статью Е.В. Бережновой «Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях» (Педагогика — 2001г. - № 4 — стр. 3-7) дать характеристику фундаментальным и прикладным исследованиям. Сравнить их, выделив критерии для сравнения.
Все
подходы между собой очень
тесно переплетены, чёткую границу
между этими подходами провести
очень сложно. Личностно ориентированный
провозглашает личность, культурологический
— культуры, а антропологический — и личность
и культуру. Также технологический, объектом
которого являются технологии, в свою
очередь перекликается с информационным
(объект — информация), так как информация
есть часть любой технологии.
Задание
3. Выполнить конспект
статьи Кульневича
С.В. «О научно-педагогической
грамотности»//Педагогика
— 2000г - № 6 — с.21-27. Охарактеризовать
научно-педагогическую
грамотность как элемент
культуры педагога.
В конце 80-х г.г педагогическая наука, особенно её фундамент и теории в разработке воспитательной работы, утратила научный статус. Воспитательная деятельность опиралась не на науку о воспитании и развитии личности, а на пропаганду идеологических установок. В современной педагогику входят новые словесные термины, которые рождаются в методологии, в изучении педагогики как науки, Задача педагогов-ретрансляторов научить студентов пед вузов правильно понимать и употреблять «термины высокого слога».
В
современном образовании одним
из важных компонентов педагогической
культуры учителя является творчество
в деятельности учителя, а профессионализм
оценивается как
В верхах академической науки посчитали, что «методологическая культура учителя», если она будет иметь единственно верную формулировку: умение поставить цель, выделить принципы, подобрать правильные методы – может использоваться как основа научно-педагогической грамотности. И тогда мы получим высококультурных, методологически-грамотных учителей, обретём высокую культуру педагогического ремесла взамен творчества.
Ключевой позицией Закона РФ «Об образовании» является формирование всесторонне развитой личности.
В советские времена воспитание сводилось к идейно-политической, трудовой, эстетической, физической работе и др. В настоящее время упор делается на нравственные ценности, их поиск, обнаружение, осмысление. Это и делает воспитание направленным на развитие активности личности. Но это другая научная деятельность требующая другого методологического подхода.
Если личностный подход будет ориентирован только на личность, то в практике и теории не будет методологии гуманистической деятельности, без которой на научном уровне не могут существовать ни практика, ни теория. Главная характеристика личности ― активность. В марксизме: «субъект активен потому что подчинен объективной необходимости и выполняет её предписания, а также субъект вторичен к объекту своей деятельности и вторично всё личностное: сознание, совесть, душа». Значит образование как объективная деятельность учителя к ученику может и должно всё это вторичное успешно сформировать, сделать правильным, согласно нормам и правилам. Выходит к каждой личности, для её правильного дальнейшего формирования, необходим методологический (научный) подход.
Но для гуманистов субъект всегда первичен, его не надо формировать, следует лишь создавать условия для развития. Поэтому гуманисты от бесконечного усовершенствования традиционных форм и методов стремятся к разработке непривычных личностных качеств педагога, к оказанию педагогической поддержки подростков.
Пока одни бесплодно ходят вокруг понятия «личность» и смыслов личностно ориентированного образования, другие переживают по поводу снижения методологической культуры диссертационных исследований. Существует мнение: зачем выдумывать новое, надо научиться пользоваться старыми методами - «только опираясь на сделанное, следует идти дальше» - не стоит открывать что-либо новое, всё уже открыто, то есть пользоваться всё той же методологической базой.
Так как проверенной методологией у нас всегда была марксистско-ленинская, то ученых в свою очередь беспокоит нежелание что-либо менять в педагогической науке, в её методологическом фундаменте. На этом фундаменте выстроены все современные пособия по педагогике, благодаря которым учителей готовят к функциональному исполнению своих дидактических и воспитательных обязанностей.
Мнение многий учителей и учёных о том, что сознание формируется благодаря активной деятельности мышления ― тоже результат традиционной методологии в педагогической подготовке учителей. Поэтому все усилия формирующей педагогики идут в обход сознания ― главного источника и механизма человеческой деятельности. Это превращает обучение и воспитание в обезличенные процессы. Такое образование становиться механическим: создаёт образ ученика, который существует за пределами его личности, без учёта его интересов и возможностей.
Сторонники точных формулировок не обращают внимания на то, что образование не может быть личностным если методологическая культура учителя ограничивает его способность к самоорганизации личностных смыслов обучения и воспитания. Они не замечают что способность к самоорганизации рождается в результате осмысления чужого опыта и только после этого сознание способно построить свой проект образовательной деятельности. Сторонники «единственно верного» учения не хотят видеть что предлагается не отрицание традиционных средств образования, а их осознанное понимание как базы для творческого применения.
Чтобы современный учитель обратился к творчеству в своей профессии необходимо новое качество методологической культуры, современной школе необходим педагог, «способный порождать собственные смыслы педагогической деятельности» (Кульневич С.В.).
Студентам дают установку на знания, усвоив которые можно стать всесторонне умелым и развитым, так, что они и не догадываются, что знания из учебника могут пригодиться не только для заучивания, но и для размышления над ними. Студентам изначально отказано искать смысл в целях и содержании воспитания и обучения, в применяемых методах. Их учат быть грамотными технарями, механически выполнять задания образовательного проекта. Так утратился смысл формирования всесторонне развитой личности, умеющей овладевать, анализировать, применять полученные знания и реализовывать себя благодаря им. Знания даются как опора для размышлений и пониманий, на основе которых принимаются качественные педагогические решения. Учитель должен обладать культурными, интеллектуальными умениями, чтоб иметь возможность понять ученика, протянуть ему руку помощи.
Личностный смысл и опыт становятся достоянием человека только тогда, когда он сам осознает ценность знаний и правильного поведения лично для себя. Для этого нужна активная интеллектуальная деятельность сознания, самостоятельно выбирающего ценности. Образование, способствующее пробуждению интеллектуальной деятельности сознания, имеет гуманную, человеческую, ценность. Из-за неумения устанавливать то, что имеет ценность гуманистическую, а что механическую, происходит смешение и подмена смыслов образования. Умение думать и действовать по схеме постоянно вытесняет потребность человека сперва осмысливать, а только затем принимать решение и действовать. Появляются проблемы понимания: что считать личностным - предметом личностно ориентированного образования; что — индивидуальным - относящимся к традиционным представлениям.
Для понимания учителю необходимы умения как практические, так и интеллектуальные. Каждому умению предшествует интеллектуальное осмысление переосмысление прежних смыслов, установка связей построение новых смыслов, конструирование действий, которые будут уже обобщенным умением-осмыслением. Он должен научиться не только использовать чужие образцы педагогической деятельности, но и создавать собственные авторские модели.
Сознание учителя должно быть настроено на научно обоснованное, самоорганизуемое творчество.
Для перехода от
Основные понятия педагогической синергетики и феноменологии
Синергетика - внутренние изменения обеспечиваются деятельностью личностных структур сознания, влияющих на качество учения и воспитания, работают с открытыми и нестабильными, неравновесными системами образования, сознания, личности
Возникновение в сознании новых, более сильных структур, обладающих новыми качествами происходит:1) если старая система находится в кризисном состоянии, а ее прежние структуры не могут справляться с требованиями новой ситуации; 2) основной источник возникновения новых качеств заложен внутри самой системы, но, для того чтобы "запустить" механизм самоорганизации, этот источник должен "подпитываться" извне; 3) новая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений должна самостоятельно "выжить", чтобы достигнуть должной устойчивости; 4) формирование новых качеств в системе образования, сознания, личности должно определяться синергетическими принципами и условиями. Значит реальное, гуманистическое взаимодействие между учителем и учеником возможно при условии, если оно выстраивается на основе ориентиров для совместного творчества в обучении и воспитании, создающих внешнюю питательную среду для проявления внутренних источников саморазвития и самоорганизации.
Потребность в обучении
Феноменология - набор нравственных, ценностных регулятивов, ненасильственно ориентирующих личность на возможные способы самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Данные регулятивы могут составить методологическую основу образовательной деятельности с гуманной направленностью. Методологически значимыми для научного понимания образования являются следующие положения:
1) положение
И.Канта - согласование чувств,
стремлений и действии
2) положение Н.Гартмана - способность к самоформированию проблемного мышления, переход к теоретическому мышлению, позволяющему осознать смысл и содержание общечеловеческих ценностей. Через личность ценности воздействуют на мир. предоставляя человеку власть над вещами, позволяющую ему вмешиваться в естественный ход событий и изменять их, руководствуясь нравственным восприятием;
3) Э.Гуссерль - природная
связь человека «с
4) К.Ясперс - кризис «как источник и условие для «запуска» механизма самоорганизации личности», В.Дильтей - метод «понимания в дополнение к методам естественнонаучного описания и объяснения и «понимающей» феноменологической социологии» (А.Шюц); «обоснование смыслопоисковой активности российской ментальности, ее ценностной специфики в феноменологических разработках философии «серебрянного века» (Н.А.Бердяев, Л.П.Карсавин. Н.О.Лосский, Н.С.Трубецкой, С.Л.Франк, Г.Г.Шпет и др.); концепция этногенеза (Л.Н.Гумилев), базовый образ «имплицитных концепций воспитания в кросс-культурных исследованиях» (И.С.Кон, М.Мид, К.Эдвардc и др.).
Феноменологическое
познание российских нравственных ценностей,
самоопределение студентами условии
их существования, проявления и средств
востребования позволяют обнаружить различные
смыслы западной и российской аксиологии:
между ценностью и святыней; субъективностью
самостроительства "западной" личности
посредством замкнутого на себе самоутверждения
и объектностью самостроительства личности
россиянина. Здесь выделяют два смысла
воспитательной деятельности: 1) научить
средствам педагогического воздействия
при создании условий их адекватности
ценностям гуманистического общества;
2) формирование культуры смыслопорождения,
определяемой в качестве методологической
культуры учителя, что составляет основу
педагогической этики.
Научно-педагогическая грамотность как элемент культуры педагога это
1) умение из
полученных знаний на основе
чужого и собственного опыта
найти личностный смысл
2) интеллектуальное
сознание ценности знаний, осмысление,
переосмысление прежних
Информация о работе Методология педагогики и методы педагогических исследований