Методология педагогики и методы педагогических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 16:21, контрольная работа

Описание работы

Задание № 2. Используя рекомендуемую литературу сформулировать ключевые позиции авторов к определению понятий «методология», «методология науки», «предмет изучения», «методы».
Задание 3. Выполнить конспект статьи Кульневича С.В. «О научно-педагогической грамотности»//Педагогика — 2000г - № 6 — с.21-27. Охарактеризовать научно-педагогическую грамотность как элемент культуры педагога.
Задание 4. Используя статью Е.В. Бережновой «Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях» (Педагогика — 2001г. - № 4 — стр. 3-7) дать характеристику фундаментальным и прикладным исследованиям. Сравнить их, выделив критерии для сравнения.

Работа содержит 1 файл

КОНТ ПО ПЕДАГОГИКЕ чистовая.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова»

Северодвинский  филиал 

Факультет педагогики и психологии 

Специальность 050706 – Педагогика и психология 
 
 
 
 
 

МЕТОДОЛОГИЯ   ПЕДАГОГИКИ   И   МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ   ИССЛЕДОВАНИЙ 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Контрольная работа

                                    по общим основам  педагогики

                                    студентки 1 курса  ПП ОЗО

                                    Вьюшковой Светланы Евгеньевны 

                                    Преподаватели кафедры:

                                    Бородкина Е.Ю., Лобанова А.С. 
 
 

                             
 
 
 

Северодвинск 

2010

Контрольная работа   

  Методология педагогики

и методы педагогических исследований 
 

Задание № 2. Используя рекомендуемую литературу сформулировать ключевые позиции авторов к определению понятий «методология», «методология науки», «предмет изучения», «методы». 

      Нередко за понятием “методология” видят нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и от образовательной практики. В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

      Краевский В.В. В своей работе «Методология педагогики и методы педагогических исследований» («Общие основы педагогики», гл. 4, 2005г.) даёт несколько определений понятию методология:

      Методология — система принципов и способов  построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. По-другому это учение о методе научного познания и преобразования мира.

        Методология в широком смысле  — учение о структуре логической  организации, методах и средствах  деятельности в области теории  и практики

Методология научного познания — учение о принципах  построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Цель научной методологии — анализ  научного знания.

      Эти определения методологии не противоречат друг другу.

      Теория, что все науки одинаковы  и  отдельной специфики гуманитарного  знания не существует, а образовательную деятельность должна изучать не педагогика, а методология(как «учение об организации деятельности»(В.В. Краевский), все равно какой — научной или практической) означает ликвидацию педагогики как науки и замену её методологией практической (образовательной) деятельности.

      В связи с тем, педагогам-исследователям приходилось «онаучивать» указания вышестоящих инстанций происходило  смешение философских, административных и методологических понятий и  интерес к методологическим и  практическим проблемам снижался. Но все-таки методология получила развитие: «усилилась её направленность на помощь исследователю, на формирование у него специальных умений в области исследовательской работы» и её основной задачей становится «методологическое обеспечение исследовательской работы».

      После многолетних суждений и конкретных исследовательских разработок сформировалось научное понимание педагогической методологии.

      Методология педагогики, как и любой другой науки, включает в себя философские  знания, системный подход, характеристику разных типов исследований, их этапы и элементы и совокупность методов, принципов, процедур, применяемых в данной науке.

      Также было сформулировано представление  о педагогике, как о «самостоятельной научной дисциплине, сочетающей научно-теоретическую (фундаментальную) функцию с конструктивно-технической (прикладной или нормативной)». 

      Методология педагогики, как научная отрасль - это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы. То есть ведёт два вида деятельности: методологическое исследование («выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и её связи с практикой,принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов») и методологическое обеспечение(использование методологических знаний для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведётся или уже завершено).

      Главным значением педагогической методологии  Краевский В.В. В работе «Методология педагогики:прошлое и настоящее» («Педагогика», 2002г., № 1) считает: описание (дескриптивная функция методологии) уже осуществленных процессов; предписания или прямые указания к деятельности, разработка рекомендаций и правил ведения научно-педагогической деятельности (прескриптивная функция методологии), т.е. с одной стороны методология связана со знанием, как результатом познавательной деятельности, с другой — с самой научно-исследовательской деятельностью. 

      Предметом методологии педагогики В.В. Краевский  определяет соотношение между педагогической деятельностью и её отражением в педагогической науке.

Предметом изучения методологии являются принципы и способы организации практической педагогической деятельности.

      Предметом изучения педагогической методологии  являются основания и структура  педагогической науки, и разработка способов получения научного знания в этой области. Методология осуществляет научную педагогическую деятельность над практической педагогической деятельностью — осуществляет деятельность над деятельностью.

      А педагогика занимается изучением практической деятельности в области образования (практики воспитания, обучения). 

      Метод научного исследования в области образования— это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

      В своей работе «Методология педагогики и методы педагогических исследований» («Общие основы педагогики», гл. 4, 2005г.) В.В. Краевский описывает способы (методы) получения методологических знаний в области педагогики, каковы источники, объекты и процедуры методологического обеспечения исследований.  В.В. Краевский считает философию важнейшим ориентиром методологии: «...философия не есть методология, хотя она имеет методологическую функцию по отношению к научно-исследовательской деятельности». Уровни методологии:

      - общенаучная методология (гипотеза, системный подход) — уровень,  который включает в методологическое  обеспечение наряду с общефилософскими  положениями также и основанные  на них знания и подходы

      - методологическое исследование (научная работа в области методологии педагогики). Включает выявление «закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ понятийного состава и методов познания в педагогике». Результатом таких исследований являются знания о педагогики, ее связях с другими науками, «о педагогическом факте, об условиях формирования педагогической теории, о предмете и объекте педагогики в целом и отдельно взятого педагогического исследования.». Выделяются конкретные знания в области образования

      Он  в свою очередь выделяет два вида исследований:

      - специально-научную работу, которая  включает в себя всю неметодологическую  работу, то есть познавательную деятельность, направленную «на исследование педагогической деятельности — обучения, воспитания, управления школой и т. д. Изучение проблемы классификации методов, вопросов содержания образования или построения современного урока». Эта работа направлена непосредственно на педагогическую действительность, на проблемы целостности учебно-воспитательного процесса, определения элементов содержания образования.

      - методологический анализ. Здесь  идёт научное осмысление педагогической  деятельности: правильно ли «применяются методы науки в изучении этих вопросов, соответствует ли целям познания понятийный аппарат, которым мы пользуемся. Исследуется не урок, а то, как мы его исследуем». 

      Различия  методологического и специально-научного исследований в том, что они имеют разные объекты, разную направленность и различаются по проблематике. 

      С.А. Крупник в своей  статье "Методологические подходы к предмету педагогики"(«Педагогика», 2000г., № 4) высказывает своё мнение о методологии и её подходах. Он считает, что методология - «не наука в предметном понимании, а направление, имеющее своим объектом исследование мышления и деятельности».

      Методология педагогики  - система, которая проводит логико-методологический анализ и исследования педагогики и педагогической деятельности.

      В натуралистических представлениях существуют системный и деятельностный подходы. В методологии образования: системный, деятельностный и системомыследеятельностный («образование - системный объект деятельности, над которым осуществляется другая системная деятельность» - методология).  Методология педагогики изучает технологию (подходы и методы) образования, разрабатывает новые цели педагогической деятельности, соответствующие образовательной политике.

      Педагогика  - предметная наука. В предметных науках рефлексия средств отсутствует, а методологический аппарат формируется естественным путём, поэтому существующие подходы окончательно не сформированы, педагогика находится на этапе их формирования. Педагогика только тогда сможет называться гуманитарной наукой, когда будет сформирована точная схема подходов, выражены средства и методы её деятельности. 

      Но  всё же С.А. Крупник выделяет две  части подходов, которые в свою очередь сильно переплетаются:

1)  подходы,  на основе онтологических представлений гуманитарных наук - антропологии, культурологии, философии, социологии, психологии;

2) подходы, в  основе которых лежит ценностная  ориентация личности, общества, информации  и т. д.

  Более подробно:

- личностно ориентированный. Личность как ценность педагогики. Осмысление личности пришло из психологии. технологии и методы ориентированы на интерес личности, но т.к . нет точных различий между "человек" и "личность", то при разработке методик не происходит кардинальной смены форм и содержания и схемы, определяющей место человека или личности по отношению к обществу и деятельности.

- креативный (творчество и личность) основан на на интуиции, преобладание психологических методов в исследовании эти феноменов. Не учитывает логические и технологические аспекты их интеграции.

- антропологический подход. Его главные объекты: человек, личность, культура. Объект исследования становиться объемным и неопределённым, отсутствует логическая система.

- культурологический подход .Культура как ценность, как норма поведения человека, знание уходит на второе место. Личность как ценность культуры.

- социологический  подход. Педагогические явления  соответствуют потребностям общества. Педагогика действует методами  и средствами заимствованными  из социологии.

- технологический подход. Объявляет ценность технологии. Взаимодействие педагога и учащихся осуществляется посредством технологии (информации). Информация часть любой технологии. Ранее считался технократическим, подменяя методики обучения. Сегодня находится на этапе формирования и накопления технологий. Низкий уровень рефлексии.

- информационный подход. Информация как основной компонент в технологической и педагогической системе. Направлен на  совершенствование информационного потока и коммуникативных технологий. Отсутствует схема соотношения информации, знания и содержания образования. Главное не психологические, а логические и мыслительные средства, что тормозит распространение этого подхода в педагогике.

- холизм (целый, целостный). Интегрированный современный подход, рассматривающий систему как комплекс материальных компонентов и структур. Высок уровень рефлексии, методологическое осмысление педагогической действительности, действует в рамках философии

Информация о работе Методология педагогики и методы педагогических исследований