Методика проведения лабораторно-практической работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Цель обучения мы видим в том, чтобы эти систематизированные знания (представляющие собой определения и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены учащимися, чтобы они могли их воспроизвести; рассказать, объяснить, применить, т. е. показать структуру системы знаний.
В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая - на уровне воспроизведения. Например: студентам нет необходимости запоминать многие статистические сведения, справочный материал, но есть знания, которые должны усвоиться прочно и полно, чтобы руководствоваться ими в последующей практической деятельности.

Содержание

Введение
1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
3. Методика проведения лабораторно-практической работы
4. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 30.98 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Сущность понятия «лабораторно-практическая  работа»

2. Планирование лабораторных  работ и практических занятий

3. Методика проведения  лабораторно-практической работы

4. Организация и проведение  лабораторных работ и практических  занятий

Введение

Образование - это процесс  овладения системой знаний, умений, и навыков, в течение которого складываются черты творческой деятельности, мировоззренческие и поведенческие качества личности, развиваются ее познавательные способности. (Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко)

Цель обучения мы видим  в том, чтобы эти систематизированные  знания (представляющие собой определения  и наиболее значимые характеристики явлений) были настолько усвоены  учащимися, чтобы они могли их воспроизвести; рассказать, объяснить, применить, т. е. показать структуру  системы знаний.

В процессе обучения требования к усвоению знаний разного содержания неоднозначны: одна часть может быть усвоена на уровне узнавания, другая - на уровне воспроизведения. Например: студентам нет необходимости  запоминать многие статистические сведения, справочный материал, но есть знания, которые  должны усвоиться прочно и полно, чтобы руководствоваться ими  в последующей практической деятельности.

Важный результат обучения - умения - способность осуществлять ту или иную деятельность на основе полученных знаний в изменяющихся условиях (знания служат инструментом при освоении умений).

К.К. Платонов писал «Умение - это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением» («Система психологии и теории отражения»). Умения же, как  утверждает психология, формируются  и проявляются в деятельности, без деятельности нет умений. Знания же являются информационным обеспечением по отношению к умениям.

В педагогической деятельности умения классифицируют на интеллектуальные и практические. Интеллектуальные представляют собой умения выполнять мыслительные операции - анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать. Эти умения необходимы во всякой творческой деятельности, в том числе и в производственной. Студенты должны уметь оперировать знаниями: привлекать (извлекать из памяти) необходимую в данный момент информацию, уметь выделить наиболее существенные признаки и свойства явлений и объектов, сравнивать их между собой, устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Практические умения направлены на решение конкретных практических задач, они тесно связаны с интеллектуальными умениями. Невозможно решать производственную задачу, составлять производственный план, не умея анализировать и сопоставлять характеристики. В результате обучения студент должен овладеть основами профессии, т.е. совокупностью умений, необходимых для выполнения профессиональных функций. Умения формируются в деятельности, следовательно, необходимо организовать соответствующую деятельность, обязательное условие которой целенаправленная осознанность, опора на имеющиеся знания.

Одним из результатов обучения является приобретение навыков, это  действия, которые вследствие многократных повторений становятся автоматическими, выполняются без видимого контроля со стороны сознания, значит, в учебном  процессе должны быть условия для  такой многократности.

Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических занятиях.

Важная проблема формирования содержания обучения - установление целесообразного  соотношения теоретической и  практической подготовки по каждой учебной  дисциплине. Соотношение временных  объемов теоретических и практических занятий в средних специальных  учебных заведениях почти одинаковое - 1:1. К практическому обучению, в  данном случае, относят часы, отведенные на практические занятия и лабораторные работы, на учебную, технологическую  и преддипломную практику, на курсовое и преддипломное проектирование. Несомненно, объем практических работ  больше по дисциплинам, имеющим, так  называемый, деятельный характер, направленным на обучение конкретной деятельности (организация и планирование, терапия, хирургия и т. д.).

В вузах теоретические  занятия явно преобладают над  практическими, но не потому, что специалист с высшим образование менее нуждается в профессиональной практической подготовке, а в связи с тем, что силу более высокого уровня образованности, интеллектуального развития, он способен преобразовать теоретические знания в практические и самостоятельно реализовать их в практике. Диапазон задач, решаемых специалистом с высшим образованием, их сложность и новизна, требуют, прежде всего, развития проблемного мышления, способность осознать проблему и найти нестандартное решение. Пользуясь приобретенным широким кругом знаний, он должен уметь самостоятельно отыскивать приобретать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности.

Соотношение между общенаучной, общепрофессиональной и специальной  подготовкой в вузах - показатель уровня образования. Общенаучная подготовка в высших учебных заведениях составляет не менее 40%, она не только является базой для общепрофессиональной подготовки, но и обеспечивает высокий  уровень эрудиции специалистов, способствует овладению логикой научного мышления, историческим взглядом на развитие науки, техники, общества и человека.

Таким образом, в получении  любой профессии практическая подготовка учащихся играет важную роль. То, как  будет организованно лабораторно - практическое занятие, какие средства и методы будут использованы преподавателем при его проведении, зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность  будущих специалистов.

Предмет исследования: практическое обучение студентов на уроках, применение лабораторно-практических работ.

Объект исследования: учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.

Цель исследования: обоснование  содержания лабораторно-практических работ.

Актуальность: на сегодняшний  день лабораторно-практические работы все чаще применяются для закрепления  пройденного материала, что позволяет  повысить качество усвоенных знаний и дает возможность добиться лучшего  изучения особенностей выбранной профессии.

Гипотеза: если использовать такие методы обучения как лабораторно-практическая работа, то это поможет студентам более полно осмыслить теоретический материал, что способствует наиболее полному освоению будущей профессии.

В соответствии с целью  и предметом были намечены следующие  задачи исследования:

· проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;

· выявить наиболее значимые условия, способствующие эффективному проведению лабораторно-практических работ по технологии приготовления  пищи.

проведение лабораторная практическая работа

1. Сущность понятия  «лабораторно-практическая работа»

В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися  широкое применение находит метод  лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В. Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.

В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как  метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному  плану проделывают опыты или  выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный  материал.

Проведение лабораторно-практических работ включает в себя следующие  методические приемы:

1) постановку темы занятий  и определение задач лабораторно-практической  работы;

2) определение порядка  лабораторно-практической работы  или отдельных ее этапов;

3) непосредственное выполнение  лабораторно-практической работы  учащимися и контроль учителя  за ходом занятий и соблюдением  техники безопасности;

4) подведение итогов лабораторно-практической  работы и формулирование основных  выводов.

Изложенное показывает, что  лабораторно-практические работы как  метод обучения во многом носят исследовательский  характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они  пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению  и практических, и теоретических  проблем. Метод этот воспитывает  добросовестность в выводах, трезвость  мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов  с научными основами современного производства, выработке навыков обращения  с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.

Одной из целей технологического образования является развитие у  студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать  которые можно, используя метод  проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.

Заглянуть в глубь человеческого  сознания, понять возможности человека, умственные, физические, психические  пределы, понять основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения - вот задачи, которые  предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим, многим другим.

Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую молодежь в бурном потоке знаний, где  в борьбе со старым утверждается новое?

Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в  молодом поколении осознание  постоянного развития науки, техники, культуры и прочее, предрекая ему  возможность собственного участия  в этом диалектическом процессе; приучать искать необычные нестандартные  решения проблем, чтобы подготовить  его к самостоятельному и вечному  поиску нового.

Непосредственное участие  в подготовке подрастающего поколения  к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии и технического творчества. Но преподаватель  должен быть для студента не столько  наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества студента.

Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней  истиной.

Задача подготовки такого учителя актуальна во все времена, а тем более сейчас, когда «мировое сообщество своими действиями демонстрирует возрастающий интерес к технологическому образованию, готовящему человека к выполнению новых функциональных производственных требований - реализации творческих задач через появление способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу».

Каким же, в таком случае, должен быть преподаватель?

Во-первых, на наш взгляд, во всех видах занятий он должен ставить наряду с техническими задачами, бесспорно, педагогические и профориентационные, каждый раз укрепляя студента в правильности выбора профессии, в стремлении к постоянному совершенствованию, расширению кругозора, накоплению знаний, желанию поделиться ими со студентами, разделить с ними радость творческого успеха.

Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической культуры студента является содержательная составляющая педагогической деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и  технике. Формы могут быть различные: пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты, реферативный обзор  студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь бы ни были насыщенными новинками лекции преподавателя без сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится.

2. Планирование лабораторных работ и практических занятий

Лабораторная работа необходима для того, чтобы выполнить свою главную миссию, то есть провести экспериментальное  подтверждение, а также проверку теоретических законов и зависимостей.

При планировании состава  и содержания лабораторных работ  и практических занятий следует  исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют  разные ведущие дидактические цели.

Ведущей дидактической целью  лабораторных работ является экспериментальное  подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей) и поэтому преимущественное место они занимают при изучении дисциплин математического, общего естественнонаучного, общепрофессионального  и специального циклов.

При выборе содержания и  объема лабораторных работ следует  исходить из сложности учебного материала.

При планировании лабораторных работ следует учитывать, что  наряду с ведущей дидактической  целью - подтверждением теоретических  положений - в ходе выполнения заданий  у студентов формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые  могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также  исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать  зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).

Ведущей дидактической целью  практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем  в профессиональной деятельности) или  учебных (решать задачи по экономике, статистике, математике, информатике и др.), необходимых  в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным  дисциплинам. Практические занятия  занимают преимущественное место при  изучении общепрофессиональных и специальных  дисциплин.

Информация о работе Методика проведения лабораторно-практической работы