Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:19, контрольная работа
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).
1. Особенности развития у дошкольников представлений о геометрических фигурах.
а) содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»;
б) значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах.
2. Анализ программных задач.
3. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения
Вариант 2— У квадрата все стороны по длине, как эта полоска (мерка), значит, они все равны.
— Квадрат — это четырехугольник, у которого все стороны равны.
Фрагмент 3:
— Что это? (Треугольник.)
— Что есть у треугольника? (У треугольника есть стороны и углы.)
— Покажите и посчитайте стороны и углы у треугольника. (3 стороны, 3 угла.)
— Как вы думаете, почему треугольник так называется?
— Треугольник — это фигура, у которой 3 стороны и 3 угла.
Фрагмент 4:
— Что это? (Круг.)
— Что вы про него знаете? (У круга нет углов, нет сторон, нет вершин.)
Замечание: можно познакомить детей с окружностью:
— Обведите круг (используя модель или трафарет).
— Это граница круга, она называется окружность.
— Закрасьте внутреннюю область.
— Что получилось? (Круг.)
Фрагмент 5:
— Это прямоугольник. Повторите.
— Положите перед собой. Что это?
— Обведите пальчиком.
— Что есть у прямоугольника? (Стороны и углы.)
— Покажите стороны.
— Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)
— Покажите углы.
— Сколько углов у прямоугольника? (Четыре.)
— Прямоугольник — это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла.
— Прямоугольник — это четырехугольник.
Замечание: если детей познакомить с прямым углом (в процессе моделирования), то можно обсудить, почему прямоугольник так называется, и что квадрат также является прямоугольником.
Фрагмент 6:
— Перегните прямоугольник, сравните его противоположные стороны,
стороны одинаковой длины.
— Сравните стороны с помощью условных мерок— у прямоугольника две пары одинаковых сторон.
— Прямоугольник — это четырехугольник, у которого противоположные стороны равны.
Замечание: нельзя противопоставлять прямоугольник и квадрат, так как они находятся в отношении рода и вида.
Фрагмент 7:
— Это овал. Повторите.
— Положите перед собой. Что это?
— Обведите пальчиком.
— У овала есть углы и стороны? (Нет.)
— На какую геометрическую фигуру похож овал?
— У овала, так же как у круга, нет углов и сторон, но он вытянут.
Замечание: нельзя говорить, то овал — это вытянутый круг, так как они не находятся в отношении рода и вида.
Фрагмент 8:
— Что это? (Квадраты.)
— Чем похожи? (Формой.)
— Чем отличаются? (Размеров цветом.)
— Сравните их стороны с помощью условных мерок (или наложением, или приложении).
— У большого квадрата стороны длиннее, чем у маленького.
Дидактические игры и их усложнение
Используются игры, описанные выше, но с добавлением разнообразия форм, размеров и цветов:
«Что изменилось?»,
«Чего не стало?» (Можно убирать
и переставлять до трех фигур);
«Найди пару», «Геометрическое лото», «Найди свое место в автобусе»,
«Сортировка» (Фигуры группируются
по признаку формы, или
Замечание: игра «Сортировка» используется психологами для определения уровня развития ребенка:
- Разложи фигуры на 3 (или 2, или 4) группы. Расскажи, по какому признаку ты это сделал. (Самый высокий уровень.)
-Разложи фигуры по цвету (или форме, или размеру). Сколько групп получилось? Расскажи о них.
- Сюда положи круги, сюда - квадраты, сюда - треугольники (или: «Сюда - большие фигуры, сюда - маленькие», или: «Сюда - красные, сюда - синие, сюда - зеленые, сюда — желтые»).
- Дай такие! (Низкий уровень - дети не владеют терминами, но работают по образцу.)
Методика ознакомления с объемными геометрическими фигурами (задача 3)
Предварительная работа
Знакомство с объемными формами и моделями объемных геометрических фигур (кубом, шаром, цилиндром и др.) происходит в процессе игр со строительным и др. материалом еще в младших группах:
— Посмотри.
— Возьми.
— Потрогай.
— Назови.
— Покажи.
— Подействуй.
— Дай такой же.
— Дай то, что назову.
Дети отличают
предметы по форме, но к моделям относятся
как к игрушкам. Воспитатель может
познакомить детей с
Наглядный материал
Модели объемных геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные): куба, шара, цилиндра, конуса, пирамиды, призмы, параллелепипеда.
Строительный материал, конструкторы «Лего», всевозможные вкладыши типа доски Сегена.
Объемные предметы с ярко выраженной формой: шара — мяч, апельсин; куба — кубик, коробка; цилиндра — банка, стакан; конуса — колпак; пирамиды — пакет молока старого образца; призмы — пенал; параллелепипеда — мыло и др.
Методика обучения
В средней группе знакомим с объемными геометрическими фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их с плоскими фигурами.
Последовательность обучения:
1) рассматривание и называние;
2) обследование
осязательно-двигательным
3) разнообразные действия с моделями (катать, ставить и др.) для выявления существенных свойств;
4) упражнение
в группировке, выкладывание
Фрагмент1:
— Что это? (Шарик.)
— Эта форма называется шар. Повторите.
— Какой он? (Гладкий.)
— Что с ним можно делать? (Катать.)
— Покатайте, поиграйте.
— Можно ли из шариков построить башенку? Попробуйте.
— А это что? (Кубик.)
— Эта форма называется куб. Повторите.
— Что с ним можно делать? (Строить.)
— Постройте башню.
— Можно ли куб покатать? Попробуйте.
— Почему куб не катится? (Мешают углы.)
— У куба есть углы. Покажите, посчитайте.
— У куба есть грани. Покажите, посчитайте.
— Какой формы грани куба? (Формы квадрата или квадратной.)
— Эта форма называется цилиндр. Повторите.
— Попробуйте его покатать.
— Попробуйте построить башню из цилиндров.
— Цилиндр может катиться, как шар, и из цилиндров можно строить, как из кубов.
— Какой формы основание цилиндра? (Формы круга или круглое.)
— Есть ли у цилиндра углы? Грани?
Замечание: аналогично знакомим с другими фигурами в процессе действия с ними, выявляя их свойства.
Только после усвоения объемных моделей предлагаем картинки с их изображением, учим узнавать объемные формы на рисунках.
Полезно использовать картинки с плоскими и объемными геометрическими фигурами для узнавания своего шкафчика.
Дидактические игры
«Послушный — непослушный» (Куб — послушный, поставим — стоит, не двигается; шар — непослушный, поставим — качается; цилиндр — так поставим, послушный, стоит, как куб, так положим — непослушный, качается, как шар);
«Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару»;
«Магазин» (Монетами являются модели геометрических фигур такой же формы, как товар: куб — коробка, шар — мячик и др.);
«Чудесный мешочек» (I вариант: «Опусти руку в мешочек, возьми, что хочешь, и, не подглядывая, угадай форму». II вариант: «Достань, что назову!»).
Методика ознакомления с обобщающими понятиями: треугольником, четырехугольником, многоугольником (задача 4)
Предварительная работа
Сначала знакомим детей с частными случаями (видами фигур, чаще используемых в быту), затем обобщаем их знания (индуктивный метод — от частного к общему).
Методика обучения
В младших группах дети в основном рассматривали равносторонние треугольники. В средней группе можно предложить вниманию детей другие виды треугольников (равнобедренный, разносторонний, прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) Знакомить с их названиями не обязательно, хотя
возможно. Важно выяснить вместе с детьми их общее свойство: «иметь 3 угла и 3 стороны».
Фрагмент 1:
— Что общего у этих фигур? (У них по 3 угла и по 3 стороны.)
— Как можно их всех назвать одним словом? (Треугольники.)
— Почему все эти фигуры являются треугольниками?.
В старшей группе знакомим детей с различными видами четырехугольников. Квадрат и прямоугольник известны детям. Можно предложить им рассмотреть ромб, трапецию, параллелограмм, дать правильные названия и сформулировать некоторые свойства, тренировать в узнавании.
Фрагмент 2:
— Найдите знакомые геометрические фигуры— Что вы про них знаете?
— Что общего у всех этих фигур?
— Как их можно назвать одним словом?
— Почему все эти фигуры являются четырехугольниками?
В подготовительной группе знакомим детей с понятием «многоугольник» в такой последовательности:
1. Повторить разные виды треугольников.
2. Повторить разные виды четырехугольников.
3. Объяснить,
что треугольники и
4. Рассмотреть другие виды многоугольников (пятиугольники, шестиугольники и др.) и обсудить, почему они так называются.
5. Моделирование многоугольников разных видов из листа бумаги; на листе бумаги (чистом и в клетку); из счетных палочек и др.
Задания на моделирование
— Загни углы у квадрата. Что получилось? (Восьмиугольник.)
— Поставь шесть точек, только не на одной линии. Соедини их. Что получилось? (Шестиугольник.)
— Начерти горизонтальный отрезок в 3 клетки. От его концов отступи 3 клетки вниз, поставь 2 точки. Соедини их между собой и с концами отрезка. Что получилось? (Квадрат.)
Информация о работе Методика формирования у дошкольников представлений о геометрических формах