Методика формирования у дошкольников представлений о геометрических формах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

Содержание

1. Особенности развития у дошкольников представлений о геометрических фигурах.
а) содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»;
б) значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах.
2. Анализ программных задач.
3. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения

Работа содержит 1 файл

математика.docx

— 40.12 Кб (Скачать)

— Сложи  из палочек квадрат. Сложи из семи палочек 2 квадрата. Сделай на парте треугольник с помощью одной палочки.

Замечание: можно познакомить детей с некоторыми геометрическими понятиями:

Вершина это точка, в которой соединяются стороны.

Стороны образуют границу фигуры.

Граница вместе с внутренней областью образует саму фигуру.

Эти знания надо давать детям ненавязчиво, доступно, в процессе практической деятельности:

—  Покажи углы, стороны, вершины.

— Обведи квадрат.

— Заштрихуй  внутреннюю область фигуры.

Методика  формирования умения определять форму  окружающих предметов (задача 5)

Работа ведется  на протяжении всего времени обучения. Важно на каждом этапе правильно выбирать предметы для рассматривания, учитывая уровень развития детей.

Рекомендуемая последовательность выбора наглядности  при определении объемной формы:

1) предметы  с ярко выраженной цельной  формой;

2) предметы  примерно похожие на ту или  иную фигуру;

3) части  предметов;

4) изображения  объемных предметов на рисунках;

5) задания  по  представлению (без наглядности).

Дидактические игры

«Собери машинку», «Подбери по форме», «Сложи узор», «На  что похоже?», «Из чего сделан дом?», «Домино», «Лото» и др.

Замечание: используем в работе рисунок, лепку, аппликацию.

Методика  обучения моделированию  с помощью геометрических фигур (задача 6)

Предварительная работа

После ознакомления с плоскими геометрическими фигурами учим составлять из двух фигур одну и делить фигуры на 2 равные части (см. раздел «Величина»):

— Сложи  квадрат пополам двумя способами. Какие фигуры получились? Сколько?

—  Составь  из двух маленьких треугольников  один большой треугольник.

— Составь  из двух треугольников квадрат.

Наглядный материал

Модели геометрических фигур (бумажные, пластмассовые, деревянные), счетные палочки, геометрическая мозаика, наборы «Учись считать».

Фабричные и самодельные игры типа «Танграм»: «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино» и др. (см. «Занимательные дидактические игры по математике для дошкольников» Михайловой 3. А.). 
 
 
 

Методика  обучения

В подготовительной группе (можно раньше) учим моделировать геометрические фигуры из бумаги, рисовать на бумаге (чистой и в клетку), выкладывать из палочек (см. задачу 4).

Формируем умение составлять геометрические фигуры из других фигур, например в процессе игр типа «Танграм».

Последовательность  работы:

1. Рассматривание, называние и сравнение составных  частей по форме, цвету, размеру.

2. Составление  из двух фигур одной.

3. Составление  узоров по образцу с «выделенными»  частями.

4. Составление  узоров по силуэту.

5. Составление  произвольных картинок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  занятия  по  математическому  развитию  в  старшей  группе. 
Тема  занятия  «  Трапеция, ромб». 
Цель  занятия: 
Учить классифицировать фигуры  по  разным  признакам;  познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счёте в пределах  шести; учить на  глаз  определять  длину предмета. 
Материалы: 
Для  воспитателя-  фланелеграф  с набором геометрических  фигур (  большие и маленькие круги ,   квадраты, треугольники,  прямоугольники)  или « Чудесный  мешочек»  с тем же  набором геометрических  фигур; мяч. 
Ход  занятия: 
Сидя  за  столом 
  На столе  у  детей  набор  геометрических  фигур. Среди  них  трапеция  и  ромб. 
Воспитатель предлагает отложить  в сторону знакомые  фигуры  и назвать их. 
-У  вас  на  столе  остались  две  фигуры. Подумайте  и скажите, как  их можно назвать одним словом. 
Если дети не могут самостоятельно найти ответ, предложите  им  пересчитать  углы и стороны. 
-Так   их  можно  назвать  одним  словом? ( Четырёхугольники.) 
-Правильно, это  четырёхугольники. 
Затем,  показывая  ромб  и  трапецию,  воспитатель называет их.  
В  конце  можно  дать  детям  такие  задания: 
-отложите  в  сторону  все  красные  фигуры  и  назовите  их; 
-отложите  треугольники. Какой они величины? 
-отложите  все  четырёхугольники  и  назовите  их.

 
Поиграем 
«  Кто  знает -  пусть  дальше  считает» 
Игра  проводится  в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч кому-либо  из  детей и называет  любое число(  в пределах 6).Ребёнок,  поймавший мяч, продолжает  считать дальше ( ещё два числа)  и  возвращает  мяч. Ведущий  вновь  бросает  мяч  кому-то  из  детей и  называет  число. 
Игра  проводится  в  быстром  темпе  и  повторяется несколько  раз. 
Усложнение. Тем  детям,  которые  считают  в пределах больших  чисел, называют  любое  из  них.

 
«Кто  больше  запомнит» 
На  фланелеграфе  в произвольном  порядке размещаются разные  геометрические  фигуры ( 6 шт.) Дети  рассматривают их  и запоминают. Воспитатель считает до  трёх  и закрывает их, предлагает  назвать как можно больше  фигур,  которые были  на  фланелеграфе. 
Чтобы  дети  не  повторяли  ответы других,  воспитатель  может  выслушать  каждого  ребёнка  отдельно. Выигрывает  тот, кто  назовёт  больше  фигур. Он  становится  ведущим. Продолжая  игру, ведущий  меняет  количество  фигур. 
Усложнение. Назвать не  только  фигуры,  но  и их  цвет.

«Чудесный  мешочек» 
  В мешочке модели  геометрических  фигур. Вызванный ребёнок обследует фигуру  на  ощупь и называет  её. 
Вариант  игры. Ведущий  даёт  задание  найти  в  « Чудесном  мешочке»  определённую  фигуру. Ребёнок  на  ощупь  находит  и  достаёт  нужную  фигуру.Затем  фигура  возвращается  в мешочек и игра  продолжается. 

На  прогулке 
Предложите  на  глаз  определить,  что  длиннее:  скамейка  или  прыгалки.  Палка  или  ветка,  обосновать  ответ  и  доказать  его  правильность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Список  литературы

1.  Щербакова   Е.И.  «Методика  обучения  математике  в  детском  саду», М., 1998г. 

2. Фрейлах Н.И.» Методика  математического развития», 

3. Новикова В.П.  «Математика  в детском   саду», М., 2009г.

Информация о работе Методика формирования у дошкольников представлений о геометрических формах