Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:55, контрольная работа
Метод обучения как многомерная структура. Поясните его объективную и субъективную часть.Общее понятие о педагогическом проектировании и педагогической технологииПриемы и способы создания проблемных ситуаций на этапе актуализации, формирования новых понятий, применения усвоенных знаний при подготовке материала для поурочного планирования.
Наконец, в 1989 году появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В. П. Беспалько.(Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М., 1989. С. 192.). Этот научный труд символизировал признание прав проектирования и технологии в педагогике как науке и практике. То, что в развитых странах уже давно и активно разрабатывается, у нас еще только признается.
Огромным стимулом в развитии педагогического проектирования является распространение вычислительной техники. С ее приходом в образование стала меняться методика обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения. Но как бы сильно они ни были развиты, они всегда представляют собой лишь разновидность педагогических технологий, где далеко не всегда используется ЭВМ.
Нельзя думать, что проектирование в педагогике формализует воспитательные отношения. Напротив, формализация отдельных процедур и действий сокращает рутинную работу педагога и учащихся, оставляет время и место для проявления интуиции, фантазии, творческого поиска. Опыт подсказывает, что проектирование есть путь к формированию творчески мыслящего педагога, сориентированного на человеческие ценности своего воспитанника.
2. Объекты педагогического проектирования
Педагогическое
проектирование, как мы только что
выяснили, состоит в том, чтобы
создавать предположительные
Начнем с того, что именно проектирует инженер-педагог, т. е. с раскрытия объектов проектирования. Об одном из них мы уже говорили. Это педагогический процесс. В свою очередь, он не прост и одномерен. Он как бы делится на педагогические ситуации, возникающие внутри него. Это его составные части. Они характеризуют переход процесса из одного состояния в другое. Сам педпроцесс в целом есть часть более сложного образования —педагогической системы. Мы как-то уже говорили о построении педагогических явлений по принципу "матрешки". Это сравнение уместно и здесь: "мелкие" ситуации входят в процесс, процесс — в систему. В этой триаде самым важным является педпроцесс. Это он внутри себя порождает ситуации, это он требует для своей успешности создания определенных систем.
Начнем с характеристики самого крупного объекта педагогического проектирования — педсистем.
Педсистемы как объекты проектирования.
Педагогическая
система — это целостное
В
педагогике термин "система" используется
в двух смыслах. Во-первых, для обозначения
качественного состояния
Скажем,
необходимо провести профориентациокную
работу среду учащихся школ с целью
оказания им помощи в выборе профессии.
Педагог мысленно собирает факторы,
влияющие на выбор (семья, класс, средства
массовой информации, улица с подростковыми
неформальными образованиями, психологические
возможности самого подростка, особенности
производства и учебных заведений
региона и т. д.). Каждый из этих факторов,
которые впредь мы будем называть
компонентами, следует использовать
для оказания реальной помощи учащемуся,
соизмеряя его желания с
Второй
признак подсистемы — наличие
связей и зависимостей между компонентами.
Проектируя системы, педагог подходит
к этому процессу примерно так, как
инженер к созданию машины, где
каждая деталь служит для обеспечения
условий действия другой. Посредством
установления таких зависимостей в
системе профориентации, например,
можно ликвидировать
Третьим признаком системы является наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов. Таким ведущим звеном в системе профориентации должен стать сам учащийся, его способности, склонности и другие возможности. К сожалению, чаще мы создаем профориентационные системы на основе другой ведущей идеи — обеспечить плановый набор учащихся в ПТУ На это направляем все факторы, связи. До какой-то степени система работает. Но на определенной ступени неэффективность созданной системы проявляет себя: учащиеся без интереса осваивают профессию, стремятся ее сменить, не закрепляются на рабочих местах и т. д.
Наконец, четвертым признаком системы становится появление у ее компонентов общих качеств. В системе профориентации такими могут стать устойчивая результативность, отношение к ней педагогов, подростков, их родителей, производственников и др.
Педагогические
системы как объекты
Педагогические системы бывают малыми, средними, большими и супербольшими. К малым системам относятся отдельные системы воспитания учащихся. Например в ПТУ есть системы производственного обучения, внеучебной деятельности учащихся, профессиональной ориентации, правового воспитания, профсоюзной работы и др. Этих систем много.
К системам средней величины относятся системы деятельности училища в целом, его работы с семьями учащихся, предприятием, предпринимателем и т. п. Это системы с внешними связями и связями малых систем между собой.
К большим педсистемам относятся системы образования района, города, области. Это, как правило, большие социально-педагогические комплексы, куда входят, помимо школ и училищ, учреждения культуры, производства, сфера быта и бытового обслуживания, а также управление данным регионом.
Суперсистемы (сверхбольшие системы) создаются для крупных по размеру и целям регионов, республики в целом.
К особым системам относятся наш воспитанник и мы сами. В нас проектируется то, что воспитывается в училище, дома, а затем используется как цель для проектирования других систем, "внеличностных" по характеру.
Каждая система имеет свое назначение (цель) и, следовательно, свой набор компонентов. Так, суперсистема профессионально-технического образования включает в себя: цели развития, принципы построения и деятельности, содержание образования будущих рабочих, педагогический процесс, участников — учащихся, педагогов, родителей, производственников, их права и обязанности, подсистему управления, материально-техническое, учебно-методическое, научное, финансово-юридическое обеспечение. Для создания малой системы профориентации необходимы такие компоненты, как цели профориентации в условиях данной школы или ПТУ, принципы создания системы,
информационное обеспечение, научная диагностика, кадры, осуществляющие работу, материально-техническое обеспечение и сами учащиеся.
Знание компонентов при проектировании любых педагогических систем обязательно, хотя их полный набор не всегда обеспечивается деятельностью педагогов. Приход ЭВМ в образование резко улучшит системообразование.
Педсистемы — это особые образования. Каждой из них присущи свои специфические признаки:
1. они всегда имеют цель — развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;
2. ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник);
3. любая из них строится и действует как система открытая, т. е. способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.
С
какими конкретно педагогическими
системами имеет дело инженер-педагог?
Фактически с любыми. Действительно,
системы образования
В рамках систем создаются педпроцессы. Собственно, педсистемы и формируются для создания благоприятных условий для педпроцессов.
Педагогический процесс есть главный для педагога объект проектирования. Здесь к месту вспомнить его определение в той части, которая касается проектирования.
Педагогический процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
О структуре педпроцесса во второй главе книги мы говорили подробно. Повторим лишь, что такие процессы в тех или иных формах организации создаются в любой подсистеме. В суперсистеме образования страны или области проводятся съезды, слеты, конференции, олимпиады, смотры, заседания, "круглые столы", педчтения, выпускаются газеты или педагогические страницы в них и т. д. В средних и малых системах проектируется еще больше педпроцессов. Мы уже рассматривали урок, беседу, экскурсию, экзамен .и т. д. Педпроцессы в больших системах нередко строятся для организации взаимодействия самих педагогов, педагогов и представителей науки, культуры или управления. В малых же системах педпроцессы всегда обеспечивают взаимодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой.
Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него — в рамках определенной педсистемы.
Педагогическая ситуация — составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения уроки, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.
Значение педситуаций огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитательные отношения, педситуаций реализуют их возможности. Так, если на уроках рождается много конфликтных ситуаций между учащимися и педагогом, это значит, что и педпроцесс, и подсистема, в которую он входит, либо порочны, либо неверно реализуются.
Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности. Способ взаимодействия может охватывать любой компонент педпроцесса и даже все компоненты вместе взятые. Например, мастер хочет снять напряжение в отношениях группы с одним из учащихся. Он проектирует ситуации, в которых этот член группы смог бы проявить себя как человек интересный, симпатичный, честный и т. д. Для этого он использует методы поручения, выступления родителей мальчика перед группой, доверия, поощрения. Выбранный метод и становится способом взаимодействия.
Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.
Феномен педагогической ситуации состоит в том, что, будучи интегративной, по сути, она одна и даже набор ситуаций не могут заменить ни форму, ни систему в педагогике. Нельзя из ситуаций создать форму, как нельзя из форм создать педагогическую систему. В этом заключается сложность любых педагогических явлений.
Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс "подгонки" педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях.