Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:55, контрольная работа
Метод обучения как многомерная структура. Поясните его объективную и субъективную часть.Общее понятие о педагогическом проектировании и педагогической технологииПриемы и способы создания проблемных ситуаций на этапе актуализации, формирования новых понятий, применения усвоенных знаний при подготовке материала для поурочного планирования.
Вопрос №1
Метод
обучения как многомерная
структура. Поясните
его объективную
и субъективную часть.
Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как учить – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей.
Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором - о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.
В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по или простой по структуре.
Метод
обучения – сложное, многомерное, многокачественное
образование. Если бы нам удалось
построить его пространственную
модель, то мы бы увидели причудливый
кристалл, сверкающий множеством граней
и постоянно меняющий свою окраску.
Именно такую конфигурацию предлагают
и высвечивают на экранах современные
ЭВМ при попытке наглядного моделирования
метода. В методе обучения находят
отражение объективные
В
структуре методов обучения выделяются
прежде всего объективная и
Вопрос №2
1. Общее понятие о педагогическом проектировании и педагогической технологии.
Инженер-педагог ежедневно ставит цели воспитания, образования или обучения. Далее, руководствуясь принципами, формирует содержание своей деятельности и деятельности учащихся, выбирает соответствующие методы, средства и формы его передачи учащимся. Таков самый общий и упрощенный алгоритм педагогической деятельности по созданию педпроцесса. Это лишь первая ступень в создании сложной технологии воспитания и обучения. Следующая и наиболее ответственная ступень состоит в том, чтобы все компоненты свести в единую, целостную и непротиворечивую систему. А для этого нужно овладеть теорией педагогического проектирования.
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Термин "проектирование" пришел в педагогику из технического знания. Там он означал создание опережающей проекции того, что затем будет сделано в натуре. Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания, выявление все большего числа влияющих на воспитательные отношения факторов делает педагогическую деятельность избыточно сложной. Педагогу все труднее овладевать этими знаниями и умениями и еще труднее ими пользоваться. Поэтому педагогическая наука вынуждена прибегнуть к рекомендациям технократической ориентации: "...деятели этого направления убеждены в том, что на смену аморфности в вопросах регулирования поведения молодежи должна прийти... эффективная педтехника". (Дреер A.M. Преподавание в средней школе США. М., 1983. С. 7.).
Инженеру-педагогу
термины-понятия "проектирование",
"техника", "технология" близки
и понятны. Они как бы роднят две
разные функции его деятельности,
позволяют выявить общее между
ними и облегчить труд. Педагогическое
проектирование, вобравшее в себя
многие плодотворные идеи технического
проектирования, способно вывести нас
из кажущейся беспорядочности, перенасыщения
педагогического знания. Проектирование
позволяет оптимизировать деятельность
мастера и преподавателя
Педагогическое
проектирование является функцией любого
педагога, не менее значимой, чем
организаторская, гностическая (поиск
содержания, методов и средств
взаимодействия с учащимся) или коммуникативная.
По данным исследований екатеринбургских
педагогов, на выполнение этой функции
преподаватель технических
Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс становится технологичным.
Педагогическая
технология — это последовательное
и непрерывное движение взаимосвязанных
между собой компонентов, этапов,
состояний педагогического
Как
мы уже знаем, любые педагогические
процессы создаются для ускорения
и упорядочения развития учащихся и
педагогов. Проектировать их — значит
создавать развивающие
Кратко остановимся на истории развития теории и практики педагогического проектирования и технологии. История это непростая. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах: системотехнике, методах исследования операций, теории решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике. Эти дисциплины построены как теории конструирования, связывающие так или иначе технику и человека. Уже в начале XX века ученые развитых стран описали систему "человек—техника—цель", составившую основу данных дисциплин.
Другой источник — сама педагогика. Многие известные педагоги так или иначе касались проблем педагогического проектирования и технологий.
А.
С. Макаренко в отечественной
педагогике по праву может считаться
основоположником теории и практики
педагогического
А. С. Макаренко настойчиво рекомендовал вузам перестроить работу так, чтобы выпускать "педагогов-техников", а не технически беспомощных воспитателей.(См.: Макаренко А.С. Указ. соч. Т. 5. С. 483). Сомневающимся в целесообразности технологического подхода к воспитанию и обучению, считающим, что он формализует педпроцесс, нелишне еще раз вдуматься в оценку А. С. Макаренко: "Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы".(Там же. Т. 7. С. 74.).
Однако
с началом становления и
Стиль
партийной работы был перенесен
и в область народного
Хрущевская
"оттепель" возродила эту проблему.
В педагогической литературе стали
появляться такие термины, как программа
деятельности, проекты воспитания,
обучения, организации, планы, программы,
проектирование личности, техника исполнения,
игры, производства, пользования книгой,
технология трудового процесса, и
особенно часто — инструмент воспитания,
инструмент воздействия, инструмент развития
личности, инструментовка педагогического
действия и т. д. (Лихачев Б.Т. Теория
коммунистического воспитания. М., Г974.
С. 260.).Педагоги все чаще и глубже
проникали в область
В.А. Сухомлинский с большим мастерством анализирует педагогические ситуации. В анализе раскрывается высокая технологичность его мышление. Рассматривая учебно-воспитательный процесс, он выделяет в нем такие составные, как наука, мастерство и искусство.(Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избр. произведения: В 5 т. Киев, 1980. Т. 4. С. 418). В понятие "мастерство" он вкладывает умение сводить в единый процесс все нюансы учебно-воспитательного процесса, четко определяя их причинно-следственную зависимость, а также умения разбираться в сложности и многогранности педагогических явлений.(Там же. С. 418—487.). Не употребляя терминов "проектирование" или "технология", В. А. Сухомлинский является тем не менее высокотехнологичным педагогом-ученым.
Н.
М. Яковлев, ульяновский педагог-ученый,
всю свою жизнь посвятил разработке
техники коллективообразования
и урока. Его работы читаются с
большим интересом, потому что ему
удалось проникнуть в тончайшую
специфику сложных
Уже в начале 70-х годов ученые более широко начали трактовать статус педагогики: "Специфика научного статуса педагогики как науки... состоит в том, что она представляет собой область деятельности, в которой совмещаются, во-первых, функция исследования реально протекающего процесса обучения и воспитания, во-вторых, функция создания (проектирования) систем обучения и воспитания".(Краевский В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики // Новые исслед. в пед. науках. 1971. № 4. С. 5 - 68). Автор этих суждений, известный советский методолог, уже тогда утверждал, что конечная цель всей научной работы в области педагогики — разработка наиболее эффективных систем обучения и воспитания. Такие системы, считает он, далее опредмечиваются в педагогических проектах, "сценариях" практической деятельности в виде учебных и воспитательных планов и программ, учебников, рекомендаций для учителей. И далее В. В. Краевский утверждает, что вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов.(См.: Краевский В.В. Указ. соч. С. 7.).