Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является методическая разработка элементов курса БЖД на основе теоретического анализа перспективных направлений в этой области.
Задачи:
1. Проанализировать содержание и основные задачи курса ОБЖ и ГО в старшей школе
2. Рассмотреть методы и формы организации учебного процесса по куску ОБЖ и ГО
3. обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО
4. Спроектировать занятие по курсу ОБЖ и ГО
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы преподавания курса ОБЖ и ГО в старшей школе..…...4
1.1 Содержание и задачи учебного курса ОБЖ и ГО в 10-11 класса ..……….4
1.2 Особенности организации учебного процесса по ОБЖ и ГО …………….6
Глава 2. Методическая разработка 2 занятий по курсу ОБЖ и ГО …….12
1. 2.1 Анализ обязательного минимума по преподаванию дисциплины ОБЖ и ГО…… ……..…………………………………………………………………....12
2.2 Методическая разработка занятия по курсу ОБЖ и ГО по теме « История создания и задачи гражданской обороны на современном этапе»………….. 14
Заключение…………………………………………………………...…..21
Список литературы………………………………………………..….....22
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1. Основы преподавания курса ОБЖ и ГО в старшей школе..…...4
1.1 Содержание и задачи учебного курса ОБЖ и ГО в 10-11 класса ..……….4
1.2 Особенности организации учебного процесса по ОБЖ и ГО …………….6
Глава 2. Методическая разработка 2 занятий по курсу ОБЖ и ГО …….12
2.2 Методическая разработка занятия по курсу ОБЖ и ГО по теме « История создания и задачи гражданской обороны на современном этапе»………….. 14
Заключение………………………………………
Список
литературы………………………………………………..
Введение
В последние годы актуальность ОБЖ и ГО значительно повышается в связи с обострением внутренней ситуации и международного терроризма, соответствующими указаниями Президента России, законодательством, нормативными актами органов управления образованием. В России не снижается количество людей, погибающих на транспорте, от пожаров, от криминальных проявлений и иных негативных социальных, техногенных и природных факторов, действие которых в ближайшие годы едва ли уменьшится.
Образовательная область ОБЖ и ГО внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования и вопрос о ее упразднении не обсуждается. Наоборот, в последнее время увеличился поток указаний, рекомендаций и приказов по вопросам усиления подготовки учащихся к действиям в опасных социальных, криминальных и иных ситуациях.
Целью курсовой работы является методическая разработка элементов курса БЖД на основе теоретического анализа перспективных направлений в этой области.
Задачи:
Глава
1. Основы преподавания
курса ОБЖ и
ГО в старшей школе
1.1
Содержание и задачи
учебного курса ОБЖ
и ГО в 10-11 класса
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности гражданская оборона» призван закрепить знания об элементах социальных и технических систем безопасности, сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности, к организации здорового и безопасного образа жизни. Юноши дополнительно знакомятся с правовыми и организационными основами военной службы. Для девушек это ознакомление ведется на добровольной основе.
Изучение курса «ОБЖ и ГО» в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
– освоение системы знаний о необходимости обеспечения обороноспособности и безопасности государства, специфике взаимоотношений военнослужащих, выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего высшего, в том числе и военного профессионального образования или для самообразования;
– воспитание гражданской ответственности, патриотизма, морально-нравственной и физической подготовки молодежи к выполнению конституционного долга, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
– развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, физической, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации в контексте проблем безопасности личности и общества;
– овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов безопасного поведения (предвидеть, предупредить), коллективных средств защиты необходимых для человека, общества и государства;
– формирование навыков применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области жизнеобеспечения, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В курсе ОБЖ 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера.
В состав курса «ОБЖ» входит несколько разделов.
1)
Раздел «Сохранение здоровья
и обеспечение личной
Применение практических знаний и умений данного курса позволит в дальнейшем сформировать у учащихся более грамотное представление об оказании первой медицинской помощи. В результате изучения данного раздела учащимися приобретаются следующие практические навыки и умения:
– умение использовать медицинские средства и способы защиты от поражающих факторов;
– оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, травмах, ожогах;
– определять остановку сердца и дыхания, проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;
– оказывать первую медицинскую помощь при поражении электрическим током.
Уроки допризывной подготовки способствуют овладению военно-прикладными навыками, воспитанию морально-волевых качеств.
2)
Раздел «Безопасность и защита
человека в опасных и
3) Раздел «Основы обороны государства и воинская обязанность». Этот раздел введен в программу для учащихся 10-11 классов в соответствии с ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и письмом министра образования РФ от 14.07.98 г. №1133/14-12. Раздел «Основы обороны государства и военная обязанность» органически связан с предметом «Обществознание» и направлен на подготовку подрастающего поколения к службе в армии, выполнению конституционного долга по защите отечества.
Знания
об организационной структуре
Если
нет возможности организовать учебные
сборы, возможна организация долгосрочного
летнего практикума, например, в форме
«Недели безопасности».
1.2.
Особенности организации
учебного процесса по
ОБЖ и ГО
Для того чтобы сформировать личность с высоким уровнем культуры безопасности, необходимо методологически осмысленно и методически наглядно на всех структурно-функциональных уровнях решить вопрос о безопасности себя, населения и персонала. В системе подготовки студентов к действиям в условиях различного вида чрезвычайных ситуаций (ЧС) центральное место занимает преподаватель. В его задачу входит вооружение обучаемых комплексом знаний, навыков и умений, предусмотренных программой обучения, а также осуществление психологической подготовки к деятельности в условиях ЧС.
В педагогическом плане обучение – это двусторонне активный процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. Преподаватели здесь организуют учебную деятельность, руководят ею, в систематическом виде излагают учебный материал и показывают приемы работы, что повышает интерес и другие положительные мотивы обучения, формируют у учеников привычку самостоятельно приобретать знания, навыки и умения, совершенствовать мастерство, проверяют подготовленность обучаемых к самостоятельной деятельности. В этом случае преподаватель выступает как организатор учебной деятельности.
Во всех случаях обучение оказывается эффективным, если преподаватель учитывает познавательные возможности и характер деятельности обучаемых. Учитывая эти особенности, преподаватель направляет деятельность обучаемых, руководит ею, учитывая при этом задачи и содержание обучения, мотивы и характер работы учеников.
Важной особенностью любого коллектива является взаимовлияние. Находясь в постоянном контакте с коллективом, у учеников складывается мнение о человеке, о его качествах, групповых настроениях и чувствах, внутриколлективных традициях. И вот здесь многое зависит от преподавателя, как он понимает суть различных процессов и явлений, возникающих в коллективе, так как от его квалификации, высокого уровня организации обучения и воспитания зависит состояние учебного процесса. Задача преподавателей состоит не только в вооружении учеников определенной системой знаний, навыков, специальных умений, но и во всемерном развитии их умственных способностей, в формировании умения самостоятельно добывать знания, решать нестандартные задачи, находить оригинальные решения, рационально работать с различными источниками информации.
Важную роль играют текущий контроль знаний, внедрение тестов, проведение «летучек» и т. д. Контролируя и оценивая знания студентов, преподаватель получает данные, позволяющие ему анализировать и совершенствовать методику и качество обучения. Для этого необходимо создавать проблемные ситуации, что побуждает обучаемых мыслить и идти не на уровне памяти, а на уровне понимания. Современная система обучения должна сочетать все виды обучения, но особенно большое внимание уделять самостоятельной работе. Если слушатель не хочет, то преподаватель не может способствовать усвоению материала. Исходя из сказанного, следует требовать от ученика не столько запоминать, сколько думать. Необходимо научить его выбрать из потока информации то, что ему нужно.
Одной
из перспективных тенденций в
преподавании БЖД является переход
к интегрированным методам
Необходимость
интегрированного изучения курса ОБЖ
обусловлена также
Недостаток интегрированного подхода в том, что принцип целостности нарушается случайной последовательностью изучения отдельных тем в рамках разных предметов и невозможностью их выстраивания в логике содержания программы ОБЖ. Этот недостаток следует компенсировать проведением обязательного вводного урока по ОБЖ, на котором учащимся будет доведена структура программы предмета и методика ее перманентного изучения с несколькими педагогами-предметниками. Интегрированный курс «ОБЖ» должен строиться таким образом, чтобы у школьников сложились целостные представления о чрезвычайных ситуациях, самыми опасными из которых являются война, военные конфликты и терроризм, а также о системах безопасности и правилах безопасного поведения в разных сферах общества.
Для воссоздания целостной картины предмета ОБЖ необходимо обеспечить учащихся и педагогов-предметников наглядной схемой интегрированного обучения и учебниками ОБЖ, чтобы они могли соединить (интегрировать) фрагментарные знания по отдельным темам в целостные представления о системах и методах обеспечения безопасности. Преподаватели-предметники в дополнение к своим урокам обязаны организовать работу учащихся по ознакомлению с соответствующими разделами учебника ОБЖ именно для обеспечения полноты и системности восприятия курса ОБЖ.
Информация о работе Методика обучения учащихся старших классов основам гражданской обороны