Методика обучения учащихся старших классов основам гражданской обороны

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является методическая разработка элементов курса БЖД на основе теоретического анализа перспективных направлений в этой области.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и основные задачи курса ОБЖ и ГО в старшей школе
2. Рассмотреть методы и формы организации учебного процесса по куску ОБЖ и ГО
3. обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО
4. Спроектировать занятие по курсу ОБЖ и ГО

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы преподавания курса ОБЖ и ГО в старшей школе..…...4
1.1 Содержание и задачи учебного курса ОБЖ и ГО в 10-11 класса ..……….4
1.2 Особенности организации учебного процесса по ОБЖ и ГО …………….6
Глава 2. Методическая разработка 2 занятий по курсу ОБЖ и ГО …….12
1. 2.1 Анализ обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО…… ……..…………………………………………………………………....12
2.2 Методическая разработка занятия по курсу ОБЖ и ГО по теме « История создания и задачи гражданской обороны на современном этапе»………….. 14
Заключение…………………………………………………………...…..21
Список литературы………………………………………………..….....22

Работа содержит 1 файл

Методика обучения учащихся старших классов основам гражданской обороны.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

     Некоторые разделы ОБЖ не подпадают под  методику интегрированного обучения и требуют традиционной методики преподавания и общения с педагогом-специалистом по ОБЖ. Например: при изучении безопасного поведения при терактах, криминальных опасностях, техногенных ЧС, изучении основ военной подготовки, медпомощи и приемов выживания.

     По  мере появления преподавателей-специалистов по ОБЖ желательно вернуться от интегрированного подхода к преподаванию курса  ОБЖ как единого предмета в  соответствии с имеющимися стандартами  и учебниками. Вместе с тем допускается  изучение отдельных тем в рамках других курсов. Например: самозащита в курсе физической культуры, ответственность за правонарушения в курсе обществознания, опасные вещества в химии и т.д.

     Интегрирование  курса «ОБЖ» с предметом «Физическая  культура» обеспечивает решение важных задач, направленных на формирование здорового образа жизни и культуры безопасности:

     – укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию;

     – обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

     – развитие двигательных способностей;

     – воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в чрезвычайных ситуациях;

     – содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

     При организации учебных занятий с юношами на уроках «Физическая культура» следует учитывать, что они должны быть готовы к службе в армии, поэтому с ними предусмотрены занятия на местности, в нестандартных условиях, выполнение заданий при различных помехах, в условиях дефицита времени, при максимальных физических нагрузках.

     При использовании компьютерных технологий в курсе ОБЖ и ГО прослеживаются все этапы урока:

     – проверка знаний (тест, устный опрос);

     – объяснение новой темы - традиционно;

     – объяснение новой темы на компьютере с помощью проецирующего устройства;

     – закрепление материала - выполнение учащимися заданий разных уровней на компьютере.

     ИКТ реализуют одно из наиболее перспективных  применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса ОБЖ и ГО на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.

     Традиционные  требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь  найти и применить).

     Задача  учителя – правильно организовать эту работу.

     Использование компьютера на уроках ОБЖ и ГО способствует активной деятельности учащихся. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении “правил игры” с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных заданий. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки. Он помогает в значительной степени учителю при проведении урока, делая его отношения с учениками более человечными.

     Во-первых, компьютер замыкает на себя большую  часть контрольных функций и  реакций на ошибки ученика. Ошибки, беспощадно фиксируемые компьютером, оказываются в значительной степени  частным делом школьника. Учитель  освобождается от необходимости  выявлять слабые стороны в знаниях учащихся, его отношение к детям становятся более позитивными.

     Во-вторых, компьютер, вступая с учеником в  партнерские отношения, освобождает  учителя от необходимости поддерживать темп и тонус деятельности каждого  обучаемого. Благодаря этому учитель получает больше возможностей видеть обстановку в классе в целом или уделять внимание отдельному ученику.

     Все это реализуется только в тех  случаях, когда урок хорошо оснащен  технически и методически обеспечен  и сам учитель не принужденно  и свободно владеет общими навыками работы за компьютером. Использование новых технологий дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным.

     Важным  моментом при организации учебной  деятельности по предмету ОБЖ и ГО является ведение практикумов, в форме сборов или дней военной подготовки, недель безопасности, такие виды деятельности позволяют не только сформировать необходимые знания, но и погрузить учеников в атмосферу реальности происходящего. Сформировать не только умения, но психологическую готовность к грамотному реагированию в чрезвычайных ситуациях и при возникновении различного рода опасностей.

 

     

     Глава 2. Методическая разработка занятия по курсу  ОБЖ и ГО 
 

    2.1. Анализ обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО 

     Определение содержания и распределение тематики ОБЖ и ГО по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по ОБЖ и ГО и должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности. Минимальное содержание общего образования ориентирует на количество времени, которое необходимо выделить на изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе, является основанием для разработки примерных и авторских программ, учебников и методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

     Преподавание  основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности.

     В соответствии с Обязательным минимумом  содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ и ГО на этом уровне более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:

     – основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);

     – безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);

     – безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;

     – пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

     – основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

     – мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

     – государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;

     – правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;

     – вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные силы России в структуре государственных институтов);

     – военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской славы в истории России);

     – военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина);

     – государственная и военная символика Вооруженных сил Российской Федерации (символика Вооруженных сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации).

     Обязательный  минимум по данной дисциплине нельзя описть только в категориях знаний и умений. Важную роль при овладении  данным курсом играет сформированность психологической готовности к действиям  в чрезвычайных ситуациях и при  других видах опасностей.  
 

2.2 . Методическая разработка  занятия по курсу ОБЖ и ГО по теме «История создания и задачи гражданской обороны на современном этапе» 

     Цели  и задачи урока:

     Обучающие:

     – Дать учащимся представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

     – По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.

     Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

     Воспитывающие: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.

     Оборудование  урока: доска, раздаточный материал, учебники.

     План  занятия

     1.Организационный  момент.

     2. Изучение нового материала.

     Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне, разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона” (записывается на доске).

     3. Усвоение новых  знаний и первичная  проверка.

     Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО (для следующей работы из учеников выбирается помощник для ведения записей на доске).

     Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? (по одному слову-ассоциации записываем на доску).

     Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.) (Помощник садится на свое место).

     Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам будет следующая схема с вопросами (Рисунок 1)

     Чтобы ответить на центральный вопрос этой схемы, вернемся к нашим словам-ассоциациям.

     Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО? (учащиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО).

     Каким одним словом можно заменить все  это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей  схемы (записываю его на доске).

     Итак, ГО – это система мероприятий.

     Найдите главное слово в словах-ассоциациях (Учащиеся: защита).

     Защита  направлена на кого? (Учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности).

     Когда? (период времени) (Учащиеся: война).

     Где? (Учащиеся: на территории РФ).

     Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение  ГО? (пробуют два ученика).

     

     Рисунок 1

     На  доске получится следующая запись:

Информация о работе Методика обучения учащихся старших классов основам гражданской обороны