Методика формирования у дошкольников представлений о геометрических формах

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

Содержание

1. Особенности развития у дошкольников представлений о геометрических фигурах.
а) содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»;
б) значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах.
2. Анализ программных задач.
3. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения

Работа содержит 1 файл

математика.docx

— 40.12 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  Г.МОСКВЫ  
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ  ИМ. С.Я.  МАРШАКА
 
 
 
 
 
 

ДОМАШНЯЯ  КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  ПО  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЕ 
« МЕТОДИКА  МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» 

ТЕМА  :  « МЕТОДИКА  РАЗВИТИЯ  У  ДОШКОЛЬНИКОВ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О  ФОРМЕ  И  ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ  ФИГУРАХ».

ВЫПОЛНИЛ:  ЗЕЛЕНОВА  С.В.,  ГРУППА  Э-21 
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  050704 «  ДОШКОЛЬНАЯ  ПЕДАГОГИКА»

 
ПРОВЕРИЛ:  СЫЧЁВА  И. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      МОСКВА  2011

ПЛАН

1. Особенности   развития  у  дошкольников представлений   о  геометрических  фигурах.

а)  содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая  фигура»; 

б)  значение развития у дошкольников представлений  о форме и геометрических фигурах. 

2. Анализ программных задач.

3.  Методика решения каждой задачи:

а) предварительная  работа;

б) особенности  наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы  усложнения;

д) дидактические игры и упражнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Особенности  развития  у  дошкольников  представлений   о форме  и   геометрических  фигурах.

Содержание  понятий «форма предмета»  и «геометрическая  фигура»

     Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.

     Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).

Дошкольники знакомятся:

•  с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом;

•  обобщающими  понятиями: четырехугольником, многоугольником;

•  объемными  телами: шаром, кубом, цилиндром, параллелепипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто используются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша» и др.).

Необходимо  обучать детей:

•  правильным приемам обследования формы;

•  развивать  способность выявлять простейшие свойства фигур;

•  учить  выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;

•  группировать предметы и фигуры по признаку формы;

•  определять форму окружающих предметов;

•  видоизменять фигуры;

•  создавать  модели предметов из геометрических фигур.

Значение  развития у дошкольников представлений о  форме и геометрических фигурах

•  Расширяются  и углубляются знания об окружающей действительности.

•  Развиваются  умственные операции:

анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);

синтез («Если  соединить 2 треугольника, получится  квадрат»);

абстрагирование   («Нарисуй   машину   из   геометрических фигур»);

обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это  четырехугольники») ;

классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.

•  Расширяется  и обогащается словарь.

•  Развивается  сенсорика и мелкая моторика.

•  Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.

•  Подготавливает к успешному овладению в школе  знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.

•  Развивается  логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.

2.Анализ программных задач

1. Учить  различать и называть плоские  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.

2.  Познакомить  с признаками плоских геометрических  фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала.

3. Учить различать и называть объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллелепипед.

4. Познакомить  с различными видами:

а) треугольников;

б) четырехугольников;

в) многоугольников.

5. Учить  определять форму окружающих  предметов.

6. Учить  моделировать геометрические фигуры, узоры, картинки (рисовать, выкладывать из палочек, составлять из других геометрических фигур).

3.Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)

Предварительная работа

В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы и фигуры.

Наглядный материал

Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).

Строительный  материал, конструкторы, геометрическая мозаика.

Плоские предметы с ярко выраженной формой: круглой  — пуговица, монета, блин; квадратной — платок, салфетка; треугольной — косынка и др. 

Методика  обучения

Начинаем  работу во II младшей группе.

Последовательность  изучения геометрических фигур:

1.  Визуальное  узнавание и называние.

2.  Обследование  осязательно-двигательным путем.

3. Взаимное  наложение.

4. Выделение    некоторых   элементов    (стороны,    углы)    и  свойств.

5.  Словесное  описание.

6.  Разнообразная  деятельность с фигурами.

Фрагмент 1:

— Это  квадрат. Повторите.

—  Положите перед собой. Что это?

— Обведите пальчиком.

— У квадрата есть стороны.

— Покажите стороны.

— Что вы показываете?

— Сколько  сторон у квадрата? (Много или  четыре.)

— У квадрата есть углы.

— Покажите углы. Что вы показываете?

— Сколько  углов у квадрата? (Много или  четыре.)

Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка).

Фрагмент 2:

— Это  круг. Повторите.

— Положите перед собой. Что это?

—  Обведите пальчиком.

— У круга  есть углы и стороны? (Нет.)

Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки.

Фрагмент 3:

— Это  треугольник. Повторите.

— Положите перед собой. Что это?

—  Обведите пальчиком.

— У треугольника есть стороны.

—  Покажите стороны.

— Что вы показываете?

—  Сколько  сторон у треугольника? (Много или  три.)

— У треугольника есть углы.

— Покажите углы. Что вы показываете?

— Сколько  углов у треугольника? (Много или  три.)

Замечание: вначале лучше использовать равносторонние треугольники.

Если ребенок  считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?».

Усложнения

1. Сначала рассматриваем фигуры  одного цвета и величины, отличающиеся  только по форме.

2. Рассматриваем  фигуры разные по форме, цвету,  величине, учим их группировать  по указному признаку.

3. Определяем форму плоских предметов  с ярко выраженной конфигурацией.

4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.

Дидактические игры 

«Гаражи». (На полу обручи — гаражи, дети — машины. В гаражах и у машин номера — модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в соответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах);

«Чего не стало?», «Что изменилось?» (Дети обсуждают и запоминают расположение геометрических фигур, закрывают глаза. Воспитатель убирает одну фигуру или меняет местами две фигуры. Дети определяют, что произошло);

«Чудесный мешочек» (Дети на ощупь определяют форму фигуры или достают заданную фигуру) и др.

Методика  ознакомления с признаками плоских геометрических фигур (задача 2)

Предварительная работа

После того как дети научатся выделять признак  формы, запомнят названия геометрических фигур, научатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению признаков и свойств геометрических фигур.

Методика  обучения

В средней  группе знакомим дошкольников с прямоугольником, в старшей группе —- с овалом, предварительно повторив знакомые геометрические фигуры и обсудив их свойства. Так как дети уже умеют считать, все свойства конкретизируются и уточняются.

Фрагмент 1:

— Что это? (Квадрат.)

— Что есть у квадрата? (У квадрата есть стороны  и углы.)

— Покажите стороны.

— Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (У  квадрата 4 стороны.)

— Покажите углы.

— Посчитайте, сколько  углов у квадрата? (У квадрата 4 угла.)

— Квадрат — это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла. Повторите.

— Квадрат еще можно назвать четырехугольником. Как вы думаете, почему?

Фрагмент 2:

Задача: Показать, что у квадрата все стороны равны по длине.

Вариант I— Перегните квадрат так, чтобы наложились соседние стороны.

— Что вы можете сказать об их длине? (Соседние стороны равны по длине.)

— Перегните  квадрат так, чтобы наложились противоположные стороны.

— Что вы можете сказать об их длине? (Противоположные  стороны квадрата равны по длине.)

—  У квадрата все стороны одинаковой длины.

— Квадрат — это фигура, у которой 4 угла, 4 стороны и все стороны равны.

Информация о работе Методика формирования у дошкольников представлений о геометрических формах