Методика преподавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:39, реферат

Описание работы

Цель работы:
проанализировать модель личности современного преподавателя психологии.

Задачи:
исследовать понятие личности и ее структуру;
рассмотреть особенности личности преподавателя и его подготовки.

Работа содержит 1 файл

Metodika_prepodavaniia.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


Методика  преподавания

 

Введение

В свете модернизации образовательных систем, школа –  в широком смысле этого слова  – должна стать  важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических  отношений,  формирования новых жизненных  установок личности. 

Развивающемуся  обществу нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 Идея гуманизации в современной отечественной педагогике трансформировалась из теории личности. В настоящее время в гуманистическом движении отмечается становление основ гуманистической парадигмы.

В новой парадигме  образования формирование личности – это полное духовное становление  человека, осознаваемое его собственным  интеллектом. Научить ориентироваться в новой среде, согласовывать себя не только с природой, но и с социумом может педагог, основывающий свою дидактику на методологии современной науки, владеющий методами совершенствования личности, способный к саморазвитию и управлению развитием воспитуемых.

Преподаватель психологии, как современный педагог, стремящийся соответствовать требованиям гуманистической педагогики, должен обладать высоким уровнем профессионализма, когнитивными и эмоциональными качествами, позволяющими успешно воспитывать личность, способную достойно адаптироваться в современном обществе.

В своей работе мы рассматриваем  те особенности личности, которыми должен обладать преподаватель психологии для плодотворной деятельности в  свете современной концепции  образования.

 

Первая часть  работы посвящена понятию личности вообще и ее структуре.

Во второй части  мы рассмотрим личность преподавателя, необходимые ему качества, знания  и особенности его социокультурной и когнитивной подготовки.

    

Цель работы:

проанализировать модель личности современного преподавателя психологии.

 

Задачи:

  1. исследовать понятие личности и ее структуру;
  2. рассмотреть особенности личности преподавателя и его подготовки.

 

Объект  исследования:  личность.

 

Предмет исследования:

особенности личности преподавателя психологии.

 

Метод исследования:

анализ психолого-педагогической литературы.

 

Личность

 

Понятие личности

Личность – это  человек, взятый в системе таких  его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность, как и все  специфически человеческое в психике  формируется и раскрывается в  ходе активного взаимодействия со средой окружающей и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни – об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.

В разные времена и в разных культурах эти системы различны, но смысл их от этого не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности.

Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, которые при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой, драматичные события, в ходе формирования и жизни личности.

Социальная ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды.

 

2. Структура личности

Рассмотрим структуру  личности.

В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые  качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально-психологические устойчивые свойства человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Как показатели способностей могут рассматриваться: 1) темп продвижения в овладении деятельностью; 2) широта переноса формирующихся психических качеств; 3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Под ним обычно понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это – индивидуальная характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических состояний и процессов. Выделяются три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. В узком смысле – определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность.

Волевые качества – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря им, человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать и направить свою психическую деятельность.

 Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживания, возникающего в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.

Мотивация – ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.

Установка – по Узнадзе – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Она обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему  действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует. Понятие социальной установки – аттитюда – введено в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на некие ценности, предписывающих определенные социально принятые способы поведения.

Эмоции и мотивация  – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – это убеждения и отношения людей.

 

Подводя черту под  описанием понятия личности, заметим, что из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, по мнению исследователей, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

 

Особенности личности преподавателя

Преподаватель и педагог

Рассматривая понятия  «преподаватель» и «педагог», данные в Большом энциклопедическом  словаре, можно увидеть, что различия между этими понятиями не велики.

Педагог – (от греч. – воспитатель), 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического учебного заведения, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Преподаватель – работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу (в общеобразовательной школе – учитель).

Оба эти понятия близки слову «учитель». Таким образом, проанализировав их определения, мы можем заключить, что педагогическая функция имеет место и в  преподавательской деятельности.

 

Педагогическая функция

Педагогическая функция  – это предписанное педагогу направление  применения профессиональных знаний и  умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и  формирование учащихся и студентов. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического дела, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция преподавателя – управление процессами обучения и воспитания.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван преподаватель. Не за студента, а вместе с ним: показать, помочь, направить его усилия. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле – управляемого педагогом выбора. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают развитие личности.

 

Педагогические способности

Педагогические способности – качество личности, выражающееся в склонности к работе с учениками, студентами, любви к ним, получению удовольствия от общения с ними.

В структуре педагогических способностей выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический  компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, в экологических проблемах; наличие содержательных увлечений. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности влияния на студентов  (учащихся).

Специальные знания включают знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания.

Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний.

Если гностические способности  составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные и проектировочные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другим дисциплинами и т.п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и стажем.

Конструктивные  способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику.

Информация о работе Методика преподавания