Методика работы с цветными числами

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Процесс формирования математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

Работа содержит 1 файл

контрольная математика в доу.docx

— 96.61 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию ............................... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По ТИМ  развития математических представлений  у детей дошкольного возраста.

Тема: Методика работы с цветными числами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Педагогический  факультет

                    .......... 

                    Выполнила:

                    .........

                    Проверила:

                                                                                        ....... 
 

2010

 

Методика работы с цветными числами. 

     Процесс формирования математических представлений  осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных  средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

     В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

     — комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

     — оборудование для самостоятельных  игр и занятий детей;

     — методические пособия для воспитателя  детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у  детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

     — сборной дидактических игр и  упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений  у дошкольников;

     При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют  разнообразные функции:

     — реализуют принцип наглядности;

     — адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей  форме;

     — помогают дошкольникам овладевать способами  действий, обходимыми для возникновения  элементарных математических представлений;

     — дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

     — увеличивают объем самостоятельной  познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

     — рационализируют и интенсифицируют  процесс обучения. 
группы имеется свой комплект наглядного материала.

     Комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного  обучения на занятиях, благодаря нему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения. 
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со( 1) всеми задание педагога. Демонстрационные и раз даточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

     К демонстрационным материалам относятся:

     — наборные полотна с двумя и  более полосками для раскладывания  на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и  т. д.;

     — геометрические фигуры, карточки с  цифрами и знаками +, —, =, >, <;

     — фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое;.

     Все эти средства лучше всего поместить  непосредственно в зоне самостоятельной  познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться  и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят  и их широкое использование.

     Действуя  с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и  в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к  ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность  обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

     Многие  из дидактических средств, применяемых  вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» — дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюизенера, который получил большое распространение в детских садах. «Цветные числа» — это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является белый кубик — правильный шестигранник размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка — единица, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и  плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия.

     Во  всем мире широко известен дидактический  материал, разработанный бельгийским  математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

     Основные  особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки  Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

     Числовые  фигуры, количественный состав числа  из единиц и меньших чисел —  эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.

     Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

     Велика  их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

     Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального  к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.(3)

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенног и наглядно-образного.

      В мышлении ребенка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

      Возникновение представлений как результат  практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки  для общего умственного и математического  развития детей.

      С математической точки зрения палочки  — это множество, на котором легко  обнаруживаются отношения эквивалентности  и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования").

      Использование "чисел в цвете" позволяет  развивать у дошкольников представление  о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

      С помощью цветных палочек детей  также легко подвести к осознанию  соотношений "больше — меньше", "больше — меньше на ...", познакомить  с транзитивностью как свойством  отношений, научить делить целое  на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании  числа из единиц и двух меньших  чисел, помочь овладеть арифметическими  действиями сложения, вычитания, умножения  и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

      С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры. 

Методика  Кюизенера 

  Бельгийский учитель начальной школы  Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает. 
 
Игры с палочками Кюизенера
 

      Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Информация о работе Методика работы с цветными числами