Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:05, реферат
Психолог, работающий с аномальными детьми и подходящий к ним с диагностической задачей, не знает, какая сторона психического развития и психической деятельности аномального ребенка станет центральной в исследовании. Прежде всего, необходимо сориентироваться в особенностях развития ребенка, выделить изменения в его развитии и затем тщательно их проанализировать. Для ориентации психолог часто имеет ограниченное количество времени, особенно в условиях медико-педагогических комиссий. Безусловно, ориентация психолога определяется многими факторами.
1. Введение ………………………………………………………………..3стр.
2. Изучение документации ребенка ……………………………………..4стр.
3. Изучение продуктов деятельности аномальных детей ……………..5стр.
4. Метод наблюдения ……………………………………………………..6стр.
5. Метод беседы …………………………………………………………...7стр.
6. Метод эксперимента ……………………………………………………8стр.
7. "Доски Сегена" ………………………………………………………...10стр.
8. Методика Кооса ……………………………………………………….11стр.
9. Заключение …………………………………………………….………12стр.
10. Словарь ………………………………………………………………13стр.
11. Список используемой литературы …………………………………15стр.
В экспериментах, которые проводятся с аномальными детьми, есть своя специфика. Прежде всего она состоит в том, что:
В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме; это касается детей как дошкольного, так и школьного возраста. При работе с детьми школьного возраста применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание «пиктограмма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т. д.
Таким образом, моделируемый психический акт или процесс должен быть:
Метод эксперимента, как и другие методы, должен обеспечить выявление и негативных, и позитивных возможностей ребенка, кроме того, обеспечить получение сведений об обучаемости ребенка.1
"Доски Сегена"
Эта методика может быть использована для исследования наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей.
Методика позволяет выявить способность ребенка к:
Особый интерес представляет применение этой методики для исследования детей дошкольного возраста и глубоко отсталых.
Ценность данной
методики состоит в том, что она
не предусматривает речевой
Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками. Имеются варианты этик досок разной степени сложности. Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше 3 лет.
Сложность зависит
от того, что некоторые пазы могут
быть заполнены лишь комбинацией
нескольких вкладок. Углубленная апробация
разных вариантов досок Сегена и
анализ разных показателей (времени, ошибок,
способов действий и др.) при диагностике
умственной отсталости производились
коллективом сотрудников
Методика проведения опыта очень проста: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками => затем высыпает их и жестами предлагает вложить на место. Иногда экспериментатор начинает это делать сам, чтобы привлечь ребенка.
Оценка результатов проводится на основании анализа процесса всей работы ребенка. Прежде всего следует обратить внимание на то:
Методика Кооса
Созданная в 1923 г. американским психологом Коосом методика получила всемирное признание и распространение. Она направлена на:
16 кубиков Кооса имеет одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, белую, бело-красную и желто-синюю стороны. В комплекте имеются 18 чертежей постепенно возрастающей степени сложности. Чертежи могут быть составлены из четырех, девяти или всех шестнадцати кубиков.
Методика может быть использована для:
Ребенку дают кубики
и какой-либо из чертежей. Затем просят
составить из кубиков изображенную
на чертеже фигуру. Целесообразно
начинать с предъявления более легких
чертежей. Можно проводить
Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как:
Это является особенно важным критерием в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи или по каким-либо другим причинам отказывается от вербального контакта со взрослыми. Методика также позволяет выявить особые пространственные нарушения, возникающие при некоторых формах поражения головного мозга (локализованные травмы черепа, опухоли, частичное повреждение сосудов головного мозга). Как правило, предъявление этого задания почти у всех детей вызывает особое отношение, заинтересованность, что дает возможность выявлять их реакции на успех и неуспех и позволяет использовать методику в качестве материала при исследовании уровня притязаний.3
Заключение
Процесс определения готовности ребенка к обучению в школе и выбора оптимальных педагогических условий должен осуществляться комплексно специалистами смежных областей знаний: общей педагогики, дефектологии, возрастной педагогической психологии, физиологии, клиники психоневрологических заболеваний, социологии и др. Системный анализ личностных особенностей ребенка дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки развития, но и определить динамику его индивидуального развития, понять причины, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного развития.
Задачи диагностики, таким
образом, преобразуются в диагностико-
При выборе оптимальных педагогических
условий для учащихся важно учитывать
как индивидуально
Учитывая изложенное выше,
возникает необходимость
Словарь
Абстракция – процесс умственной деятельности человека, позволяющий мысленно рассматривать отдельные свойства, стороны или состояния предмета; лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.
Адаптация – приспособление к условиям среды.
Актуализация – воспроизведение имеющихся знаний, умений, навыков.
Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленение предмета, явления на составные части. Обратная процедура – синтез-соединение элементов в целое.
Аномалия – отклонение от нормы.
Ассоциация – связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого..
Аффект – сильное кратковременное эмоциональное переживание.
Аффективные дети – дети, у которых устойчивые тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.
Библиотерапия – лечебное воздействие средствами литературы.
Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.
Внимание – направленность, избирательность психической деятельности.
Внутренняя речь – произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.
Восстановительное обучение – методы восстановления процессов памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, общей и умственной работоспособности.
Деятельностный подход – принцип рассмотрения особенностей личности через призму деятельности – процесса достижения поставленных целей..
Задержка психического развития – тип аномалии психического развития ребенка, парциональное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие психики каждого человека.
Интеллект – совокупность всех познавательных функций индивида, основанная форма познания человеком действительности. Способность к обучению, оперирование символами, способность к овладению закономерностями окружающего мира.
Коммуникативная функция речи – функция общения.
Компенсация – процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате какой-либо функции.
Коррекция нарушенной речи – устранение, преодоление, исправление недостатков речи.
Личность – человеческий индивид; появляется с возникновением сознания и самосознания.
Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения.
Механизмы нарушения речи – характер отклонений процессов и операций в возникновении и развитии речевой деятельности.
Недоразвитие речи – качественно низкий уровень сформированности по сравнению с нормой определенной речевой функции или речевой системы в целом.
Информация о работе Методика работы с детьми имеющие умственные аномалии