Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:19, контрольная работа
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие «геометрическая фигура» является одним из исходных математических понятий, оно образовалось с помощью абстрагирования от остальных свойств предметов, кроме формы. Геометрическая фигура представляет собой множество точек (точка также является геометрической фигурой).
1. Особенности развития у дошкольников представлений о геометрических фигурах.
а) содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»;
б) значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах.
2. Анализ программных задач.
3. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические игры и упражнения
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Г.МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С.Я.
МАРШАКА
ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
« МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
ТЕМА : « МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ».
ВЫПОЛНИЛ: ЗЕЛЕНОВА
С.В., ГРУППА Э-21
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050704 « ДОШКОЛЬНАЯ
ПЕДАГОГИКА»
ПРОВЕРИЛ: СЫЧЁВА И. А.
МОСКВА 2011
ПЛАН
1. Особенности
развития у дошкольников представлений
а) содержание
понятий «форма предмета» и «геометрическая
фигура»;
б) значение
развития у дошкольников представлений
о форме и геометрических фигурах.
2. Анализ программных задач.
3. Методика решения каждой задачи:
а) предварительная работа;
б) особенности наглядного материала;
в) методика обучения;
г) этапы усложнения;
д) дидактические
игры и упражнения.
1. Особенности развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах.
Содержание понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»
Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми, человек определяет форму предметов и их частей.
Понятие
«геометрическая фигура»
Дошкольники знакомятся:
• с плоскими геометрическими фигурами: точкой, различными линиями (обычно в процессе изобразительной деятельности), квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом;
• обобщающими понятиями: четырехугольником, многоугольником;
• объемными телами: шаром, кубом, цилиндром, параллелепипедом, конусом, пирамидой, призмой (часто используются предэталонные названия: «кирпичик», «крыша» и др.).
Необходимо обучать детей:
• правильным приемам обследования формы;
• развивать способность выявлять простейшие свойства фигур;
• учить выбирать по образцу и слову предметы и фигуры;
• группировать предметы и фигуры по признаку формы;
• определять форму окружающих предметов;
• видоизменять фигуры;
• создавать модели предметов из геометрических фигур.
Значение развития у дошкольников представлений о форме и геометрических фигурах
• Расширяются и углубляются знания об окружающей действительности.
• Развиваются умственные операции:
анализ («У квадрата 4 стороны и 4 угла»);
синтез («Если соединить 2 треугольника, получится квадрат»);
абстрагирование («Нарисуй машину из геометрических фигур»);
обобщение («Квадрат, прямоугольник, ромб — это четырехугольники») ;
классификация («Раздели фигуры на группы по форме»); и др.
• Расширяется и обогащается словарь.
• Развивается сенсорика и мелкая моторика.
• Способствует развитию изобразительной, трудовой, игровой, учебной деятельности.
• Подготавливает к успешному овладению в школе знаниями: математики, геометрии, физики, черчения и др.
• Развивается логическое мышление, познавательный интерес, расширяется кругозор.
2.Анализ программных задач
1. Учить различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Учить приемам обследования их осязательно-двигательным путем.
2. Познакомить
с признаками плоских
3. Учить различать и называть объемные геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, параллелепипед.
4. Познакомить с различными видами:
а) треугольников;
б) четырехугольников;
в) многоугольников.
5. Учить определять форму окружающих предметов.
6. Учить
моделировать геометрические
3.Методика формирования умения различать и называть плоские геометрические фигуры (задача 1)
Предварительная работа
В процессе игр со строительным материалом, конструкторами, геометрической мозаикой у детей происходит накапливание опыта, обогащение восприятия. Под руководством взрослых они овладевают способами обследования предметов осязательно-двигательным путем, учатся правильно называть некоторые формы и фигуры.
Наглядный материал
Модели геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника (демонстрационные и раздаточные).
Строительный материал, конструкторы, геометрическая мозаика.
Плоские предметы
с ярко выраженной формой: круглой
— пуговица, монета, блин; квадратной
— платок, салфетка; треугольной —
косынка и др.
Методика обучения
Начинаем работу во II младшей группе.
Последовательность изучения геометрических фигур:
1. Визуальное узнавание и называние.
2. Обследование
осязательно-двигательным
3. Взаимное наложение.
4. Выделение некоторых элементов (стороны, углы) и свойств.
5. Словесное описание.
6. Разнообразная деятельность с фигурами.
Фрагмент 1:
— Это квадрат. Повторите.
— Положите перед собой. Что это?
— Обведите пальчиком.
— У квадрата есть стороны.
— Покажите стороны.
— Что вы показываете?
— Сколько сторон у квадрата? (Много или четыре.)
— У квадрата есть углы.
— Покажите углы. Что вы показываете?
— Сколько углов у квадрата? (Много или четыре.)
Замечание: при показе стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок). При показе углов проводим пальцем, обозначая стороны угла. В старшей группе можно познакомить с вершинами, показав на них пальцем (это точка).
Фрагмент 2:
— Это круг. Повторите.
— Положите перед собой. Что это?
— Обведите пальчиком.
— У круга есть углы и стороны? (Нет.)
Замечание: с кругом и квадратом лучше знакомить в сравнении. Постоянно меняем наглядный материал, чтобы ребенок не воспринял математический термин как название показанной игрушки.
Фрагмент 3:
— Это треугольник. Повторите.
— Положите перед собой. Что это?
— Обведите пальчиком.
— У треугольника есть стороны.
— Покажите стороны.
— Что вы показываете?
— Сколько сторон у треугольника? (Много или три.)
— У треугольника есть углы.
— Покажите углы. Что вы показываете?
— Сколько углов у треугольника? (Много или три.)
Замечание: вначале лучше использовать равносторонние треугольники.
Если ребенок считает, можно задать вопрос: «Почему треугольник так называется?».
Усложнения
1. Сначала рассматриваем фигуры одного цвета и величины, отличающиеся только по форме.
2. Рассматриваем
фигуры разные по форме, цвету,
3. Определяем форму плоских
4. Выкладываем сериационные ряды из трех фигур.
Дидактические игры
«Гаражи». (На полу обручи — гаражи, дети — машины. В гаражах и у машин номера — модели геометрических фигур. Дети имитируют движение машин, по сигналу едут в свой гараж в соответствии с символом, обсуждают, куда и почему приехали. Воспитатель незаметно меняет фигуры в обручах);
«Чего не стало?», «Что изменилось?» (Дети обсуждают и запоминают расположение геометрических фигур, закрывают глаза. Воспитатель убирает одну фигуру или меняет местами две фигуры. Дети определяют, что произошло);
«Чудесный мешочек» (Дети на ощупь определяют форму фигуры или достают заданную фигуру) и др.
Методика ознакомления с признаками плоских геометрических фигур (задача 2)
Предварительная работа
После того как дети научатся выделять признак формы, запомнят названия геометрических фигур, научатся обследовать их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению признаков и свойств геометрических фигур.
Методика обучения
В средней группе знакомим дошкольников с прямоугольником, в старшей группе —- с овалом, предварительно повторив знакомые геометрические фигуры и обсудив их свойства. Так как дети уже умеют считать, все свойства конкретизируются и уточняются.
Фрагмент 1:
— Что это? (Квадрат.)
— Что есть у квадрата? (У квадрата есть стороны и углы.)
— Покажите стороны.
— Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (У квадрата 4 стороны.)
— Покажите углы.
— Посчитайте, сколько углов у квадрата? (У квадрата 4 угла.)
— Квадрат — это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла. Повторите.
— Квадрат еще можно назвать четырехугольником. Как вы думаете, почему?
Фрагмент 2:
Задача: Показать, что у квадрата все стороны равны по длине.
Вариант I— Перегните квадрат так, чтобы наложились соседние стороны.
— Что вы можете сказать об их длине? (Соседние стороны равны по длине.)
— Перегните квадрат так, чтобы наложились противоположные стороны.
— Что вы можете сказать об их длине? (Противоположные стороны квадрата равны по длине.)
— У квадрата все стороны одинаковой длины.
— Квадрат — это фигура, у которой 4 угла, 4 стороны и все стороны равны.
Информация о работе Методика формирования у дошкольников представлений о геометрических формах