Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:39, курсовая работа
Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим проблемам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы.
Введение.
Методологические проблемы теории социальной работы.
1.Теория социальной работы как модель теоретического осмысления объективной реальности.
2.Объект и субъект теории и практики социальной работы.
3.Принципы и закономерности в теории социальной работы, понятийно – категориальный аппарат теории социальной работы
Заключение.
Список литературы.
Модели социальной работы
К
началу 90-х годов
в научной литературе
вполне определенно
обозначились несколько
моделей теоретического
обоснования социальной
работы, ее понимания
как особой социальной
деятельности, общественного
явления. Они отразили
не только результаты
научных поисков
крупных ученых разных
школ теоретического
осмысления проблем
социальной защиты в
современном обществе,
но и его эволюции,
изменения в самом
содержании и формах
социальной работы.
Анализ известных теоретических
подходов к построению
научного знания в области
социальной работы по
их отношению к смежным
наукам, оказавшим и
оказывающим на него
наиболее сильное влияние,
свидетельствует о наличии,
как минимум, трех групп
теорий:
1) психолого-ориентированные
теории социальной работы;
2) социолого-ориентированные
теории социальной работы;
3) теории социальной
работы психолого-социологической
(социолого- психологической)
или комплексной, междисциплинарной
ориентации.
2.Объект и субъект теории и практики социальной работы.
.
ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию - беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.
Таких в России -
несколько десятков
миллионов. По
последним данным,
опубликованным в
печати, в стране:
Пенсионеров - 34,8 млн.;
Инвалидов - свыше 6 млн.;
Детей-инвалидов - 453,6 тыс.;
Злоупотребляющих спиртным и больных алкоголизмом -
более 20 млн.;
Употребляющих наркотики - почти 2 млн.;
Страдающих психическими заболеваниями - около 4,5 млн.;
Проституток (только в крупных городах) - более 120 тыс.;
Ежегодно совершается самоубийств - 50-80 тыс.;
Ежегодно совершается преступлений - от 2 до 3 млн.;
Число отбывших различные сроки в тюрьмах - 15-17% от всего населения страны
За последние 40 лет осуждены и отбыли наказание в исправительно-трудовых учреждениях - примерно 40 млн. человек;
Число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) приблизилось к миллиону;
В 1994 г. на 1080,6 тыс. браков пришлось 680,5 тыс. разводов;
Беженцев и вынужденных переселенцев в 1994 г. - 702 451 человек;
Безработных - 5 млн. 250
тыс. человек.
Такова неполная
социально-демографическая
характеристика объекта
социальной работы
в современной
России. Названы далеко
на все группы
людей, нуждающихся
в социальной помощи.
Каждый из этих
десятков миллионов
человек - уникальная
личность, с неповторимым
складом ума, психики,
сложнейшей биографией.
Это требует от
социального работника
исключительного
такта, проникновения
в судьбу человека,
сострадания, многостороннего
знания, разнообразных
умений, величайшей
терпеливости и
самоотдачи.
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В.И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.
Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность "социальный работник". В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Например, в трёх крупных городах Швеции - Стокгольме, Гётеборге и Мальме в 1990 г. профессиональных работников насчитывалось 3,5 тыс. человек, а непрофессиональных - 46,5 тыс. человек. Социальной работой по совместительству занималось 2600 сельских почтальонов, обслуживающих более 1 млн. человек.
В России недипломированных специалистов, но профессионально занимающихся социальной работой в различных службах социального обеспечения, страхования, здравоохранения, туристических, детских организациях насчитывается по различным источникам до 1 млн. человек. Только в отделениях социальной помощи на дому, появившихся в 1985 г., на начало 1991 г. работало 504 тыс. человек. За прошедшие годы их количество, несомненно, увеличилось, но точной цифры пока нет, так как статистический учёт этой категории специалистов пока не налажен. Не совсем ясен и их статус. Считать ли работников туристических организаций, занимающихся организацией туристических походов по выходным дням, настоящими профессионалами, - сказать трудно. В статистических органах они учитываются как спортивные работники.
Совсем нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах. Но здравый смысл подсказывает, что их, вероятно, около 8-10 млн. человек, так как по среднемировой статистике на одного социального работника приходится по 10-15 млн. человек, а по приведённым данным в России нуждающихся в социальной помощи примерно 100 млн. человек. Надо иметь в виду, что эти цифры во многом гипотетичны, условны и носят в основном ориентировочный характер.
Говоря о субъекте
социальной работы,
важно иметь в
виду ещё одно
обстоятельство. Среди
них есть те, кто
в основном занимается
организацией социальной
работы (их можно
назвать организаторами
или управленцами),
а есть те, кто
непосредственно
оказывает социальную
помощь. Их условно можно
назвать практическими
социальными работниками.
3.Принципы
и закономерности
в теории социальной
работы, понятийно
– категориальный
аппарат теории
социальной работы.
Одним
из важнейших системообразующих
элементов социальной
работы как науки
являются закономерности,
выражающие прочные,
повторяющиеся, объективно
обусловленные связи
между сущностями
явлений и процессов
и социальной работе.
Теоретическое обоснование
и экспериментальное
подтверждение закономерностей
социальной работы --
одна из основных задач
современных ученых
и исследователей.
Следует
отметить, что закономерности,
объективно существующие
в реальной действительности,
зачастую отличаются
от закономерностей,
имеющих место
в науке.
Закономерности
социальной работы,
сформулированные в
науке, по мере развития
и углубления познания
реальных процессов,
по мере совершенствования
понятийного аппарата
изменяются и трансформируются.
Междисциплинарный,
интегративный характер
социальной работы,
необходимость статистической
обработки огромного
количества эмпирического
материала, данных наблюдений
усложняет выявление
и формулирование
закономерностей.
В
настоящее время
можно говорить о
следующих закономерностях:
1)
социальная работа --
специфический вид
деятельности по
воздействию на
протекающие в
обществе процессы
в соответствии
с потребностями
людей, требованиями
конкретной обстановки,
служащий интересам
всех людей, их
духовному возвышению
и обновлению общественных
отношений, сохра
нению и реабилитации
социального здоровья;
2)
формирование индивида
происходит по "социальной
программе" -- под
воздействием общественной
среды при определяющей
роли активности
самой личности
в собственном
развитии;
3)
источники формирования
и потребления
социальных услуг
носят социально-
В
российской практике
доминирующими являются
теоретические принципы
психолого-педагогической
области познания,
например «принцип индивидуального
подхода». Условно
принципы социальной
работы можно разделить
на следующие группы: 1)
общие принципы, отражающие
стратегии социальной
работы во всех ее познавательных
и практических направлениях; 2)
концептуальные принципы,
характерные для
теоретических школ
и направлений; 3)
операциональные, и
имплицитные, принципы,
реализуемые в
процессе интеракций
на различных уровнях; 4)
этические принципы,
отражающиe нравственные
императивы социального
работника, выполняющего
в обществе определенную
миссию. В различных
травлениях и школах
данные принципы могут
иметь свои типологии
и классификации.
1)
Общие принципы
социальной работы
Эти
принципы отражают общие,
характерные для
всех систем классификаций
и таксономии социальной
работы типологические
связи и отношения,
существующие независимо
от формы проявления
практики и субъектности
нуждающегося клиента.
Общие принципы выражаются
в денотативных дефинициях,
где описание и
идентификация процессов
осуществляется через
ясные и доступные,
прозрачные концепты.
Они выражают философию
социальной работы в
аспекте ее теоретических
концептов метауровня
познания практики как
изменяемой в нужном
направлении реальности
проблем и нужд
клиентов. Такими принципами,
отражающими сущность
субъект-субъектных,
субъект-объектных,
объект-субъектных отношений,
выступают следующие:
-
Принцип активизации
исходит из идеи
о равноправном
партнерстве и
равной ответственности
субъекта и объекта
социальной помощи.
Цели активизации
связаны как с
определением
-
Принцип «среда --
личность» связан
с методологическими
установками на
процесс интеракции,
где в качестве
объекта изменения
выступает среда.
Среда может быть
представлена различными
объектами изменения
от общности до
референтной группы.
Он также выступает
в качестве методологического
принципа обоснования
существенных связей
и отношений субъекта
и среды, изменяющей
его индивидуальные
стратегии развития,
а также приводящие
к стагнации.
-
Принцип «личность
-- среда» отражает
сущность стратегий
изменения и развития
мезо- и макрообъектов
помощи, где в качестве
активного агента
модификации выступает
отдельный субъект.
Принцип выражает
философию социальной
работы и процесс
ее познания, предполагающий,
что не существует
фатальной зависимости
человека от среды,
которая также
изменяется под
воздействием индивидуальных
преобразований отдельных
субъектов.
-
Принцип «здесь
и теперь» -- общая
установка на процесс
взаимодействия и
познания социального
работника клиента,
где актуализируются
мысли, чувства,
события, имеющие
место непосредственно
в данное, конкретно-бытийное
время.
-
Принцип «там и
тогда» в общем
виде представляет
собой фокусирование
социального работника
на процессе взаимодействия
и познания клиента,
в которых актуализируются
прошлый опыт, жизненные
ситуации клиента,
явившиеся причиной
модификации его
жизненных стратегий.
-
Принцип «я и
другие» -- принцип,
согласно которому
процесс познания
в социальной работе
должен учитывать
совокупность воздействий,
ведущих к изменению
стратегий развития
объекта. Они могут
быть представлены
различными связями,
отношениями, ситуациями
и находиться в различных
сферах и областях существования,
непосредственно не
связанных с объектом
помощи. Согласно этому
принципу раскрывается
стратегия оказания
помощи субъекту, при
учете различных способствующих
ей сил.
Указанные
принципы универсальны,
характерны для всех
школ знания в социальной
работе, независимо
от их концептуальной
и идеологической
направленности. Они
имеют исторически
обоснованный характер,
отражают определенный
этап развития и познания
социальной работы,
они находятся
в постоянном обновлении,
уточнении и дополнении,
в зависимости
от исторических, социальных,
познавательных потребностей
и условий.
Информация о работе Методологические проблемы теории социальной работы