Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:20, реферат
В процессе познания большую роль играет слово, только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов» важность, которой подчеркивал И. П. Павлов (1849-1936), чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Каждому человеку присущ свой целостный стиль беседы, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Метод обучения …………………………………………………………… 5
1.1. Особенности словесных методов обучения…………………………… 6
1.2. Искусство беседы………………………………………………………. 8
1.3. Способы классификации бесед………………………………………... 10
2. Методика подготовки и проведения беседы……………………. ……... 11
2.1. Беседа как метод психодиагностики…………………………………. 13
2.2. Дискуссия………………………………………………………………. 16
2.3. Деловая беседа………………………………………………………….
2.4. Цели в деловой беседе…………………………………………………
2.5. Типы вопросов…………………………………………………………
2.6. Последовательность использования вопросов………………………
Заключение …………………………………………………………………..
18
19
21
24
25
Список литературы ………
Современная наука пришла к заключению, что беседа наиболее эффективна для:
- подготовки учащихся к работе на занятии;
-
ознакомления их с новым
- систематизации и закрепления знаний;
-
текущего контроля и
1.3.
Способы классификации
бесед
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Её мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся и места беседы в дидактическом процессе выделяют несколько видов бесед.
По назначению выделяются беседы:
1)
вводные или организующие; 2) сообщения
новых знаний (сократические, эвристические
и др.); 3) синтезирующие или
Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными и практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.
Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросо-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В настоящее время преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания. По своей форме беседы могут быть индивидуальными, групповыми и фронтальными. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. При фронтальной беседе вопросы задаются учителем всем обучаемым, чтобы все учащиеся готовились к ответу. При этом вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированы так, чтобы будили их мысль. Как можно реже использовать подсказывающие вопросы и альтернативные вопросы [3, C. 122].
Таким образом, метод беседы обладает рядом преимуществ:
-
активизирует деятельность
- развивает их память и речь;
-
помогает контролировать
-
может быть проводником
2.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКА
И ПРОВЕДЕНИЕ БЕСЕДЫ
Для успешного проведения беседы необходима, прежде всего, серьезная подготовка к ней преподавателя. Педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения - порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т. д. Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует также задавать «подсказывающих» вопросов, содержащих готовые ответы.
Успех беседы зависит от контакта. Нужно следить, чтобы все принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение. Каждый ответ внимательно выслушивается. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные - комментируются, уточняются. Учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, ошибку, и лишь тогда, когда он не сумеет этого сделать призывают на помощь товарищей. С разрешения преподавателя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но, как только учитель убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются в целях мнимой активизации, это занятие следует прекратить. Педагогу следует знать, что беседа - неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая беседу, необходимо взвесить свои возможности, возможности учащихся, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно. Беседа является диалогическим методом обучения, при котором учитель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. В ходе проведения беседы должно прослеживаться целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные человеком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания обучаемого становятся четче и осмысленнее. Обучение умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: человек должен научиться внимательно, слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения [1, C. 67].
Высказываясь
в беседе, человек формулирует
свои мысли не в одном, а в нескольких
предложениях. Вопросы преподавателя
требуют более подробного описания
увиденного, пережитого, побуждают к выражению
оценок, личного отношения к обсуждаемой
теме. Давая развернутый ответ, обучаемые
употребляют для связи слов союзы (и, а,
но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая
деятельность человека в беседе отличается
от разговора, прежде всего внутренним
программированием, обдумыванием своего
высказывания, большей произвольностью.
Обучаемые учатся речи-доказательству,
умению обосновывать свою точку зрения,
вступать в «дискуссию». Словарный запас
при этом активизируется, уточняется и
дополняется.
2.1.
Беседа как метод психодиагностики
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. В ходе беседы происходит получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В результате один человек выявляет психологические особенности другого. Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники. Это способ исследования целостной личности. Ее цель - в ходе диалога получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д.
Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче. Вопросы, которые задает психолог, не должны носить сугубо клинический характер, т.е. не должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния. В беседе психолог должен получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности (памяти, мышления, внимания, речи). Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие состояние сознания на момент обследования. Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка. Особое внимание в беседе с детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования [1, C. 264].
Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию. В ходе беседы создается определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки. Искусство беседы - в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).
Программа беседы должна строиться заранее, на основе анализа предварительных данных о будущем испытуемом (полученных из анамнеза, из бесед с лечащим врачом, близкими). На форму проведения беседы и характер задаваемых вопросов влияют: возраст, образовательный (культурный) уровень больного, особенности приема и переработки информации, характерные для него, возможность негативного отношения к исследованию, речевые особенности будущего испытуемого и др. Умение вовлекать в беседу относится к числу важнейших умений, которыми необходимо владеть каждому психологу, так как в процессе беседы значительно снимается уровень тревожности у исследуемых, что позволяет им включаться в обыденную жизнь, проявлять определенную долю самостоятельности в обыденной жизни путем умозаключений и подведения итогов на основе известных фактов, законов и теоретических положений. Для психолога беседа является средством установления оперативной обратной связи, источником получения сведений о реальном уровне сознания. Это дает возможность корректировать процесс «выздоравливания». Выделим ряд особенностей использования метода «беседа» при организации психодиагностике:
1.
Каждая беседа должна
2. Беседы не должны быть излишне продолжительными, поскольку каждая из них направлена на решение одной конкретной цели. (Чем длиннее беседа тем больше вероятность того, что отвечая на мелкие вопросы, человек не увидит ее основной цели и результата).
3.
Проведение беседы завершается
заключительным словом
2.2.
Дискуссия
Одной из разновидностей беседы является дискуссия. Смысл дискуссии состоит в обмене взглядами по определенной проблеме, поэтому и условием эффективного использования этого метода в жизни является предварительная подготовка обучаемых к такому обмену, как в содержательном, так и в формальном отношении. Эта подготовка состоит прежде всего в обеспечении участников дискуссии необходимым объемом знаний. Без этого дискуссия станет бессодержательной и неточной. Важно также приучать обучаемых к сложному искусству ведения дискуссии, поэтому предметом особого внимания преподавателя должна быть выработка у них умения однозначно формулировать рассматриваемые проблемы и вопросы, представлять свою точку зрения в содержательно обоснованном и логически стройном виде, использовать конкретные аргументы для опровержения неправильных взглядов, способные убедить слушателей. Преподаватель должен познакомить учащихся с общими правилами ведения дискуссии, такими, как ясность и четкость формулировки ее главной проблемы, предметность и компактность высказываний, умение синтетически подводить итоги ее хода или формулировать заключительные выводы. Этот метод позволяет обогащать содержание уже известного материала, упорядочивать его, обобщать и закреплять, но прежде всего развивать у них умение самостоятельно строить выступления, защищать свои взгляды по определенным вопросам и, что также важно, приобщать их к жизни в коллективе, ибо от высказываний отдельных членов коллектива, которые раскрывают рассматриваемую проблему с различных точек зрения, не всегда совпадающих между собой и только частично верных, в ходе дискуссии ее участники приходят к общему, единому решению. Выраженные во время дискуссии различные позиции и разнообразные взгляды в целом приводят к пополнению и модификации знаний отдельных учеников, что выступает в качестве одного из условий развития их личности.
Известный
языковед Витольд Дорошевский
1.
Дискуссия по какой-либо теме
должна быть формой
2.
Участник дискуссии должен
3.
Следует взвешивать свои слова,
4.
Необходимо стремиться
5.
Представлять утверждения
6.
Нельзя ссылаться на то, что
в своих высказываниях
7.
Не следует стремиться к
8. Участник дискуссии не должен стараться досадить противнику, однако стремление не доставить ему неприятностей, объективность и нелицеприятность ведения дискуссии не должны отражаться на четкости, однозначности формулирования своих мыслей.
9.
Недопустимо высказываться по
малознакомым вопросам (можно лишь
задать вопрос) [2, C. 203].
2.3.
Деловая беседа
«Одна
из причин того, что умные и приятные
собеседники так редки, заключается
в обыкновении большинства