Методика преподования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

Метод обучения как многомерная структура. Поясните его объективную и субъективную часть.Общее понятие о педагогическом проектировании и педагогической технологииПриемы и способы создания проблемных ситуаций на этапе актуализации, формирования новых понятий, применения усвоенных знаний при подготовке материала для поурочного планирования.

Работа содержит 1 файл

Контрольная№1.docx

— 52.73 Кб (Скачать)

   В педагогике ситуация выделяется как  действие педагога и учащихся в неизменных условиях. Стоит к разговору мастера  с учащимся подключиться ребятам  или другим педагогам, как сразу  возникает другая ситуация.

   Таким образом, любой педагог участвует  в проектировании трех типов объектов: педагогических систем, процессов и ситуаций (рис. 1). Все они проектируются взаимозависимо, с учетом их целостности и внутреннего единства.

   

   Рис. 1. Объекты педагогического проектирования: I — подсистема; II — педпроцессы; III— педситуации

   Это значит, что если где-то возникли сбои, снижается педагогическая эффективность, то следует улучшать проектирование не только данного объекта, но и того, в который он входит. Так, всеобщее падение уровня обученности учащихся в результате тех педпроцессов, в  которые мы включаем их, породило потребность  в изменении системы профтехобразования в целом, видов и типов ее учебных  заведений в частности. От построения системы зависит качество педпроцессов, от педпроцессов — качество педситуации  и, следовательно, воспитательных отношений. Эта аксиома, к сожалению, не всегда учитывается на практике. 
 
 
 

   Вопрос  №3

   Приемы  и способы создания проблемных ситуаций на этапе актуализации, формирования новых  понятий, применения усвоенных знаний при подготовке материала  для поурочного планирования.

   Возникающие учебные ситуации, а также ситуации, создаваемые в целях обучения, многочисленны и классифицируются по содержанию: ситуации проблемные, политехнические, производственно-технические.

   Проблемная  ситуация — это ситуация, порождающая  познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством  уже имеющихся знаний и выработанных способов действия. Через проблемные ситуации в обучение вносится проблемность как тип обучения.

   Проблемная  ситуация — это ситуация затруднения, познавательная конфликтная ситуация. Она активизирует учебную деятельность. Особенность ее заключается в  том, что она возникает в самом  процессе обучения, а не преподносится  учащимся в готовом виде. Проблемные ситуации позволяют повысить познавательную активность учащихся, их интерес к  обучению, вызывают личностные отношения  к познавательной деятельности.

   В качестве примера проблемной приведем ситуацию, возникшую на уроке производственного  обучения. Будущий токарь, выполняя учебно-производственное задание, обратил  внимание на то, что канавочные резцы  выходят из строя значительно  быстрее проходных. Объяснив это  повышенным перегревом канавочных резцов и появлением на них микротрещин, учащийся отрегулировал подачу эмульсии таким образом, что в зоне резания  охлаждение стало более интенсивным. Но, однако, желаемый результат не был  достигнут, стойкость канавочных резцов даже снизилась. На практике учащийся увидел, что опытные токари вообще не пользуются эмульсионным охлаждением. Так возникла проблемная ситуация, поскольку учащийся столкнулся с  парадоксом, отрицающим физические законы. (Использование политехнических  ситуаций в профессиональной подготовке учащихся: Метод. рекомендации // Сост. Ю.С. Тюнников; АПН СССР. Казань, 1986. С. 6.).

   Проблемная  ситуация имеет определенную структуру. В ней выделяют четыре основных компонента. Первым компонентом является неизвестное (знание, способ действия). Нужно подобрать  такое задание, в котором новое  знание, подлежащее усвоению, не дается в готовом виде, его следует  добывать самим учащимся. Второй компонент  — потребность. Используя неизвестный  компонент и другие средства, у  учащихся надо вызывать желание добывать неизвестные им знания или овладевать новыми способами действия, пробуждать у них интерес к познанию, постижению. В противном случае незнание не побуждает  учащихся к действию. Проблемная ситуация без личной заинтересованности распадается.

   Третий  компонент— ядро ситуации, которое  выявляется, осмысляется, — противоречие. Противоречие существует между ранее  сложившимися знаниями и умениями и  фактом, опровергающим их.

   Наконец, четвертый компонент — возможности  учащихся — включает самостоятельный  поиск неизвестного компонента, осмысление противоречия, возбуждение познавательного  интереса. Проблема должна быть учащимся доступной, не превышающей их возможности.

   Для проектирования проблемных ситуаций необходимо знать их типы.

   К первому типу относятся проблемные ситуации, построенные на незнании или недостаточности знаний у  учащихся для объяснения нового факта.

   Ко  второму типу — ситуации, в которых  ранее полученные знания применяются  в новых условиях.

   К третьему типу — ситуации по разрешению противоречий между теоретически возможным  путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

   К четвертому типу — ситуации по разрешению противоречий между практически  доступным способом выполнения задания  и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. (Махмутов М.И. Организация проблемного  обучения в школе. М., 1977. С. 94— 96.).

      Создание  проблемных ситуаций, хотя и является сложным и трудоемким для педагога, позволяет ему более глубоко  анализировать учебный материал, лучше его адаптировать к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Проблемность в обучении, а это  самое главное, помогает поднять  качество обучения, пробудить интерес  у учащихся, улучшить понимание ими  материала, облегчить его запоминание 

Информация о работе Методика преподования