Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является методическая разработка элементов курса БЖД на основе теоретического анализа перспективных направлений в этой области.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и основные задачи курса ОБЖ и ГО в старшей школе
2. Рассмотреть методы и формы организации учебного процесса по куску ОБЖ и ГО
3. обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО
4. Спроектировать занятие по курсу ОБЖ и ГО
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы преподавания курса ОБЖ и ГО в старшей школе..…...4
1.1 Содержание и задачи учебного курса ОБЖ и ГО в 10-11 класса ..……….4
1.2 Особенности организации учебного процесса по ОБЖ и ГО …………….6
Глава 2. Методическая разработка 2 занятий по курсу ОБЖ и ГО …….12
1. 2.1 Анализ обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО…… ……..…………………………………………………………………....12
2.2 Методическая разработка занятия по курсу ОБЖ и ГО по теме « История создания и задачи гражданской обороны на современном этапе»………….. 14
Заключение…………………………………………………………...…..21
Список литературы………………………………………………..….....22
Некоторые разделы ОБЖ не подпадают под методику интегрированного обучения и требуют традиционной методики преподавания и общения с педагогом-специалистом по ОБЖ. Например: при изучении безопасного поведения при терактах, криминальных опасностях, техногенных ЧС, изучении основ военной подготовки, медпомощи и приемов выживания.
По
мере появления преподавателей-
Интегрирование
курса «ОБЖ» с предметом «
– укрепление здоровья, содействие гармоническому развитию;
– обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
– развитие двигательных способностей;
– воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в чрезвычайных ситуациях;
– содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
При организации учебных занятий с юношами на уроках «Физическая культура» следует учитывать, что они должны быть готовы к службе в армии, поэтому с ними предусмотрены занятия на местности, в нестандартных условиях, выполнение заданий при различных помехах, в условиях дефицита времени, при максимальных физических нагрузках.
При использовании компьютерных технологий в курсе ОБЖ и ГО прослеживаются все этапы урока:
– проверка знаний (тест, устный опрос);
– объяснение новой темы - традиционно;
– объяснение новой темы на компьютере с помощью проецирующего устройства;
– закрепление материала - выполнение учащимися заданий разных уровней на компьютере.
ИКТ реализуют одно из наиболее перспективных применений новых информационных технологий в преподавании и изучении предмета. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса ОБЖ и ГО на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления.
Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить).
Задача
учителя – правильно
Использование компьютера на уроках ОБЖ и ГО способствует активной деятельности учащихся. Внутренняя формализованность работы компьютера, строгость в соблюдении “правил игры” с принципиальной познаваемостью этих правил способствует большей осознанности учебного процесса, повышают его интеллектуальный и логический уровень. Компьютер является как помощником, так и контролером на стадии тренировочных заданий. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования обстановки. Он помогает в значительной степени учителю при проведении урока, делая его отношения с учениками более человечными.
Во-первых, компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика. Ошибки, беспощадно фиксируемые компьютером, оказываются в значительной степени частным делом школьника. Учитель освобождается от необходимости выявлять слабые стороны в знаниях учащихся, его отношение к детям становятся более позитивными.
Во-вторых, компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, освобождает учителя от необходимости поддерживать темп и тонус деятельности каждого обучаемого. Благодаря этому учитель получает больше возможностей видеть обстановку в классе в целом или уделять внимание отдельному ученику.
Все это реализуется только в тех случаях, когда урок хорошо оснащен технически и методически обеспечен и сам учитель не принужденно и свободно владеет общими навыками работы за компьютером. Использование новых технологий дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным.
Важным моментом при организации учебной деятельности по предмету ОБЖ и ГО является ведение практикумов, в форме сборов или дней военной подготовки, недель безопасности, такие виды деятельности позволяют не только сформировать необходимые знания, но и погрузить учеников в атмосферу реальности происходящего. Сформировать не только умения, но психологическую готовность к грамотному реагированию в чрезвычайных ситуациях и при возникновении различного рода опасностей.
Глава
2. Методическая разработка
занятия по курсу
ОБЖ и ГО
2.1.
Анализ обязательного
минимума по преподаванию
дисциплины ОБЖ и ГО
Определение содержания и распределение тематики ОБЖ и ГО по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по ОБЖ и ГО и должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности. Минимальное содержание общего образования ориентирует на количество времени, которое необходимо выделить на изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной, основной и средней (полной) общеобразовательной школе, является основанием для разработки примерных и авторских программ, учебников и методических пособий, материалов итоговой аттестации выпускников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности.
В соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ и ГО на этом уровне более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:
– основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);
– безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);
– безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;
– пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
– основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
– мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
– государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;
– правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;
– вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные силы России в структуре государственных институтов);
– военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской славы в истории России);
– военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина);
– государственная и военная символика Вооруженных сил Российской Федерации (символика Вооруженных сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации).
Обязательный
минимум по данной дисциплине нельзя
описть только в категориях знаний
и умений. Важную роль при овладении
данным курсом играет сформированность
психологической готовности к действиям
в чрезвычайных ситуациях и при
других видах опасностей.
2.2
. Методическая разработка
занятия по курсу ОБЖ
и ГО по теме «История
создания и задачи гражданской
обороны на современном
этапе»
Цели и задачи урока:
Обучающие:
– Дать учащимся представление о гражданской обороне, познакомить с историей создания гражданской обороны и ее предназначением, рассмотреть задачи гражданской обороны по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
– По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить полученные знания по теме урока.
Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса школьников, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;
Воспитывающие: воспитание самостоятельности учащихся, творческой активности.
Оборудование урока: доска, раздаточный материал, учебники.
План занятия
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о Гражданской обороне, разберем понятие ГО, выясним ее предназначение, познакомимся с историей создания ГО, рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона” (записывается на доске).
3. Усвоение новых знаний и первичная проверка.
Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО (для следующей работы из учеников выбирается помощник для ведения записей на доске).
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? (по одному слову-ассоциации записываем на доску).
Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.) (Помощник садится на свое место).
Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам будет следующая схема с вопросами (Рисунок 1)
Чтобы ответить на центральный вопрос этой схемы, вернемся к нашим словам-ассоциациям.
Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО? (учащиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО).
Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы (записываю его на доске).
Итак, ГО – это система мероприятий.
Найдите
главное слово в словах-
Защита направлена на кого? (Учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности).
Когда? (период времени) (Учащиеся: война).
Где? (Учащиеся: на территории РФ).
Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО? (пробуют два ученика).
Рисунок 1
На
доске получится следующая
Информация о работе Методика обучения учащихся старших классов основам гражданской обороны