Методика работы с цветными числами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Процесс формирования математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

Работа содержит 1 файл

контрольная математика в доу.docx

— 96.61 Кб (Скачать)

      В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем  больше значение того числа, которое  она выражает. Цвета, в которые  окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами  первого десятка натурального ряда чисел.  
Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
 

      РЕКОМЕНДАЦИИ  К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

      1. Освоение комплекта 

      Игры  и упражнения состоят в группировке  по разным признакам, сооружение из них  построек. Дети осваивают состав комплекта, цвета, соотношение палочек по размеру.

      2. Построение лестницы 

      Дети  строят лестницы разных размеров, что  сопровождается рассматриванием палочек  и изучением их особенностей. Так  дети узнают, что элементы одного цвета  имеют одинаковую длину, и наоборот. Строя лестницу, осваивают последовательную зависимость палочек по длине.

      3. Освоение отношений по длине, высоте, массе, объёму 
Используются различные игровые задачи: "Я спрятала палочку длиннее (легче, больше) желтой. Найдите ее! (Скажите какую)'. Или: задавать вопросы, на которые возможно как можно больше ответов. "Назови все палочки, которые короче синей, но длиннее черной". Игра-викторина: прячут одну палочку, надо угадать какую. При этом можно задать несколько вопросов о палочках, но нельзя спрашивать о цвете. На вопросы даются ответы "да" или "нет".

      4. Составление ковриков. составление узоров. 
Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же". Возможны различные варианты. 
Построить ковер как можно больше без какого-либо условия (правила). Построить ковер так, чтобы все полосы в нем были разного цвета. Построить ковер из палочек только определенного цвета и т.д. Составление узоров. 

      5.Развитие  у детей количественных представлений.  
Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?"  
Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено.  
В 3-4 года воспитатель предлагает найти палочку "1", уточняет, какого она цвета, предлагает положить перед собой, затем палочку "2" и положить ее под белую палочку так, чтобы получилась ступенька.

      - А теперь найдите "З", Какого  цвета палочка "З"? Положите  голубую палочку "3" под розовую. Давайте посчитаем, сколько же ступенек получилось? Поставьте пальчик на белую палочку (кубик) и вместе считаем, каждый раз переставляя пальчик.

      - Сколько же ступенек в лесенке?  Три.

      - Давайте проверим, не ошиблись  ли мы?

      Дети  снова считают. Порядковый счет осваивается  детьми трех-четырех лет одновременно с количественным. Поэтому дальнейший ход рассуждений и действий следующий:

      - Которая по счету белая палочка? (Если считать сверху вниз). 

      - Первая. А которая по порядку розовая палочка?

      - Вторая. А голубая - третья. Давайте  теперь вместе посчитаем по  порядку сверху вниз. Поставьте  пальчик на верхнюю палочку  "один" и считаем: первая, вторая, третья. Пальчик шагает по ступенькам  и считает. Давайте еще раз  посчитаем .

      А теперь посчитаем в обратном порядке: снизу вверх. Поставьте пальчик  на нижнюю ступеньку, он будет "шагать" по ступенькам и считать. Считаем: третья, вторая, первая. Постепенно числовая лесенка увеличивается и соответственно в ходе игровых упражнений детьми осваивается количественный и порядковый счет.

      Когда дети хорошо освоят цвета палочек  и числа, которые они обозначают, (независимо от возраста) им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 6, положили перед собой. Дети строят числовую лесенку относительно числа "6" (вверх и вниз).Можно строить лесенку иначе. Например, воспитатель называет число четыре, дети находят палочку и кладут ее выше числа "б", оставляя расстояние, так как между палочками, обозначающими число "4° и "6" должна быть еще одна палочка. Далее воспитатель называет, к примеру, 8,2,9, 5,3,1, 7,10. Подобное упражнение следует периодически повторять.

      Освоив  построение числовой лесенки и поупражняясь в количественном и порядковом счете, дети переходят к называнию смежных чисел. Их спрашивают: "Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?". В случае затруднения предлагается задание на сравнение двух чисел, например, 3 и 4, определить, какое из чисел меньше, какое больше, проверить ответ с помощью палочки "1". Ребенок поясняет, что если рядом с голубой палочкой положить белую, то получится четыре.

      Постепенно  дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего  на единицу. Проверку этого положения  удобно осуществлять палочкой "1", переставляя ее сверху вниз по числовой лесенке. Воспитатель говорит при  этом: "К одному прибавить один получается два, к двум прибавить  один получится три" и т. д.

      6. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Упражнениям придается игровой характер (игра "Поезд").

      Упражнения  
Найти палочку "З", уточнить цвет и положить на стол. Спросить детей, сколько единиц в числе три. Проверку осуществить выкладыванием трех "единиц" (белых кубиков). Найти еще одну голубую палочку. Составить число три из двух меньших чисел.

      - Подумайте и скажите, меньше  трех на один какое будет  число? (Если дети затрудняются, показываю  три пальца, прячу один из них).

      - Три без одного? Сколько останется?

      - Найдите палочку "два", какого  она цвета? (Розовая).

      - Положите ее под голубую палочку.  Посмотрите и скажите, сколько  палочек не хватает, чтобы получилось  число "три"? (Одной палочки,  числа "один"). Найдите в коробке  палочку "один" и положите  ее к розовой палочке "два". К двум прибавили один и получилось три.

      - А если возьмем палочку "1", положим ее под этими палочками,  то какую палочку надо взять,  чтобы снова получить число  три? (Палочку розового цвета), К  одному прибавить два получается  три.

      - Как мы составили число три? (Из двух и одного, из одного  и двух). Подобные упражнения проводятся  несколько" раз, после чего  начинается изучение состава  следующего числа.

      Освоение  состава чисел сопровождается упражнениями в вычитании. Например, составили  число 5: 4 и 1,1 и 4, 3 и 2, 2 и 3. Предлагается от пяти отнять один (отодвинуть палочку), определить, сколько останется.

      Упражнения  разнообразятся. Освоив состав чисел, действия сложения и вычитания на цветных палочках, они начинают осуществлять их в уме (в 5-блет).

      7. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел).

      Упражнения. 
- Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому. Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три.

      - Чему же равно 3/3 части?

      - А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?

      После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз  проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой. Упражнения проводятся на всех числах, части целого дети показывают или кладут их на ладонь руки.

      8. Умножение при помощи палочек осваивается детьми 6-7 лет.  
Методика: взять палочку -"1" только один раз и положить перед собой на столе. 

      -Если  мы палочку "1" взяли только  один раз, сколько же получилось?

      -А  если взять не один раз, а  два раза, один и еще один, так сколько же получится, если один взять два раза? (Два). Какой палочкой проверим ответ? (Розовой). 

      - Возьмите "1" три раза. Сколько  получилось? Проверьте ответ. Затем  дети осваивают правила умножения  числа два, замечают, что по  мере увеличения числа, на которое умножается число два, увеличивается ответ тоже на два.

      Ответ в случае перехода через десяток  дети составляют из имеющихся в наличии  палочек. Для освоения действия деления  можно предложить детям игру. Взять  палочку "8" и разделить ее так, чтобы у каждого получилось по два; по четыре. Играют трое детей и  делают палочку "9", чтобы каждый получил по "три".

      К цветным числам прилагаются альбомы  с играми-заданиями. В альбомах содержатся различные задания, выполняя которые, ребенок осваивает различные  математические понятия, учится логически  мыслить, конструировать.

      Для 2,3-летних детей - альбом «Волшебные дорожки». Малыш выкладывает дорожки, подбирая нужные по цвету и размеру палочки.

      3-5 лет - альбом «Дом с колокольчиком»  и «На золотом крыльце сидели»  (1-й блок 3-5 лет, 2-й блок - для детей  5-9 лет)

      5-8 лет - комплект игр к палочкам  Кюизенера Новые «Кростики» - Посудная лавка. 
 
 
 

Информация о работе Методика работы с цветными числами