Методика преподавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

Цель работы:
проанализировать модель личности современного преподавателя психологии.

Задачи:
исследовать понятие личности и ее структуру;
рассмотреть особенности личности преподавателя и его подготовки.

Работа содержит 1 файл

Metodika_prepodavaniia.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписывалась подчиненная роль; условия подготовки специалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам и методам. Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.

Выделены главные группы способностей:

  1. Организаторские; проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их полезным делом, разделить обязанности, спланировать работу, подвести ее итоги и т. д.
  2. Дидактические; выражаются в умении подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить знания, направить в нужное русло развитие познавательных интересов, духовных потребностей учащихся.
  3. Рецептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональные состояния, выявлять особенности поведения, диагностировать результаты учебно-воспитательной деятельности.
  4. Коммуникативные; проявляются в умении преподавателя устанавливать профессионально целесообразные отношения со студентами, коллегами, руководителями учебного заведения.
  5. Суггестивные; заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников.
  6. Исследовательские, проявляющиеся в умении учителя понять и объективно оценить педагогические ситуации и процессы, спрогнозировать будущие результаты в зависимости от применяемых методов педагогической деятельности.
  7. Научно-познавательные; сводящиеся к способности преподавателя овладевать новыми научными знаниями и технологиями педагогического труда.

Специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных педагогических способностей может  быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств —  трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой.

 

Педагогическое мастерство

От уровня развития коммуникативной  способности и компетентности в  общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другим преподавателями, а также  эффективность этого общения  с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п.

Отсюда – ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.

Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Раин). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности.

1. Варьирование стимуляции  учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.).

2. Привлечение интереса  с помощью захватывающе го  начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.).

3. Педагогически грамотное  подведение итогов занятия или  его отдельной части.

4. Использование пауз  или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов).

5. Искусное применение  системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих  вопросов и вопросов проверочного  характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению  учебного материала.

8. Использование задач  дивергентного типа с целью  стимулирования творческой активности.

9. Определение сосредоточенности  внимания, степени включенности  студента в умственную работу  по

внешним признакам его  поведения.

10. Использование иллюстраций  и примеров.

11. Использование приема  повторения.

Основными компонентами педагогической культуры являются:

1) профессиональные знания  и умения;

2) личностные качества  педагога;

3) опыт творческой  деятельности.

Педагог должен владеть  следующими типами профессиональных знаний:

  • методологические знания,
  • теоретические знания,
  • методические и технологические знания;

а также следующими профессиональными умениями:

  • информационными,
  • организаторскими,
  • коммуникативными,
  • прикладными умениями,
  • умениями владения педагогическими техниками,
  • постановки цели,
  • анализа и самоанализа,
  • воспитательной работы.

Можно выделить три уровня педагогической культуры:

  • репродуктивный,
  • профессионально-адаптивный,
  • профессионально-творческий уровень.

 

 

Профессиональная компетентность

Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (рис.1).

Рис.1.

 

Профессия преподавателя  требует специальных знаний, умений, способов мышления, стилей общения. Среди  них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая  подготовка, общая эрудиция, широкий  культурный кругозор, педагогическое мастерство, профессиональный оптимизм, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и т.д.

 

Коммуникативные приемы

Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов:

• приемы профилактики и  снятия блокирующих коммуникативных  аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении);

• создание на занятии  атмосферы защищенности при общении  студентов с преподавателями;

• одобрение, поддержка  посредством придания ценности самой  попытке ответа, самому факту участия  в диалоге;

• одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам;

• поощрение устных ответов  по собственной инициативе студентов;

• создание щадящих условий  при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью;

• недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии.

Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном  педагогическом общении.

В настоящее время  необходимо осуществить переход  от информационно-объяснительного  обучения студентов к деятельностному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами.

Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни».

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

1) интерес к людям  и работе с ними, наличие потребности  и умений общения, общительность,  коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной  эмпатии и понимания людей;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и  поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять  собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой,  умение управлять настроением,  мыслями, чувствами, умение снимать  мышечные зажимы;

6) способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

7) умение прогнозировать  возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие вербальные  способности: культура, развитость  речи, богатый лексический запас,  правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством  педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных,

естественных переживаний  педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10) способность к педагогической  импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Профессионально необходимые  качества преподавателя – выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах сохраняет за собой лидерство.

 

Средства повышения эффективности  воздействия:

• «приспособления» –  система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);

• «пристройки или  достройки» – приспособление своего тела, интонации и стиля общения  к другому человеку для того, чтобы  затем приспособить его поведение  к целям педагога;

• усиление воздействия  через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения:

1) естественный тип:  плодотворные импровизационные  действия не вызывают у педагога  психологических и эмоциональных  затруднений,

2) напряженно-преобразовательный  тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивый  тип: сознательное уклонение педагога  от преодоления неожиданной педагогической  ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной  тип: растерянность и полная  заторможенность действий педагога;

5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно,  бессистемно, усугубляя конфликт, неумение управлять собой или  скрывать свои чувства;

3) неадекватный тип:  педагог скрывает свои чувства,  но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.

 

Преподаватель психологии

 

Каждый преподаватель  психологии должен иметь твердые знания, умения и навыки, необходимые для своей профессиональной деятельности. Очевидно, что ему должны быть присущи все описанные выше качества личности преподавателя в целом. Мы можем лишь конкретизировать те специфические, предметные профессиональные знания, умения и навыки, которыми он обязан обладать.

Современный преподаватель  психологии должен обладать знаниями:

  1. по истории становления психологической науки.
  2. о методологических основах психологии как науки.
  3. о методах и приемах преподавательской деятельности.
  4. по психодиагностике.
  5. о методах математической статистики в психологии.
  6. об экспериментальной психологии.
  7. об образовательных системах.
  8. по структурно-функциональной организации нервно-психической деятельности.
  9. по  психофизиологии и психофизики.
  10. о различных теориях и подходах изучения личности.
  11. о различных теоретических подходах к изучению и развитию сознания и познавательных процессов, речи и мышления, психического склада личности и ее эмоциональной сферы.
  12. о законах формирования личности.
  13. о механизмах психологической защиты.
  14. по возрастной психологии.
  15. по социальной психологии.
  16. по педагогической психологии.
  17. по коррекционной психологии.
  18. по специальной психологии.
  19. по инженерной психологии.
  20. по психологии менеджмента.
  21. по психологии политической деятельности.
  22. по психологии массовых явлений
  23. по психологии предпринимательства и денег и т.д.

Информация о работе Методика преподавания