Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:35, доклад
В настоящее время проблемам преподавания математики в школе стали уделять больше внимания. Это связано с научно-техническим прогрессом и развитием наукоемких производств. Технические науки, среди которых, в последнее время, быстро развиваются и имеют огромное практическое значение, такие как информационные технологии, электроника и т.д., немыслимы без математического аппарата.
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она обеспечивает изучение других дисциплин. Требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Методика введения новых понятий в курс математики V – VI классов
Введение
В настоящее
время проблемам преподавания математики
в школе стали уделять больше
внимания. Это связано с научно-
Основа для математической грамотности закладывается именно в школе, поэтому изучению вопросов, связанных с этим процессом, уделяется пристальное внимание. Математика является одним из опорных предметов школы. Она обеспечивает изучение других дисциплин. Требует от учащихся волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Школьный курс математики подразделяют на несколько этапов:
а) V – VI классы. На этой ступени изучается один предмет математического цикла – "Математика";
б) VII – IХ классы. Изучается два предмета – "Алгебра" и "Геометрия";
в) Х –ХI классы. Изучается "Алгебра и начала анализа" и "Геометрия".
В данной работе будет рассмотрен курс математики V – VI классов. Материал, который изучается в этот период, имеет весомое значение в школьном курсе математики, т.к. вводимые в V – VI классах понятия являются базисными для формирования у школьников понимания предмета математики в дальнейшем. Именно поэтому не стоит недооценивать значимость этого вопроса.
Успешность преподавания математики, как и остальных предметов школьной программы, определяют многие факторы, среди которых, как основной, выделяют выбор методики преподавания. Именно от правильного выбора методов и приемов преподавания каждой темы курса и их удачного сочетания, зависит уровень понимания, в конечном счете, учащимися материала.
Цель данной работы показать существующие в настоящий момент методики введения новых понятий в курсе математики V – VI классов.
Для раскрытия темы и решения поставленной задачи в работе будут рассмотрены и изучены: программа по курсу "Математика" V – VI классов; печатные учебные пособия для учащихся, используемые в настоящее время в общеобразовательных средних школах; электронные учебные пособия и проекты; а также описания существующих методик введения новых понятий в курс математики V – VI классов.
1 глава.
Содержание предмета математики в V – VI классах
"Основной задачей обучения математике в общеобразовательной средней школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества достаточного для изучения сложных дисциплин и продолжения
образования"
Если говорить о курсе математики в V – VI классах, то основной целью, на этом этапе обучения математике, является систематическое развитие понятия числа, выработка умения выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится
на индуктивной основе с привлечением
элементов дедуктивных
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств, учатся составлять по условию текстовой задачи несложные линейные уравнения и решать их, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Предмет математики V – VI классов объединяет много разноплановых понятий (числа, сравнения чисел, действия над числами и законы этих действий, переменная, неравенство, пропорция, процент, геометрические фигуры и их свойства и др.). Объединяющими средствами при построении учебного предмета являются единые методические подходы в изложении родственных понятий. Таким образом, использование единых методических подходов, позволяет добиться сознательного понимания сущности математических действий и понятий учащимися. Приведем некоторые их этих методических приемов:
1. Пропедевтика
функции, в частности
2. Систематическое
изучение законов
3. Благодаря введению понятия переменной и однозначного соответствия стало возможным более широкое использование таблиц, графиков, формул, схем.
4. Введение выражений с переменной, уравнений и неравенств позволило изменить виды задач с дидактическими и познавательными функциями при изучении числовых множеств и уже в V – VI классах показать практическую применимость новых числе и действий над ними в самом предмете математики.
2 глава.
Методика введения новых понятий в курс
математики V – VI классов
Методика обучения
математики устанавливает, какими способами
можно добиться у всех учащихся прочных
знаний, умений и навыков, затрачивая
на это минимум сил и времени,
а также как развивать
При использовании различных приемов и методик следует учитывать уровень подготовки учащихся, специфику изучаемой темы и т.п. факторы. Используя в своей работе совокупность различных методов, приемов и их комбинации, учитель может добиться желаемых успехов.
Курс математики V – VI классов построен индуктивно. Содержание основных понятий раскрывается в ходе решения и анализа дидактических задач, что, несомненно, оказывает влияние на выбор методов обучения. Рассмотрим основные методы, используемые при введении новых понятий в
V – VI классах: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный рассказ и решение познавательных задач.
§1 Объяснительно-иллюстративный метод
Чтобы учащиеся
получили понятие о действии, обычно,
эффективно использование объяснительно-
Этим методом
можно воспользоваться при
Например, при изучении сложения чисел с разными знаками в VI классе, учащиеся уже знают, как складывать числа с разными знаками при помощи координатной прямой. Поэтому для изучения темы нужно показать и закрепить алгоритм сложения таких чисел. Эта задача успешно выполняется с использованием объяснительно-иллюстративного метода. В учебнике для 6 класса Виленкина Н.Я. дается следующее объяснение этой темы.
Вначале на задачах ведется объяснение:
Если температура воздуха была равна 90С, а потом она изменилась на – 60С (т.е. понизилась), то она стала равной 9 + (-6) градусам (обращается внимание учащихся на рисунок).
Чтобы сложить числа 9 и –6 с помощью координатной прямой, надо точку А(9) переместить влево на 6 единичных отрезков. Получим точку В(3). Значит |9| + |-6| = 9 – 6 = 3.Если та же температура воздуха 90С изменилась на –120С, то она стала равной 9 + (-12). С помощью координатной прямой получим
9 + (-12) = -3.
Число –3 имеет тот же знак, что и слагаемое –12, а его модуль равен разности модулей слагаемых –12 и 9. |-3| = 3 |-12| - |-9| = 12 – 9 = 3.
Затем формулируется алгоритм действия:
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: 1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший; 2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
§2 Частично-поисковый метод
Объяснительно-иллюстративный
метод имеет положительные
В V – VI классах
частично-поисковым методом
При использовании
этого метода изучения нового материала
обычно соблюдается следующая
1. Решаются дидактические упражнения с целью организации наблюдений и простейшего анализа для выявления какой-либо закономерности. Поэтому важно, чтобы упражнения полно раскрывали структуру понятия.
2. В процессе
решения дидактических
3. На основе
наблюдений и анализа решенных
заданий, выяснения свойств и
зависимостей изучаемого
4. И, наконец,
решают упражнения на
Рассмотрим использование метода, на примере введения понятия о координатах точек на прямой по учебнику Виленкина Н.Я. для 5 класса.
В учебнике разбираются
следующие дидактические
1. Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз (см. рисунок 1). Покажите, где будет находится белка, если она удалится от дупла на 3 м. Сколько ответов можно дать на этот вопрос? Покажите на рисунке, где окажется белка, если она будет находится: а) выше дупла на 2 м; б) ниже дупла на 3 м;
в) ниже дупла
на 1,5 м; г) выше дупла на 2,5 м.
2. Проведите
горизонтальную прямую и
а) А правее 0 на 6 клеток; б) В левее 0 на 5,5 клетки; в) С правее О на клетки; г) К левее 0 на 2 клетки.
Как мы видим, в учебнике приводится ряд заданий подталкивающих учащихся к пониманию темы, а само определение не дается явно в тексте материала.
§3 Проблемный метод
Непосредственным
расширением частично-
В V – VI классах эти уроки очень важны, т.к. на них можно проследить за логикой открытия и соответственно глубже понять суть темы. Этим путем можно ввести понятие отрицательного числа, координатной плоскости и др.
Например, при
введении понятия о координатной
плоскости можно построить
Вначале координаты употреблялись в астрономии и географии, как широта и долгота на небесной сфере и земном шаре. Затем в XVI веке французский математик Н.Оресм использовал координаты на плоскости. Затем Декарт вводит координатную плоскость для изображения формул и полностью раскрывает сущность координатного метода.
Информация о работе Методика введения новых понятий в курс математики V – VI классов