Методика формирования пространственного представления у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить условия формирования пространственных представлений у дошкольников и умения ориентироваться в пространстве.
Объект исследования - формирование пространственных представлений у дошкольников и умения ориентироваться в пространстве.
Предмет исследования - методика формирования пространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Формирование у дошкольников пространственного представления и умения ориентироваться в пространстве 5
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования пространственных представлений у детей 5
1.2. Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве 9
Глава 2. Методики формирования у дошкольников пространственного представления и умения ориентироваться в пространстве 12
2.1. Методические приемы формирования у детей пространственных представлений 12
2.2. Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста 17
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Методика формирования пространственного представления у дошкольников.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Пространственное  восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

     - конкретно-чувственный характер: ребенок  ориентируется на своем теле  и все определяет относительно собственного тела;

     - самым трудным для ребенка  являются различения правой и  левой руки, потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;

     - относительный характер пространственных  отношений: чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;

     - дети ориентируются легче в  статике, нежели в движении;

     - легче определяют пространственные  отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

     Ряд исследований отечественных психологов показал, что развития ребенка происходит в присущих ему деятельностях (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности - сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность - ориентировка в пространстве. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношения взрослых людей. В лепке дети так же используют опыт ориентировки на себе, на другом человеке, на любых объектах. 

 

Глава 2. Методики формирования у дошкольников пространственного представления и умения ориентироваться в пространстве 

2.1. Методические приемы формирования у детей пространственных представлений 

     Изучая  методические приемы формирования у  детей пространственных представлений  надо обратить внимание на роль игровых, занимательных упражнений с использованием дидактического материала (Т.А. Мусейибова).

     Анализ  имеющейся научно-методической литературы позволяет выделить несколько групп таких игр и упражнений.

     I группа. Игры и упражнения на  дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

     II группа. Игры и упражнения на  ориентировку в пространстве  с закрытыми глазами.

     III группа. Дидактические игры и  упражнения на распознавание  местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.

     IV группа. Игры и упражнения на  ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например на листе бумаги. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, О.И. Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов».

     V группа. Игры словесные. Они специально  предназначены для активизации пространственной терминологии ив речи самих детей.

     Так Э.Я. Степаненкова отмечала, что в  подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их.

     Особенно  важно правильно использовать слово  при проведении игр и упражнений. Однако массовая практика показывает, что при проведении подвижных игр и упражнений воспитатели мало уделяют внимание использованию необходимой пространственной терминологии. Обозначая направления движения ребенка, местоположение предметов в пространстве, они пользуются обычно ситуативной речью (там, здесь и т.д.).

     Психолого-педагогические исследования убеждают в том, что  у дошкольников можно сформировать обобщенные представления о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научить пользоваться этими знаниями в различных жизненных ситуациях. В работах Р.И. Говоровой, В.И. Каразану и других авторов показано, что дети старшего дошкольного возраста могут ориентироваться в ограниченном пространстве с помощью координатной сетки, «читать» простейшие схемы и планы, отражающие реальное пространство знакомой местности, пользоваться условными географическими знаками и др.

     В работе В.И. Каразану цель: подвести детей  к пониманию масштаба. Наблюдения показали, что дети старшего дошкольного  возраста достаточно отчетливо различают  протяженность расстояния комнаты и улицы или дороги в детский сад. Участники эксперимента научились учитывать протяженность пространства, в которое был включен предмет, изображенный на плане.

     Исследование  Р. Говоровой было посвящено изучению пространственных представлений у детей в возрасте от 3 до 4 лет в ходе выполнения задания, требующего ориентировки в пространстве при помощи плана. С детьми проводился эксперимент в форме игры. Результаты эксперимента показали, что ориентировка в пространстве на основе плана в той или иной мере доступна детям дошкольного возраста начиная с четырех лет.

     Одним из эффективных методов усвоения пространственных отношений является моделирование. В работах Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Т.М. Лаврентьевой изучались способности детей к пространственному моделированию.

     Л.В. Венгер отмечал, что способность  к наглядному пространственному моделированию развивается у всех детей дошкольного возраста в условиях специального обучения. Но в обычных условиях дошкольного воспитания это развитие происходит стихийно, в силу чего является неравномерным, приводит к резким индивидуальным различиям, сказывающимся на общем уровне умственного развития. Совсем другой характер носит процесс развития этой способности в условиях целенаправленного руководства. Суть руководства заключается в специальной отработке действий пространственного моделирования в их внешней, материальной форме (форме построения реальных предметных и графических моделей) с последующим созданием условий для перехода к выполнению подобных действий «в уме», построению и использованию модельных представлений.

     При помощи специального обучения может  быть достигнут высокий уровень  способности к наглядному пространственному  моделированию, обнаруживающийся при решении широкого круга умственных задач. Прежде всего, тех, которые относятся к планированию и регуляции тех видов деятельности, в которых усваиваются задачи на моделирование. Дети начинают лучше, чем их сверстники, строить замыслы игры, конструкции, пересказывать и сочинять рассказы и сказки.

     Экспериментальная работа Л.А. Венгера позволила наметить основные направления, в которых целесообразно проводить отработку действий, лежащих в основе пространственного моделирования. Во-первых, это отработка действий замещения, во-вторых, действия построения и применения моделей.

     Исследования  Л.А. Венгера показали, что начинать отработку действий по построению и  применению моделей нужно с моделирования  пространственных отношений. В сравнительно элементарных формах оно наиболее доступно детям, так как в этом случае пространственная форма модели совпадает с формой отображенных в ней отношений. Конкретные разновидности моделей, с которыми могут первоначально знакомиться дети - это простейший схематический чертеж конструкции, план помещения и модель размещения и перемещения персонажей сказки, строящаяся из заместителей в процессе разыгрывания сказки на плоскости.

     Модель  пространственного расположения предметов  выступает вначале в виде плана кукольной комнаты, затем объектом моделирования становится реальная комната, потом участок детского сада, и, наконец, вся территория детского сада.

     О.М. Дьяченко использовала модели при моделировании  смысловой структуры сказок.

     В работах О.М. Дьяченко и Р.И. Говоровой  был выявлен модельный характер пространственных представлений дошкольников и показано, что по своей структуре эти представления адекватны такой общественно выработанной форме модельного изображения, как графический план пространства.

     Исследование  Т.В. Лаврентьевой было посвящено выявлению  возможности обучения детей построению и использованию возможности обучения детей пространственной модели типа - графического плана. Она показала, что дети трехлетнего возраста имеют значительный опыт практической ориентировки в пространстве, хорошо дифференцируют в своей деятельности заместители реальных объектов. Данные исследования, проводимые под руководством Л.А. Венгера, были включены в содержание программы «Развитие».

     Мы  проанализировали такие программы  детского сада, как «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и «Программа воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М.А. Васильевой). В каждой программе раздел «Ориентировка в пространстве» выделен с младшей группы, а в программах «Радуга» и «Развитие» со средней группы. Так в младшей группе стоит задача: ориентировка «на себе» (освоение схемы собственного тела), различать пространственные направления «от себя». В средней группе: развивать умение двигаться в заданном направлении, освоение и применение словесной системы отсчета, определение своего местонахождения среди предметов окружающей действительности. Но в программе «Радуга» нет конкретных задач для среднего дошкольного возраста. Задача в разделе «Ориентировка в пространстве» звучит так: «формировать простейшие пространственные представления». А программа «Развитие» предлагает при ознакомлении с пространственными отношениями детей учить пользоваться планами. В старшем дошкольном возрасте: определение пространственного размещения предметов относительно друг друга, ориентировка на листе бумаги (простом, а потом и в клетку), освоение пространственного моделирования. Мы видим, что задачи обучения постепенно и последовательно усложняются.

     Современные психолого-педагогические исследования ученых убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях. 

 

2.2.  Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста 

     Генезис отражения пространства является научной  основой для целенаправленного педагогического руководства процессом формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Основная задача этой работы — совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме. Система работы (Т. А. Мусейибова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

     1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

     2) ориентировку «на внешних объектах»;  выделение различных сторон предметов:  передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

     3) освоение и применение словесной  системы отсчета по основным  пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

     4) определение расположения предметов  в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

     5) определение собственного положения  в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

     6) определение пространственной размещенное™  предметов относительно друг друга;

     7) определение пространственного  расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

     Работа  с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела и соответствующих им пространственных направлений: впереди — там, где лицо, позади (сзади) — там, где спина, справа (направо) — там, где правая рука (та, которой держат ложку, рисуют), слева (налево) —там, где левая рука. Особо важной задачей является различение правой и левой руки, правой и левой части своего тела.

     На  основе знания своего тела, т.е. ориентируясь «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать, называть и двигаться вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. Ребенок должен устанавливать положение того или иного предмета по отношению к себе (впереди меня — стол, позади — шкаф, справа — дверь, а слева — окно, вверху — потолок, а внизу — пол).

     Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт (трамвай, троллейбус, автобус), входить и выходить из него и т. д. Освоение этих правил (алгоритмов) прежде всего связано с дифференцировкой «правого»   и   «левого»   и   других   пространственных направлений.

Информация о работе Методика формирования пространственного представления у дошкольников