Методика подготовки и проведения беседы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:20, реферат

Описание работы

В процессе познания большую роль играет слово, только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов» важность, которой подчеркивал И. П. Павлов (1849-1936), чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Каждому человеку присущ свой целостный стиль беседы, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Метод обучения …………………………………………………………… 5
1.1. Особенности словесных методов обучения…………………………… 6
1.2. Искусство беседы………………………………………………………. 8
1.3. Способы классификации бесед………………………………………... 10
2. Методика подготовки и проведения беседы……………………. ……... 11
2.1. Беседа как метод психодиагностики…………………………………. 13
2.2. Дискуссия………………………………………………………………. 16
2.3. Деловая беседа………………………………………………………….
2.4. Цели в деловой беседе…………………………………………………
2.5. Типы вопросов…………………………………………………………
2.6. Последовательность использования вопросов………………………
Заключение …………………………………………………………………..
18
19
21
24
25
Список литературы ………

Работа содержит 1 файл

Лисицкий-проверенный реферат 2.doc

— 139.50 Кб (Скачать)
justify">     Деловая беседа, как и другие стили общения, относится к частной риторике, в основе которой лежат принципы и закономерности общей риторики, но, в то же время, есть здесь и своя специфика. В словаре В.И. Даля находим значение этого слова: "Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах". Таким образом, сама суть беседы - диалогична. Реплики участников взаимодействуют, образуют общую тему и разветвляются в процессе разговора, что позволяет собеседникам достичь согласия, найти кратчайший путь к решению проблем и, наконец, получить удовольствие от общения.

     «Не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий хочет говорить о себе или о том, что его занимает, ежели же один говорит, другой слушает, то это не разговор, а преподавание…» Л.Толстой [цит по 9, С. 192].

     Прежде  всего, следует помнить о том, что беседа - это сотрудничество, направленное на поиск истины и принятие оптимального решения. Монологическая речь участников беседы недопустима. Поэтому, чтобы диалог состоялся, необходимо уметь слушать и слышать другого человека. Слушать внимательно, не перебивая, и стараться понять, что он имеет в виду. Проявлять внимание к его мнению, интересам, желаниям и вкусам, давая, таким образом понять, что интересы собеседника для вас не менее важны, чем ваши собственные. Необходимо не забывать, что темы для беседы должны быть интересны обоим. Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие, если после беседы со мной человек доволен собой и своим остроумием, значит, он вполне доволен и мной.  Разногласия в суждениях об одной и той же ситуации также свойственны диалогу, и абсолютно одинаковый взгляд на вещи встречается крайне редко. Критическое отношение к высказываниям и позиции партнера полезно в поиске истины и принятии правильного решения. Однако следует помнить, что его точка зрения также достойна уважения. Каждый из собеседников имеет право анализировать различные позиции и принимать либо не принимать их. Поэтому проявление агрессии, угроз, унижения и оскорбления в адрес партнера совершенно недопустимы, хотя бы по той причине, что они непродуктивны. 
 

     2.4. Цели в деловой  беседе 
 

     Деловую беседу от других типов беседы отличает прежде всего ее направленность на решение конкретной проблемы, а также  ситуация, в которой она ведется, а именно - ситуация делового общения. Деловая беседа требует применения определенной стратегии и правил поведения, которых необходимо придерживаться, чтобы достичь взаимопонимания в беседе. Стратегия всегда напрямую зависит от поставленной цели. Поэтому следует всесторонне обдумать предмет обсуждения: определить тему и цель предстоящей беседы, конкретные задачи, свои аргументы и возможные контраргументы партнера, очередность рассматриваемых вопросов (если их несколько). При подготовке полезно составить психологический портрет собеседника, по возможности ознакомиться с его позицией по данной проблеме. Продумать структуру беседы. Не стоит начинать разговор с обсуждения тех вопросов, по которым мы расходимся во мнениях, начать можно с тех, в которых проявляется единодушие. В продолжение разговора чередуйте негативные и позитивные моменты, и завершите разговор на «хорошей ноте». Надо стараться  предельно понятно и убедительно высказать свое суждение по рассматриваемому вопросу. Каждая мысль должна быть точно сформулирована. Точности требуют и определения, - невнятность может привести к разным толкованиям, внести сумятицу, вызвать непонимание, а порою привести к совершенно непродуктивному спору. Быть готовым  дать исчерпывающие разъяснения своей точки зрения в том случае, если партнер с нею не согласен.  Никогда не доказывать своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте, - выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить.  В деловой беседе важна быстрота реагирования на высказывания партнеров, объективность в оценке мнений и предложений собеседника. Позицию партнера легче всего определить с помощью вопросов. Искусство убеждения состоит в том, чтобы подвести собеседника к нужному выводу, а не навязывать этот вывод [11, C. 203].

     Особая  роль в риторических тактиках ведения деловой беседы принадлежит технике постановки вопросов. Умелое владение такой техникой позволяет получить необходимую информацию; владеть инициативой в беседе, а не пассивно отвечать на поставленные вопросы; не быть излишне категоричным в своих утверждениях (на вопрос собеседник чаще отвечает, чем возражает). Кроме того, вопросы убеждают собеседника в том, что я проявляю к нему интерес и стремлюсь установить с ним креативные отношения. Задавая вопрос, я, тем самым, проявляю заботу о продуктивном развитии и углублении диалога. Говорил ли Сократ людям, что они не правы? Никогда! Так называемый "Сократический метод" основывался на стремлении получить от собеседника утвердительный ответ. Он задавал такие вопросы, которые заставляли оппонента соглашаться с ним, и он вновь и вновь добивался признания своей правоты, и, тем самым, и множества утвердительных ответов. Сократ продолжал задавать вопросы до тех пор, пока оппонент, не отдавая себе отчета в том, что происходит, приходил к тому самому выводу, который яростно оспаривал несколькими минутами раньше.

     Необходимо  формулировать свои вопросы так, чтобы собеседник не мог не согласиться  с вами. Если  есть согласие с его  точкой зрения, необходимо подчеркнуть  его правоту. Если же придерживаешься  иной точки зрения, не начинай с резкого выпада: "Нет, вы не правы…" или "Вы не понимаете, что…", "Вы этого не знаете". "Отрицательный ответ представляет собой наиболее труднопреодолимое препятствие, - пишет профессор Оверстрит, - "Стоит человеку сказать "нет", как его самолюбие начинает требовать, чтобы он оставался последовательным в своих суждениях. Однажды высказав какое-то мнение, он обязан его придерживаться" [цит по 9, С. 192].

     Свое  мнение надо стараться не выражать в резкой, категоричной форме. Лучше  начать с таких реплик, как "Не кажется ли вам…", "Возможно, вас заинтересует…" и т.д. Использовать надо такие речевые формулы как "Это вы хорошо заметили", "Мне понравилась ваша мысль…" и подобные. Моему собеседнику важно почувствовать, что я признаю его достоинства. Комплименту есть место в любом разговоре. Необходимо сделать его искренне. 
 

     2.5.  Типы вопросов 
 

     Закрытые  вопросы

     Это вопросы, на которые ожидается ответ "да" или "нет". Они ведут  к созданию напряженной атмосферы  в беседе, поскольку резко сужают "пространство для маневра" для нашего собеседника. Поэтому такие вопросы можно применять со строго определенной целью. Они ведут мысли собеседника в одном, установленном нами направлении и нацелены непосредственно на принятие решения. Закрытые вопросы оказывают внушительное воздействие и относительно хорошо заменяют вопросы констатации и утверждения. В этом плане наиболее впечатляющими являются так называемые двойные закрытые вопросы, например: "Следует ли назначить нашу встречу уже на эту неделю или перенесем ее на следующую?" Такая форма вопроса предлагает собеседнику и третью возможность - длительную отсрочку. В постановке подобных вопросов кроется опасность того, что у собеседника складывается впечатление, будто его допрашивают, центр тяжести беседы смещается в нашу сторону, а собеседник лишен возможности развернуто высказать мнение. Закрытые вопросы рекомендуется задавать не тогда, когда нужно получить информацию, а только в тех случаях, когда хотим ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности, например  :"Вы согласны с тем, что..?"

     Открытые  вопросы

     На  эти вопросы нельзя ответить "да" или "нет", они требуют какого-либо объяснения. В вопросах такого типа используются слова "что", "кто", "как", "сколько "почему". Примеры  таких вопросов:

     - "Каково ваше мнение по данному вопросу?"

     - "Каким образом вы пришли  к такому выводу?"

     - "Почему вы считаете, что..?"

     С помощью этого типа мы вступаем в  разновидность диалога с упором на монолог собеседника, и, следовательно, цель передачи информации здесь не так строго реализуется, как в закрытых вопросах, поскольку мы дали нашему собеседнику возможность для маневрирования и подготовили к более обширному выступлению. В этой ситуации мы, конечно, теряем инициативу, а также последовательность развития темы, так как беседа может повернуть в русло интересов и проблем собеседника. Опасность состоит также в том, что можно вообще потерять контроль над ходом беседы.

     Зеркальный  вопрос

     Чтобы обеспечить непрерывность открытого  диалога и расширить его рамки, можно использовать зеркальный вопрос. Он состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, чтобы заставить его увидеть свое утверждение с другой точки зрения. Зеркальный вопрос позволяет, не противореча собеседнику и не опровергая его утверждения, создавать в беседе новые элементы, придающие диалогу подлинный смысл. Это дает неизмеримо лучшие результаты, чем круговорот вопросов "почему?", которые обычно вызывают защитные реакции, отговорки, поиски мнимой причинности, унылое чередование обвинений и самооправданий и в результате приводят к конфликту.

     Риторические  вопросы

     Риторические  вопросы служат более глубокому  рассмотрению проблем, а также, во многих случаях, их "разбавлению". Эти  вопросы не предусматривают прямого ответа, так как их цель - вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы или обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения. Важно формулировать вопросы таким образом, чтобы они звучали кратко и были понятны присутствующим, а свойственное большой аудитории молчание и будет означать одобрение нашей точки зрения. Однако, при этом следует быть очень осторожным, так как легко скатиться до обычной демагогии, а иногда попасть в смешное или даже неудобное положение, как это случилось на одном собрании колхозников. Выступавший предлагал переизбрать одного члена правления, подчеркивая его трудолюбие: "Кто вообще может сейчас, в этой сложной ситуации, сравниться с ним?" Из последнего ряда кто-то выпалил: "Конь!"

     Переломные  вопросы

     Они либо удерживают беседу в строго установленном  направлении, либо поднимают целый  комплекс новых проблем. Если собеседник корректно и содержательно отвечает на такие вопросы, то ответы обычно позволяют выявить уязвимые места  его позиции. Приведем примеры: "Как вы представляете себе..?", "Как вы считаете, нужно ли радикально изменять.. ?", "Как в действительности у вас обстоит дело с.. ?" Подобные вопросы задаются в тех случаях, когда мы уже получили достаточно информации по одной проблеме и хотим переключиться на другую или же когда мы почувствовали сопротивление собеседника и пытаемся "пробиться". Опасность в этих ситуациях заключается в нарушении равновесия между нами и собеседниками. Однако при настойчивом употреблении таких вопросов собеседник может низвести их до закрытых ответов "да" или "нет". Это существенно снижает наши шансы на получение информации.

     Вопросы для обдумывания

     Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано. Примерами являются следующие вопросы: "Сумел ли я вам обрисовать картину..?", "Правильно ли я понял ваше сообщение о том, что..?", "Считаете ли вы, что..?".

     Цель  этих вопросов - создать атмосферу  взаимопонимания, что часто позволяет  достигнуть промежуточных результатов [10, C. 203]. 
 

     2.6. Последовательность использования вопросов 
 

     Для первого этапа, на котором поднимаются  новые проблемы, характерны ответы "да - нет". На следующем этапе, когда расширяются границы областей передачи информации и производятся сбор фактов и обмен мнениями, следует задавать преимущественно открытые и зеркальные вопросы. После этапа передачи информации наступает этап закрепления и проверки полученной информации; здесь преобладают риторические вопросы и вопросы на обдумывание. И в конце, намечая новое направление информирования, мы пользуемся переломными вопросами. Чего мы добиваемся этими вопросами с точки зрения тактики? В любом случае мы избегаем или существенно снижаем опасность "беседы-ссоры". Ведь любое утверждение или констатация, особенно не подкрепленные очевидными фактами, вызывают у собеседника протест, несогласие и контраргументы в открытой или скрытой (внутренней) форме. Если же мы модифицируем эти утверждения и придадим им форму вопроса, тем самым в значительной степени смягчив их, то собеседник и воспримет их легче, а иногда даже, как свое собственное мнение (благодаря риторическим вопросам и вопросам на обдумывание). 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Прекрасное  русское слово Беседа пока еще  не архаизм, но уже относится к  числу исчезающих, впору заносить в красную книгу... Осознал я это с горечью несколько лет  назад, побывал  в глубинке, в деревне. Водились там тогда еще крепенькие старушки прежнего образца да полтора недовымерших деда. По вечерам, по доброму старому обычаю, собирались на беседы. Дивные и прекрасные бывали эти уютные сборища - то на завалинке, то у кого-либо в избе, за чайком... Все тут можно было - и новости обсудить, и душу излить, и сочувствие-утешение, и совет получить, и помыслить-порассуждать о житье-бытье, ну и конечно, косточки перемыть отсутствующим... Поспорить могли, но уважительно, не ругались, не вздорили. Каждый был выслушан со всеобщим вниманием, никто никого не перебивал и не осуждал, не срезал. Подшучивали, подначивали - это да... Образцовый психотерапевтический форум.

     Тогда до меня дошло, что в сознании двух-трех последних наших поколений значение Беседы скукожилось до какого-то одностороннего словесного действия с целью воздействия. С нами и ныне беседуют начальники, кадровики, следователи, фээсбэшники, гибэдэдэшники, в лучших случаях преподаватели и врачи, психологи на худой конец...  А друг с другом мы уж давно не беседуем. Переговоры ведем. Или болтаем, треплемся, сидим и гудим, тусуемся... Как бы общаемся. Но не беседуем, нет.

     Беседа, по старому толковому словарю – «обстоятельный разговор друг с дружкою; разговор одного с одним, одного или многих со многими; разговор мирный, душевный, искренний, со взаимным расположением и долготерпеливым выслушиваньем; разговор о любом предмете, имеющий целью предмет осветить и наиполнейше представить свойственный человеку дар речи». Вот-вот, дар речи... 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

      
  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]  /  М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М., 2004. – 389 с.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабнасекий. – 2-е изд. – М.,1988. – 385 с.
  3. Богданов О. Ю. Методика преподавания литературы [Текст] / О.Ю. Богданов, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. – М., 2002. – 402 с.
  4. Голубков В. В. Методика преподавания литературы [Текст] / В.В. Голубков. – М., 1962. – 256 с.
  5. Ларошфуко [Электронный ресурс]  // Википедия: электронная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ларошфуко
  6. Леонтьева О.В. Особенности учебно-воспитательного процесса на уроках химии в классах компенсирующего обучения [Текст] : дисс. …. к.п.н. - СПб., 2006. -230 с.
  7. Педагогика [Текст]. - 3-е изд., стереотип. - М., 2000. - 400 с.
  8. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1981. –1002 с.
  9. Сухомлинский В.А. Советы взрослым и юношеству [Текст] : в 2-т. Т. 2 / В.А. Сухомлинский. – М., 1987. – 256 с.
  10. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия [Текст] / – М., 2000.-350 с.
  11. Шейдер Р. Психиатрия [Текст]. – М., 1998, - 386 с.

Информация о работе Методика подготовки и проведения беседы