Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:38, контрольная работа
Процесс формирования математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Выпускаемые производителями наборы «чисел
в цвете» отличаются количеством, цветовой
гаммой и материалом (дерево или пластмасса).
Для начала можно использовать самый упрощенный
набор - из 116 палочек. В нем 25 белых палочек,
20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых,
9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих
и 4 оранжевых. Пособие "палочки Кюизенера"
в основном ориентировано на детей от
1года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек
Цветные
палочки являются многофункциональным
математическим пособием, которое позволяет
"через руки" ребенка формировать
понятие числовой последовательности,
состава числа, отношений «больше
– меньше», «право – лево», «между»,
«длиннее», «выше» и мн.др. Набор
способствует развитию детского творчества,
развития фантазии и воображения, познавательной
активности, мелкой моторики, наглядно-действенного
мышления, внимания, пространственного
ориентирования, восприятия, комбинаторных
и конструкторских
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На
втором этапе палочки уже выступают как
пособие для маленьких математиков. И
тут дети учатся постигать законы загадочного
мира чисел и других математических понятий.
Игры и упражнения с волшебными палочками
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.
6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.(6)
7. Раскладываем палочки по цвету, длине.
8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?
9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.
10. Выложи
чередующиеся палочки: красная,
11. Выложите
несколько палочек, предложите
ребенку их запомнить, а потом,
12. Выложите
несколько палочек и поменяйте
их местами. Малышу надо
13. Выложите
перед ребенком две палочки.
Какая палочка длиннее? Какая
короче? Наложите эти палочки
друг на друга, подровняв
14. Выложите
перед ребенком несколько
15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.
18. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.
19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?
20. Постройте
поезд из вагонов разной длины,
21. Выложите
несколько пар одинаковых
22. Назовите
число, а ребенку нужно будет
найти соответствующую палочку
(1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот,
вы показываете палочку, а
23. Из
нескольких палочек нужно
24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
25. Сколько
белых палочек уложится в
26. С
помощью оранжевой палочки
27. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.
28. Найди
в наборе самую длинную и
самую короткую палочку.
29. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
30. Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.
31. Положите
параллельно друг другу три
бордовые палочки, а справа
четыре такого же цвета.
32. Поставь палочки от самой низкой к самой
большой (параллельно друг другу). К этим
палочкам пристрой сверху такой же ряд,
только в обратном порядке. Получится
плоскостной квадрат.
33. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.(7)
34. С
закрытыми глазами возьми
35. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?
36. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?
37. У
меня в руках палочка чуть-
38. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д.
39. Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.
40. Строим
из палочек пирамидку и
41. Выложи
из двух белых палочек одну,
а рядом положи
42. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.
43. Из
каких двух палочек можно
44. У
нас лежит белая палочка.
45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
46. На
сколько голубая палочка
47. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.
48. Один
поезд состоит из голубой и
красной палочки. Из белых
49. Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.
50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?
51. Выложи
четыре белые палочки, чтобы
получился квадрат. На основе
этого квадрата можно
52. Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20.
53. Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).(8)
54. Ребенок
выкладывает палочки, следуя
55. Нарисуйте
на листе бумаги разные
56. Из
палочек можно строить
Инструкция к палочкам Х. Кюизенера.
Комплект
цветных счетных палочек
Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на., познакомить с танзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из ...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др. Палочки как дидактическое средство вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления.
Рекомендуется для детей 3-7 лет.
ОПИСАНИЕ КОМПЛЕКТА
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 шт.
розовая 2 - 20 шт.
голубая 3 - 16 шт.
красная 4 - 12 шт.
жёлтая 5 - 10 шт.
фиолетовая 6 - 9 шт.
чёрная 7 - 8 шт.
бордовая 8 - 7 шт.
синяя 9 - 5 шт.
оранжевая 10 - 4 шт.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10.
Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".