Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:39, курсовая работа
Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. К методологическим проблемам относят: объект и предмет науки, закономерности, понятийно-категориальный аппарат, методы, статус науки, принципы.
Введение.
Методологические проблемы теории социальной работы.
1.Теория социальной работы как модель теоретического осмысления объективной реальности.
2.Объект и субъект теории и практики социальной работы.
3.Принципы и закономерности в теории социальной работы, понятийно – категориальный аппарат теории социальной работы
Заключение.
Список литературы.
2)
Концептуальные принципы
социальной работы
Концептуальные
принципы в теории
познания социальной
работы выражены через
коввотативные и
номинативные дефиниции.
Коннотативные дефиниции
отражают специфику
познания концепций
мезоуровня, определяют
их особенные черты,
присущие только данному
уровню и направлению
познания. Номинальные
дефиниции представляют
главные, качественные
характеристики и
приоритеты теоретических
концептов, в их понятийной
оппозиции и пропозициях
относительно других
теоретических концептов
социальной работы.
Многообразие
теоретических концептов,
направлений, которые
постоянно находятся
в процессе развития,
затрудняет возможность
отражения всего
спектра этих принципов,
однако подходы к
их классификации
и характеристика
основных концепций
дают представление
о природе их функционирования.
Исходя
из концепции М.Блума
о компонентах
научной теории, научные
релевантные практике
социальной работы концепции
должны состоять из
доказуемых, научно
обоснованных и не
противоречивых компонентов.
Каждый компонент
должен отражать свой
уровень познавательных
задач, ему должны
соответствовать
свои таксации, он должен
представлять свою единицу
анализа реальности.
Структура научной концепции,
таким образом, должна
состоять из:
*
концептов;
*классификации;
*
нормативных моделей;
*
принципов.
Итак,
принципы данного
уровня познания связаны
с базовыми феноменами,
процедурами, смыслами
концепции. Не имея универсального
характера, они отражают
связи и отношения
определенной ветви
практики и научного
осмысления. Это можно
показать на нескольких
примерах.
Ситуативная
теория социальной работы
основывается на концепции
поведения. Центральным
концептом выступает
«ситуация». Спектр
ее проявлений достаточно
широк от индивидуального
кризиса до семейного
и коллективного,
что дает возможность
для классификации
нормативных и
патогенных ситуаций.
В этой связи принципы
отражают поведенческие
системные связи
в координатах
«жизнь и поведение».
Исходя из концепции
К.Левина можно представить
поведение в качестве,
функции ситуации:
В = f(S). Отсюда формируется
следующий принцип:
ситуация реализуется,
через персональное
развитие. Однако принцип
является не только
характеристикой
по отношению к
концептам теории,
но и определенной
гипотезой при
распространении
его на достаточно
большой круг феноменов
социальной работы,
таких, как сообщество,
семейные и референтные
группы и т.п., которые
входят в систему
классификации данной
теории.
Аналогичные
подходы могут
быть реализованы
и в отношении
других теорий социальной
работы.
Теория
ролей исходит
из детерминированности
поведения людей
их статусом, позицией
в межличностных
отношениях, Подходы,
которые реализуются
в социальной работе
исходя из данных концептов,
связаны с принципом
ролевой дополнительности.
Согласно этому принципу,
модели помощи и поддержки
субъекту возможны в
пределах изменения
его социально-ролевого
репертуара.
Экологическая
системная теория
основана на концепции
взаимного обмена
в системе «личность --
окружающая среда»,
представляющий собой
«непрерывный процесс,
где каждая сторона
постоянно что-то
изменяет и являет
собой взаимодействие».
Данный подход реализует
принцип экологической
дополнительности, и
его принципиальное
отличие состоит
в том, что этот
принцип заимствован
из теории кибернетики
и дополнительность
рассматривается
в оппозициях к
различным микро-,
мезо- и макросистемам,
представленным в
социальной работе индивидом,
семьей, группой, сообществом,
государственной
системой. Принцип
дополнительности конкретизируется
соответственно своему
уровню связей и системных
оппозиций. Так, в
системе «государство --
сообщество», данный
принцип понимается
таким образом, что
сообщество людей
получает помощь от
государства с
учетом уровня их проживания,
но пропорционально
имеющимся натуральным
ресурсам.
3)Операциональные
принципы
Операциональные
принципы выражаются
через операциональные
дефиниции. Они раскрываются
через индивидуальные
смысловые категории,
принятые в той
или иной профессиональной
культуре. Операциональные
принципы выстраиваются
на основе индивидуального
опыта социального
работника в процессе
его взаимодействия
с клиентом.
Практика
взаимодействий с
клиентом выработала
определенные подходы,
ставшие аксиоматическими,
например:
*
Клиент всему начало.
*
Начало контакта
с клиентом -- начало
лечения.
*
Продвигаться вместе
с клиентом и
т.д.
4)
Этические принципы
социальной работы
Этические
принципы социальной
работы определяют нормированное
поведение социального
работника. С одной
стороны, оно выступает
в процессе помощи
как один из видов
поддержки « человека-
*
содействие в поддержке
физического и
психосоциального
здоровья;
*
предотвращение физических
и умственных болезней;
*
содействие в усилении
физического и
психосоциального
функционирования; -
*
внимание к социальным
и эмоциональным
ударам, приводящим
к болезням и
недееспособности.
Специальные
стандарты профессиональной
деятельности социальных
работников, включающие
в себя этические
принципы профессионального
взаимодействия, имеют
и другие зарубежные
организации социальных
работников.
В
Российской Федерации
в 1994 г. на конференции
членов Межрегиональной
ассоциации работников
социальных служб
был утвержден
кодекс социального
работника, который
включает в себя следующие
принципы:
*
принцип компетентности;
*
принцип моральной
ответственности
перед клиентом;
*
принцип моральной
ответственности
перед обществом;
*
принцип моральной
ответственности
перед профессией
и коллегами.
понятийно-категориальный
аппарат социальной
работы
Междисциплинарный
характер социальной
работы как научной
и учебной дисциплины
находит свое выражение
в том понятийно-категориальном
аппарате, которым
пользуются специалисты
в этой области.
Понятия,
категории социальных,
гуманитарных наук —
это ступеньки
познания социальной
действительности, социальных
процессов, основа знания
социальных отношений.
В
повседневной жизни
мы пользуемся словами,
теми или иными
терминами, понятиями,
категориями. Слово
служит для наименования
предметов, лиц, процессов,
свойств. Термин как
слово имеет оттенок
специального научного
значения. Система
терминов, называемая
терминологией, служит
основой какого-либо
научного знания. Понятие (с
философской точки
зрения) — это
форма мышления, которая
отражает существенные
свойства и связи
предметов и явлений.
Наиболее важные, ключевые,
фундаментальные
понятия какой-либо
науки называются
категориями.
Каждая
наука имеет свою
терминологию, свой
понятийно-категориальный
аппарат.
Понятийно-категориальный
аппарат вбирает
в себя как понятия,
выработанные в процессе
возникновения и
развития данной науки,
так и понятия
других (особенно близких)
научных дисциплин.
Это относится
и к социальной
работе. В то же время,
используя понятия
родственных научных
дисциплин, каждая отдельная
наука придает
им своеобразие, определенную
специфику в соответствии
с содержанием
своего объекта и
предмета. Достаточно,
например, сравнить
такие термины, как
«адаптация», «взаимоотношения»,
«голодание», «группа»,
«диагностика», «конфликт»,
«личность», «общение»,
«реабилитация» и
др. При совпадении
сущностного содержания
они тем не менее
имеют свой подтекст,
свои оттенки в
философии, социологии,
социальной работе,
психологии, социальной
медицине, педагогике
и других науках.
Как
в любой научной
дисциплине, в социальной
работе предпринимаются
попытки классифицировать
используемые понятия.
Одну
группу составляют термины
и понятия, которые
не являются специфическими
категориями социальной
работы как науки.
Среди них можно
выделить понятия, связанные
преимущественно
с конкретными
дисциплинами. Например,
социальная сфера, социальные
отношения — с
социологией, педагогикой
и психологией; реабилитация
— с социальной
медициной и т.
д.
Вторая
группа понятий относится
преимущественно
к социальной работе
и в то же время
используется другими
науками. Это понятия,
которые определяют
прежде всего объекты
и основные направления
социальной работы,
социальные службы и
учреждения. Среди
них группы риска,
социально слабо
защищенные слои населения,
лица и группы с
девиантным поведением,
социальная защита,
социальная защищенность,
социальная поддержка,
социальная помощь,
приюты для детей
и подростков, территориальные
центры помощи семье
и детям, социально-реабилитационные
центры для несовершеннолетних,
управления социальной
защиты населения
и др.
Рассмотрим
некоторые ключевые
для курса «Основы
социальной работы»
понятия и категории.
Прежде всего это
понятие «социальная
работа» и примыкающие
к нему, близкие, пересекающиеся
с ним, но не тождественные
ему понятия «социальная
защита», «социальная
поддержка», «социальная
помощь» и др.
Под
социальной защитой
можно понимать систему
мероприятий, осуществляемых
обществом и его
различными структурами,
по обеспечению гарантированных
минимально достаточных
условий жизни, поддержанию
жизнеобеспечения и
деятельного существования
человека.
Социальную
поддержку можно
трактовать как специальные
меры, направленные
на поддержание условий,
достаточных для
существования «слабых»
социальных групп, отдельных
семей, личностей, испытывающих
нужду в процессе своей
жизнедеятельности
и деятельного существования.
Социальная
помощь — это система
социальных мер в
виде содействия, поддержки
и услуг, оказываемых
отдельным лицам
или группам населения
социальной службой
для преодоления
или смягчения
жизненных трудностей,
поддержания их социального
статуса и полноценной
жизнедеятельности,
адаптации в обществе.
Социальная
работа может быть
рассмотрена как
разновидность человеческой
деятельности, цель
которой оптимизировать
осуществление субъективной
роли людей во всех
сферах жизни общества
в процессе жизнеобеспечения
и деятельного
существования личности,
семьи, социальных и
других групп и
слоев в обществе.
В
литературе имеются
и другие формулировки
этих понятий. Но главное
в том, что социальная
работа как одна из
разновидностей деятельности
направлена на оказание
помощи, поддержки, защиты
всех людей, особенно
так называемых слабых
слоев и групп.
Ясно, что такая
деятельность имела
место с самого
начала возникновения
человеческого общества,
принимая разные формы
на различных этапах
его развития.
Важно
отметить, что социальная
работа как разновидность
деятельности направлена
не только на реализацию
мер социальной поддержки
«слабых» социальных
групп, но и на реализацию
мер по социальной
защите всего населения.
В этом широком
смысле социальная работа
касается каждого
человека, всего населения.
Спектр
социальной работы,
социальной помощи населению
исключительно многообразен.
Причем, как правило,
он имеет тенденцию
к расширению. Вот
как, например, развивалась
социальная помощь в
Швеции за последние 70—80
лет. Вначале в
стране оказывалась
помощь только по дому
и хозяйству престарелым
и семьям с детьми. Потом
к этим услугам прибавились
услуги по уходу за больными
детьми и детьми работающих
родителей, а еще позже
— такие сферы обслуживания,
как доставка престарелым
и инвалидам продовольствия
на дом; помощь в мытье
больных, престарелых
и инвалидов; стирка;
уборка помещений; выполнение
тяжелых хозяйственных
работ; стрижка, маникюр
и педикюр на дому; организация
развлекательных мероприятий,
лечебной и спортивной
гимнастики; экскурсионное
обслуживание; открытие
дневных центров разнообразного
назначения (лечебных,
спортивных, игровых,
для умственно отсталых,
для алкоголиков, наркоманов
и т. д.).
Информация о работе Методологические проблемы теории социальной работы