Методика проведения лабораторно-практической работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания (представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести; рассказать, объяснить, применить, т. е. показать структуру системы знаний.
В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая - на уровне воспроизведения. Например: студентам нет необходимости запоминать многие статистические сведения, справочный материал, но есть знания, которые должны усвоиться прочно и полно, чтобы руководствоваться ими в последующей практической деятельности.

Содержание

Введение
1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
3. Методика проведения лабораторно-практической работы
4. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 30.98 Кб (Скачать)

Состав и содержание практических занятий должно соответствовать  требованиям Государственных образовательных  стандартов.

При разработке содержания практических занятий следует учитывать, чтобы в совокупности по учебной  дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными  профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения курсовых работ, производственной практики.

Наряду с формированием  умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Состав заданий для  лабораторной работы или практического  занятия должен быть спланирован  с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно  выполнены большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия фиксируется в рабочих учебных программах.

Самое главное, при составлении  лабораторных работ и практических занятий, это помнить, что данные мероприятия могут иметь общие  методики, но придерживаются все равно  разных целей

Практические занятия  необходимы для формирования у студента практических умений - профессиональные навыки, которые, обязательно, пригодятся в будущем, и сомневаться в  этом даже не стоит. Итак, что лабораторные работы, что практические занятия  дают возможность максимально применить  свои знания.

В содержании лабораторной работы главная роль отведена точной проверке формул, методик расчета, проведения уникальных экспериментов в специально оборудованном помещении, определению  свойств веществ, их качественных и  количественных изменений и много  других увлекательных моментов.

Чтобы определиться, какой  объем должна иметь лабораторная работа, следует учесть разнообразие учебного материала и уровень  его сложности для нормального  усвоения. Здесь нужно отдать предпочтение тем предметам, которые наиболее полно предоставят информацию о  будущей профессиональной деятельности.

При планировании лабораторной работы теоретические знания играют не последнюю роль. Ведь если нет  представления о том, как обращаться с разными приборами, установками, лабораторной аппаратурой, в общем, тем оборудованием, которое является неотъемлемой частью будущей работы на практике, то вряд ли получится сделать  правильно лабораторную работу.

3. Методика проведения лабораторно-практической работы

Лабораторная работа является таким видом учебного занятия, который  проводиться в специально отведенном помещении. Длятся занятия не менее  двух часов. Кроме самостоятельной  работы студентов, необходим и инструктаж преподавателей, а также совместное обсуждение выполненной работы.

Прежде, чем приступить к  лабораторным и практическим занятиям, студентам необходимо повторить  теорию. Каждая лабораторная работа и  практическое занятие должны соответствовать  необходимым методическим указаниям, разработанным в утвержденных образовательных  учреждениях.

Лабораторные работы можно  условно разделить на несколько  видов таких, как репродуктивные, поисковые и частично-поисковые. При проведении репродуктивных лабораторных работ студенты пользуются подробными инструкциями, где сформулированы: цель лабораторной работы, объяснения (теория, главные характеристики), оборудование, аппаратура, описание материалов, порядок выполнения работ, таблицы, выводы, контрольные вопросы и нужная литература.

При частично-поисковых лабораторных работах от студентов требуют  самостоятельного подхода к выполнению задания, то есть им необходимо самим  осуществлять действия, подбирать справочную и специальную литературу и другое.

При поисковых лабораторных работах студенты сами решают новую  для них проблему, руководствуясь только своими теоретическими знаниями.

Качественная лабораторная работа представляет собой соблюдение всех трех методик, когда студент, опираясь на собственное мнение и взгляды  наставников, прорабатывает проблему и находит решения.

Помимо всего прочего, лабораторные работы и практические занятия могут проходить в  трех вариантах: фронтальные, групповые  и индивидуальные.

Фронтальная лабораторная работа занимает всех студентов для выполнения одной и той же работы.

Групповая форма организации  лабораторных работ предполагает, что  студенты собираются в группу из 2-5 человек и делают совместно задание. Индивидуальная форма, говорит сама за себя, студент в этом случае анализирует  информацию самостоятельно.

Требования к проведению лабораторно-практических занятий  условно можно поделить на четыре группы:

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать  активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на лабораторно-практическом занятии, рационально сочетать словесные, наглядные  и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем  тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением  знаний в различных жизненных  ситуациях. Необходимо осуществлять систематический  контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися  каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке  во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью  и доброжелательностью, уважением  и педагогическим тактом. Учитель  должен отличаться самообладанием и  самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние  на уроке - неуверенность, скованность  или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима, надлежащих норм освещения.

Следует избегать однообразия  в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением  практических работ. Перемена видов  работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные  органы чувств.

Мастерство учителя на лабораторно-практическом занятии  заключается главным образом  в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторно - практических занятий.

В процессе лабораторной работы или практического занятия студенты выполняют одну или несколько  лабораторных работ (заданий), одну или  несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя  в соответствии с изучаемым содержанием  учебного материала.

Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий  должно быть направлено на:

· обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического  и общего естественно - научного, обще профессионального и специального циклов;

· формирование умений применять  полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

· развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и  др.

· выработку при решении  поставленных задач таких профессионально  значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность творческая инициатива.

4. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

Лабораторная работа является таким видом учебного занятия, который  проводиться в специально отведенном помещении. Длятся занятия не менее  двух часов. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

Выполнению лабораторных работ и практических занятий  предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к  выполнению задания.

Каждая лабораторная работа и практическое занятие должны соответствовать  необходимым методическим указаниям, разработанным в утвержденных образовательных  учреждениях.

Формы организации студентов  на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и  индивидуальная.

При фронтальной форме  организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации  занятий одна и та же работа выполняется  бригадами по 2-5 человека.

При индивидуальной форме  организации занятий каждый студент  выполняет индивидуальное задание.

Лабораторные работы можно  условно разделить на несколько  видов таких, как репродуктивные, поисковые и частично-поисковые. При проведении репродуктивных лабораторных работ студенты пользуются подробными инструкциями, где сформулированы: цель лабораторной работы, объяснения (теория, главные характеристики), оборудование, аппаратура, описание материалов, порядок выполнения работ, таблицы, выводы, контрольные вопросы и нужная литература.

При частично-поисковых лабораторных работах от студентов требуют  самостоятельного подхода к выполнению задания, то есть им необходимо самим  осуществлять действия, подбирать справочную и специальную литературу и другое.

При поисковых лабораторных работах студенты сами решают новую  для них проблему, руководствуясь только своими теоретическими знаниями.

Качественная лабораторная работа представляет собой соблюдение всех трех методик, когда студент, опираясь на собственное мнение и взгляды  наставников, прорабатывает проблему и находит решения.

Помимо всего прочего, лабораторные работы и практические занятия могут проходить в  трех вариантах: фронтальные, групповые  и индивидуальные.

Фронтальная лабораторная работа занимает всех студентов для выполнения одной и той же работы. Групповая  форма организации лабораторных работ предполагает, что студенты собираются в группу из 2-5 человек  и делают совместно задание. Индивидуальная форма, говорит сама за себя, студент  в этом случае анализирует информацию самостоятельно.

Практическое занятие  должно проводиться в учебных  кабинетах или специально оборудованных  помещениях (площадках, полигонах и  т.п.). Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной  деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также  анализ и оценка выполненных работ  и степени овладения студентами запланированными умениями.

Для повышения эффективности  проведения лабораторных работ и  практических занятий рекомендуется:

разработка сборников  задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно  к конкретным специальностям;

разработка заданий для  автоматизированного тестового  контроля за подготовленностью студентов к лабораторным работам или практическим занятиям;

подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим  целям, с соответствующими установками  для студентов;

использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности  каждого студента за самостоятельное  выполнение полного объема работ;

проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

эффективное использование  времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия подбором дополнительных задач и заданий  для студентов, работающих в более  быстром темпе.


Информация о работе Методика проведения лабораторно-практической работы