Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является методическая разработка элементов курса БЖД на основе теоретического анализа перспективных направлений в этой области.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и основные задачи курса ОБЖ и ГО в старшей школе
2. Рассмотреть методы и формы организации учебного процесса по куску ОБЖ и ГО
3. обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО
4. Спроектировать занятие по курсу ОБЖ и ГО
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы преподавания курса ОБЖ и ГО в старшей школе..…...4
1.1 Содержание и задачи учебного курса ОБЖ и ГО в 10-11 класса ..……….4
1.2 Особенности организации учебного процесса по ОБЖ и ГО …………….6
Глава 2. Методическая разработка 2 занятий по курсу ОБЖ и ГО …….12
1. 2.1 Анализ обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО…… ……..…………………………………………………………………....12
2.2 Методическая разработка занятия по курсу ОБЖ и ГО по теме « История создания и задачи гражданской обороны на современном этапе»………….. 14
Заключение…………………………………………………………...…..21
Список литературы………………………………………………..….....22
Рисунок 2
Учитель: Это определение оставим на доске, с ним мы будем работать на уроке постоянно. Переходим к вопросу об истории создания ГО. Для этой работы нам понадобится раздаточный материал. Это краткое изложение моего рассказа об истории создания ГО, но вы наверняка заметили, что здесь имеются пропуски. Ваша задача не только внимательно слушать мой рассказ, но и заполнить пропущенную информацию. В конце работу проверим.
Раздаточный материал:
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Для решения этих задач МПВО организовывались соответствующие силы: воинские части МПВО и добровольные формирования МПВО (группы защиты, объектовые команды из числа рабочих). Подготовка кадров МПВО осуществлялась на спецкурсах, а обучение населения в общественных оборонных организациях.
Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО:
1941-1945
гг. Опыт ВОВ показал, что система
МПВО внесла существенный
1945-1961
гг. В 50-е гг. в арсенале многих
государств появилось новое
В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения. Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные” катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.
1986
г. – авария на Чернобыльской
АЭС. Огромные территории
1988 г. – землетрясение в Армении. Особенно пострадали Спитак, Ленинакан, Кировокан. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов.
Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и невоенизированным формированиям.
В
ноябре 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР
по чрезвычайным ситуациям и Штаба
ГО РСФСР был образован
Кто знает как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? (ФЗ РФ “О ГО”) Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г.
Учитель: Проверяем, что у вас получилось После проверки задается вопрос классу: Сколько лет со дня основания исполнилось в этом году ГО? (ответ: 76 лет, 4 октября)
Учитель: Вернемся к нашему определению и озвучим его еще раз (один из учащихся). Теперь рассмотрим задачи ГО на современном этапе.
Учитель: Все ли рассмотренные задачи, направления осуществляются в военное время? (нет).
Выполнение каких задач осуществляется в мирное время? (Назовите их: обучение населения способам защиты от опасностей, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО).
Какой вывод можно сделать? (подготовку к ведению ГО осуществляют заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий).
Учитель: Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? Когда это происходит? (при крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях).
Вносим дополнения к определению на доске: В современных условиях ГО осуществляет мероприятия по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. В ФЗ “О ГО” внесена поправка в 2004 году.
Учитель: Все эти задачи важны для государства, обороны, обеспечения безопасности РФ?
Итак, мы с вами подошли к основному выводу. Организация и ведение ГО – важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны.
Учитель: За последнее время произошли существенные изменения в организационных основах ГО, методах и способах ее деятельности: совершенствуются системы управления и оповещения ГО (в местах массового пребывания людей), организованы подготовительные мероприятия про повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного и техногенного характера, и террористических проявлений, разрабатываются и внедряются новые СИЗ И СКЗ, принимаются меры по развитию сил ГО в рамках реформирования военной организации государства, внедрение передовых космических, авиационных, информационных технологий при ведении АСДНР, создана система обучения всех категорий граждан в области ГО.
В целом, состояние ГО обеспечивает решение задач по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. Вместе с тем меняются характер и способы решения международных и других проблем, в т. ч. с применением военной силы. Возможные войны будут происходить в локальном масштабе и отличаться высокой интенсивностью. В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному оружию. Ведутся разработки оружия нового поколения, основанного на новых физических принципах. Существенно возрастает роль новых форм противоборства сторон, в которых основными формами противоборства будет экономическое, политическое, информационное, и психологическое воздействие на человека.
3. Закрепление знаний.
Учитель: Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники или студенты?
(на уроках ОБЖ и ГО, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).
4. Подведение итогов урока (рефлексия).
Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.
Заключение
Таким образом, в рамках курсового проектирования были проанализированы содержание и задачи учебного курса основы безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны. Раскрыты особенности его организации, инновационные направления его развития, эффективные методы и формы организации образовательного процесса по данному курсу. Проведен анализ обязательного минимума по преподаванию дисциплины. Также была сконструирована методическая разработка занятия по курсу ОБЖ и ГО по теме «История создания и задачи гражданской обороны на современном этапе».
В заключении необходимо отметить, что в связи с большой скоростью развития техногенных процессов, каждодневным совершенствованием средств и способов защиты в чрезвычайных ситуациях, необходимо систематически обновлять содержание курса БЖД и ГО.
Образованность
человека в данной области имеет
непосредственное значение в контексте
его безопасности и возможности
влиять на последствия опасных ситуаций,
встречаемых на его жизненном
пути.
Список литературы
1.Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона: Учебник для вузов. - М.: Высш. шк.,1986. - 207 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общей редакцией С..В. Белова. - М.: Высш. шк. , НМЦ СПО, 2000.- 343 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: Краткий конспект лекций / Под редакцией О.Н. Русака. - Л.: ЛССБЖД, 1991. - 143 с.
4. Гражданская оборона: Учеб. для вузов/Под ред. Е.П. Шубина. — М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
5. Гражданская оборона: Учебник / Под ред. Е.П. Шубина. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
6. Долгин Н. Н." Гражданская оборона - наше обще дело". Информационный сборник 6 - 2001 г. МЧС РФ.
7. Егоров П.Т., Шляхов И.А., Алабин Н.И. Гражданская оборона: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1976. - 301 с.
8. .Закон РФ "Об обороне" 61 ФЗ от 31.05.1996г.
9. Методические рекомендации по организации мероприятий ГО, мероприятий по защите населения и территорий на объекте экономики. МЧС, 2000г.
10. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности». Кн. для учителя / Сост. А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин; Под общ. ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
11. Русак О. Н., Малаян К. Р., Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448 с.
12. Руденко А.П. и др. Учебно-методическое пособие для проведения занятий по гражданской обороне с населением, не занятым в сфере производства. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 192 с
13. Семенов С.Н. и др. Проведение занятий по гражданской обороне: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1990. -96 с
Информация о работе Методика обучения учащихся старших классов основам гражданской обороны