Методика работы с детьми имеющие умственные аномалии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:05, реферат

Описание работы

Психолог, работающий с аномальными детьми и подходящий к ним с диагностической задачей, не знает, какая сторона психического развития и психической деятельности аномального ребенка станет центральной в исследовании. Прежде всего, необходимо сориентироваться в особенностях развития ребенка, выделить изменения в его развитии и затем тщательно их проанализировать. Для ориентации психолог часто имеет ограниченное количество времени, особенно в условиях медико-педагогических комиссий. Безусловно, ориентация психолога определяется многими факторами.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………..3стр.
2. Изучение документации ребенка ……………………………………..4стр.
3. Изучение продуктов деятельности аномальных детей ……………..5стр.
4. Метод наблюдения ……………………………………………………..6стр.
5. Метод беседы …………………………………………………………...7стр.
6. Метод эксперимента ……………………………………………………8стр.
7. "Доски Сегена" ………………………………………………………...10стр.
8. Методика Кооса ……………………………………………………….11стр.
9. Заключение …………………………………………………….………12стр.
10. Словарь ………………………………………………………………13стр.
11. Список используемой литературы …………………………………15стр.

Работа содержит 1 файл

образования и науки Российской Федерации.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

В экспериментах, которые проводятся с аномальными  детьми, есть своя специфика. Прежде всего она состоит в том, что:

    • содержание заданий должно быть доступно и интересно ребенку,
    • сама подача модели должна идти особым образом.

В большинстве случаев  задание предлагается в игровой форме; это касается детей как дошкольного, так и школьного возраста. При работе с детьми школьного возраста применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание «пиктограмма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т. д.

Таким образом, моделируемый психический акт или  процесс должен быть:

    • претворен в эксперименте в иначе мотивированное, простое, доступное осмыслению аномального ребенка действие,
    • мотивировка этого действия не должна провоцировать негативных реакций, а напротив, должна способствовать установлению контакта с ребенком, что позволит провести обследование глубоко и тщательно.

Метод эксперимента, как  и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости  ребенка.1

 

"Доски Сегена"

Эта методика может  быть использована для исследования наглядно-действенного мышления умственно  отсталых детей.

Методика  позволяет выявить способность  ребенка к:

    • осмыслению новых способов действия,
    • обучаемость этим способам действий.

Особый интерес представляет применение этой методики для исследования детей дошкольного возраста и  глубоко отсталых.

Ценность данной методики состоит в том, что она  не предусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых  ребенком действий. Поэтому она пригодна для исследования тех умственно отсталых детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще не имеют сформированной речи.

Используются доски с  пазами различной геометрической формы  и соответствующими им вкладками. Имеются  варианты этик досок разной степени  сложности. Элементарная доска из четырех  вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант  доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется  детям старше 3 лет.

Сложность зависит  от того, что некоторые пазы могут  быть заполнены лишь комбинацией  нескольких вкладок. Углубленная апробация  разных вариантов досок Сегена и  анализ разных показателей (времени, ошибок, способов действий и др.) при диагностике  умственной отсталости производились  коллективом сотрудников психологической  лаборатории Московского НИИ  психиатрии МН РСФСР (Л. Н. Поперечная, И. А. Коробейников) при участии студентов  дефектологического факультета МГПИ им. В. И. Ленина. Этим коллективом было исследовано свыше 300 детей 7 лет (200 здоровых и 100 умственно недоразвитых), проведен анализ экспериментальных  данных по одной из более сложных  досок.

Методика  проведения опыта очень проста: экспериментатор  показывает ребенку доску с уложенными вкладками => затем высыпает их и жестами предлагает вложить на место. Иногда экспериментатор начинает это делать сам, чтобы привлечь ребенка.

Оценка результатов проводится на основании анализа процесса всей работы ребенка. Прежде всего следует обратить внимание на то:

    • как ребенок воспринимает инструкцию и приступает к выполнению задания,
    • важно установить, что простую (не требующую усвоения инструкции) работу ребенок выполняет охотно, старательно, испытывая видимое удовольствие от удачи (это удовольствие проявляется у некоторых детей так явно, они так рады, что получили задание по силам, что по собственной инициативе вновь к вновь вынимают и вставляют вкладки такая заитересованность наблюдается у личностно сохранных детей).
    • Интеллектуально полноценные дети в раннем дошкольном возрасте (с 2 лет) способны правильно соотнести фигуру с пазом и уложить каждую в соответствующее ей место. Некоторые из них, правильно понимая задание, испытывают чисто технические трудности при укладке фигур из-за неловкости мелких движений рук (вследствие общей моторной недостаточности).
    • Глубоко умственно отсталые дети бесцельно манипулируют фигурками, сосут их, стучат ими. Другие пытаются положить вкладки, но действуют хаотично и бессистемно, так называемым методом проб и ошибок (тычут любую фигурку в любой паз, накладывают фигурки на уже занятые пазы). Более сохранные дети воспринимают задачу правильно, но испытывают некоторые трудности при дифференциации более сложных сводных геометрических форм (овал и полукруг, ромб и шестиугольник и т. д.).
    • Другим критерием для оценки интеллектуальной деятельности является восприимчивость детей к помощи. Даже среди тех, кто выполняет задание методом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влиянием указания экспериментатора. Особенно хорошо удается выявить обучаемость ребенка при повторных и даже трехкратных предъявлениях того же задания. В одних случаях дети и во второй и в третий раз действуют хаотично и нецеленаправленно. Дети же, способные к неко-торому продвижению при повторном выполнении, улучшают способ действия.
    • Эти данные могут иметь прогностически важное значение. Даже с детьми-имбецилами, обнаружившими некоторую восприимчивость к помощи в этом задании, можно и нужно организован" педагогическую работу.2

 

Методика Кооса

Созданная в 1923 г. американским психологом Коосом методика получила всемирное признание и  распространение. Она направлена на:

    • выявление конструктивного праксиса,
    • способности пространственной ориентировке,
    • анализу фигуры (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков).

16 кубиков Кооса  имеет одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, белую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей степени сложности. Чертежи могут быть составлены из четырех, девяти или всех шестнадцати кубиков.

Методика  может быть использована для:

    • исследования детей самых разных возрастов (от 4 лет и старше) в зависимости от цели исследования,
    • она может быть модифицирована в "обучающий эксперимент",
    • может быть использована и как материал лри исследовании уровня притязаний.

Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей. Затем просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесообразно  начинать с предъявления более легких чертежей. Можно проводить диагностическое "обучение" по специальной схеме, пользуясь определенными чертежами  и системой дозированных подсказок  к ним. Можно широко пользоваться повторением заданий, отдельных  чертежей: при "обучении" предъявляется  аналогичный чертеж для самостоятельного выполнения. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

Данная методика позволяет выявить возможности  ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как:

    • анализ и синтез на материале конструктивной,
    • внеречевой деятельности.

Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда  ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи или по каким-либо другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослыми. Методика также позволяет выявить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает особое отношение, заинтересованность, что дает возможность выявлять их реакции на успех и неуспех и позволяет использовать методику в качестве материала при исследовании уровня притязаний.3

 

 

Заключение

Процесс определения готовности ребенка к обучению в школе  и выбора оптимальных педагогических условий должен осуществляться комплексно специалистами смежных областей знаний: общей педагогики, дефектологии, возрастной педагогической психологии, физиологии, клиники психоневрологических заболеваний, социологии и др. Системный  анализ личностных особенностей ребенка  дает возможность не только выявить  и квалифицировать отдельные  недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние  тех или иных проявлений негативного  развития.

Задачи диагностики, таким  образом, преобразуются в диагностико-консультативные. Построение коррекционно-развивающего педагогического процесса необходимо для преодоления и (или) профилактики негативных проявлений в развитии, основывается на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление физического  здоровья ребенка, общую коррекционную  направленность фронтального учебно-воспитательного  процесса (на уроках, внеклассных занятиях, во время самоподготовки), индивидуально-групповую  коррекционную работу в зависимости  от специфических недостатков в  развитии (кинезитерапию, логопедию, лечебно-физкультурную  коррекцию, зрительно-пространственную координацию, психокоррекцию и т.п.).

При выборе оптимальных педагогических условий для учащихся важно учитывать  как индивидуально типологические особенности, так и возрастные этапы  развития. В связи с этим необходимо предусмотреть коррекцию и компенсацию  недостатков развития на основе ведущего вида деятельности (игровая деятельность в дошкольный период, учебно-познавательная - в школьном возрасте, познавательно-трудовая - в подростковом).

Учитывая изложенное выше, возникает необходимость создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия  для детей с трудностями в  обучении, в соответствии с их возрастными  и индивидуально-типологическими  особенностями, состоянием соматического  и нервно-психического здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

Абстракция – процесс умственной деятельности человека, позволяющий мысленно рассматривать отдельные свойства, стороны или состояния предмета; лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

Адаптация – приспособление к условиям среды.

Актуализация – воспроизведение имеющихся знаний, умений, навыков.

Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленение предмета, явления на составные части. Обратная процедура – синтез-соединение элементов в целое.

Аномалия – отклонение от нормы.

Ассоциация – связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого..

Аффект – сильное кратковременное эмоциональное переживание.

Аффективные дети – дети, у которых устойчивые тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.

Библиотерапия – лечебное воздействие средствами литературы.

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Внимание – направленность, избирательность психической деятельности.

Внутренняя речь – произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.

Восстановительное обучение – методы восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, общей и умственной работоспособности.

Деятельностный  подход – принцип рассмотрения особенностей личности через призму деятельности – процесса достижения поставленных целей..

Задержка психического развития – тип аномалии психического развития ребенка, парциональное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека.

Интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида, основанная форма познания человеком действительности. Способность к обучению, оперирование символами, способность к овладению закономерностями окружающего мира.

Коммуникативная функция речи – функция общения.

Компенсация – процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате какой-либо функции.

Коррекция нарушенной речи – устранение, преодоление, исправление недостатков речи.

Личность – человеческий индивид; появляется с возникновением сознания и самосознания.

Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения.

Механизмы нарушения  речи – характер отклонений процессов и операций в возникновении и развитии речевой деятельности.

Недоразвитие  речи – качественно низкий уровень сформированности по сравнению с нормой определенной речевой функции или речевой системы в целом.

Информация о работе Методика работы с детьми имеющие умственные аномалии