Методологические проблемы теории социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим проблемам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы.

Содержание

Введение.
Методологические проблемы теории социальной работы.
1.Теория социальной работы как модель теоретического осмысления объективной реальности.
2.Объект и субъект теории и практики социальной работы.
3.Принципы и закономерности в теории социальной работы, понятийно – категориальный аппарат теории социальной работы
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 55.99 Кб (Скачать)

Ясно, что такой объем  работы под силу только огромной армии социальных работников, включающей в себя как специально подготовленных квалифицированных  работников, имеющих  высшее и среднее  специальное образование, так и тех, кто  получил определенные знания на курсах, людей, участвующих в  этой работе по призванию, по зову своего сердца и души. 

Социальная  поддержка, социальная защита людей, в целом  социальная работа определяются социальной политикой  государства как  определенной ориентацией  и системой мер  по оптимизации социального  развития общества, отношений между  социальными и  другими группами, созданию тех или  иных условий для  удовлетворения жизненных  потребностей их представителей. 

Важной  категорией курса  является социальная реабилитация, которая  понимается как процесс  восстановления основных социальных функций  личности, общественного  института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни  общества. 

Важное  место в курсе  занимает понятие  «социальные гарантии», поскольку главным  объектом социальной работы являются слабо  защищенные слои населения. Под социальными  гарантиями понимается система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей. 

Социальное  управление представляет собой один из видов  управления в обществе, функции которого заключаются в  регулировании социального  положения всех участников общественной жизни, в обеспечении  их развития как субъектов  общественных отношений. Для организации  социальной работы с  учетом ее специфики  применительно к  группам социального  риска, людям с  девиантным поведением, детям и старикам, слабо защищенным слоям населения  исключительно важно  выяснить сущность, механизм и основные компоненты социального  управления. 

Наконец, еще одно важнейшее  понятие курса—.социальный работник (т. е. соционом). Это одно из ключевых, фундаментальных  понятий курса. Социальный работник — это  специалист в области  социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы. 

Усвоить понятийно-категориальный аппарат социальной работы нелегко, это  требует больших  усилий и кропотливой  самостоятельной  работы. Кроме того, необходимо изучать  другие (особенно смежные) научные дисциплины, внимательно читать специальную литературу. 

Значительную  помощь в усвоении понятийного аппарата социальной работы могут  оказать изданные в нашей стране и за рубежом справочные издания (словари, энциклопедии и т. д.).

                         Заключение. 

Социальная  деятельность в России, как и в других странах, служит благородным  целям - обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей. 

Любая деятельность, в том  числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент  которой необходим, органически связан и взаимодействует  с другими, выполняет  особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную  систему. Она состоит  из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых  друг от друга элементов  или, как еще говорят, компонентов.  

Прежде  всего социальную работу следует рассматривать  как самостоятельную  науку, что определяет ее место в системе  наук. Как любая  наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, категориальный аппарат. Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств  регуляции поведения  социальных групп  и личностей в  обществе. 

Предметом социальной работы являются закономерности, обусловливающие  характер и направленность развития социальных процессов в обществе. В России в условиях перехода к рыночной экономике, на фоне резкого  изменения характера  и форм социальных отношений, ломки  привычных стереотипов  жизненного опыта, утраты многими людьми социального  статуса и перспектив развития как для  общества в целом, так и для себя лично, возникли серьезные  трудности, с которыми невозможно справиться самостоятельно. Возросла социальная напряженность. Все это повышает значимость развертывания  социальной работы как  специализированного  вида деятельности, в том числе  с использованием психологически ориентированного и комплексного подходов. 

В системе подготовки специалиста курс «Теория социальной работы» выступает  как базовый, являющийся связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми будущими специалистами, и в этом состоит его специфика. С одной стороны, этот курс предлагает самостоятельную модель осмысления социальной работы во всех формах ее проявления, с другой -- выступает в качестве «пролога» к тем дисциплинам обучающего цикла, где каждая из проблем рассмотрена более глубоко и подробно.

Информация о работе Методологические проблемы теории социальной работы