Методика формирования пространственного представления у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить условия формирования пространственных представлений у дошкольников и умения ориентироваться в пространстве.
Объект исследования - формирование пространственных представлений у дошкольников и умения ориентироваться в пространстве.
Предмет исследования - методика формирования пространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве у дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Формирование у дошкольников пространственного представления и умения ориентироваться в пространстве 5
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования пространственных представлений у детей 5
1.2. Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве 9
Глава 2. Методики формирования у дошкольников пространственного представления и умения ориентироваться в пространстве 12
2.1. Методические приемы формирования у детей пространственных представлений 12
2.2. Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста 17
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

Методика формирования пространственного представления у дошкольников.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

 

Введение 

     Формирование  у детей представлений о пространственных отношений, умения ориентироваться  в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического  развития детей дошкольного возраста. Этой проблеме уделяют внимание психологи и педагоги. В работах Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др. был определен ряд закономерностей развития пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства.

     В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умений ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной, трудовой).

     Особенно  следует подчеркнуть необходимость  формирования пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги - специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1 класса. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования.

     Важна роль пространственных восприятий, представлений  в освоении дошкольниками изобразительных  и конструктивных умений. Овладение  в период дошкольного детства  такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по схеме предметов », по направлениям пространства « от себя » и с изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве.

     Освоение  специальных слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки - немаловажный этап в освоении детьми пространства. Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко скрыто от ребенка. Часто шестилетние дети не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.

     Лучшим  способом формирования у детей представлений  о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения (Т.А. Мусейибова) на разных этапах. В последние годы предлагается использовать моделирование (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева), эти авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных отношений. Для эффективности пространственного восприятия у детей, необходимо использовать другие виды деятельности, т.к. детям надо учиться использовать свои навыки и умения в жизни - это важнейшая задача.

     Цель  исследования - выявить условия формирования пространственных представлений у дошкольников и умения ориентироваться в пространстве.

     Объект  исследования - формирование пространственных представлений у дошкольников и умения ориентироваться в пространстве.

     Предмет исследования - методика формирования пространственных представлений и умения ориентироваться в пространстве у дошкольников.

 

Глава 1. Формирование у дошкольников пространственного представления и умения ориентироваться в пространстве 

1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования пространственных представлений у детей 

     Познание  окружающего мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

     Пространственные  представления и восприятия - емкие  понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории.

     Ориентировка в пространстве означает ориентировку на местности. Она предполагает определение:

     а) «точки состояния», т.е. местонахождения  человека по отношению к окружающим его объектам;

     б) местоположения предметов (или людей) относительно фиксированного положения человека в пространстве;

     в) пространственного расположения предметов  относительно друг другу, т.е. пространственных отношений между ними.

     Понятие «пространственная ориентация»  используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.

     Содержание  понятия ориентировка на плоскости включает: умение фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; умение выполнять разнообразные практические задания при ориентировке на плоскости; умение самостоятельно характеризировать пространственную размещенность объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией; умение ориентироваться на листе в клетку.

     Е.И. Тихеева указывала: «Ориентировка  в пространстве развивается у  детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвете, форме предмет). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо начинать в дошкольном возрасте».

     Пространственные  отношения начинают развиваться  очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах:

     Т.А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно: на 1 этапе дети учатся ориентироваться «себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).

     Умение  ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах - 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».

     3 этап - ребенок осваивает словесную  систему отсчета по направлениям.

     4 этап - применение освоенных ребенком  навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.

     Психофизиологический  механизм отражения пространства складывается как динамическая система взаимосвязанной деятельности зрения, слуха, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия, ускорения). Особенно значительна роль двигательного анализатора и мышечного чувства как «дробного анализатора пространства» (И.В. Сеченов). Существенной чертой системного механизма пространственного отражения становится в этот период «постепенное объединение слова, второсигнальных связей с пространственными сигналами», что является началом нового этапа в освоении ребенком пространства. Постепенно начинает формироваться обобщенное представление о пространственных признаках и отношениях, происходит «переход к более совершенным системам управления и регулирования ориентировочных действий и поведения ребенка в пространстве» (Б.Г. Ананьев).

     Психологическим основанием современной методики обучения детей ориентировке в пространстве являются результаты исследований по проблеме генезиса отражения пространства и пространственной ориентации в дошкольном возрасте.

     Пространственные представления и восприятия начинают развиваться очень рано, на первом году жизни.

     И.М. Сеченов неоднократно подчеркивал, что главная роль в восприятии пространства принадлежит зрению и осязанию. Взаимодействие зрения и осязания создает необходимые условия для развития пространственной ориентировки. Это взаимодействие впервые фиксируется в 5-6 недель, когда ребенок начинает отличать предметы. В 2-3 месяца ребенок - переводит взор за своей движущейся рукой, в 4 месяца - перекладывает игрушку из одной руки в другую под контролем зрения. В это время он начинает тянуть руку к видимому предмету. На втором месяце ребенок начинает различать пространственное направление звука.

     Но  эти первоначальные различия направлений  носят неосознанный характер. Осознание этих направлений носят неосознанный характер. Осознание этих направлений - новый этап в овладении пространства. Это осуществляется в предшкольном возрасте.

     В этот период начинается интенсивное  развитие пространственной ориентации. И здесь большую роль играют два жизненно важных фактора:

     I - овладение ходьбой. Дети практически  осваивают пространство пути, который  они проходят, а вместе с этим  различать, что предметы могут  располагаться по разному;

     II - овладение речью. Дети начинают  слушать и различать пространственную терминологию, а позже и сами пытаются определить - словом.

     Наиболее  резкие сдвиги в развитии пространственных ориентировок происходит в дошкольном возрасте.

     В своих исследованиях Т.А. Мусейибова «Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста» пришла к выводу, что общий путь развития у детей процесса отражения пространства и ориентировки в нем таков:

     Вначале - диффузное нерасчлененное восприятие пространства, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отношений между ними; далее на основе представлений об основных пространственных направлениях оно начинает как бы дробиться по этим основным линиям - вертикальной, фронтальной и сагиттальной. Причем точки на этих линиях, выделяемые как расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребенка все дальше и дальше. С увеличением площади выделенных участков длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности, как едином непрерывном пространстве. Каждая точка на этой местности теперь точно локализуется и определяется как расположенная впереди, или впереди справа, или впереди слева. Таким образом, проведенное исследование показало, что познание ребенком пространства и ориентировки в нем - процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства.

 

1.2. Формирование у дошкольников умения ориентироваться в пространстве 

     Исследования  психологов и педагогов свидетельствуют  о том, что ребенок легче ориентируется в направлениях пространства в статическом положении, при этом он исходит из сторон собственного тела, т.е. ориентируется на себя. Постепенно ребенок овладевает ориентировками «от себя» и «от объектов».

     Опыт  пространственной ориентации, совершенствование  пространственных восприятий и представлений помогают детям понять смысл соответствующих терминов.

     Вначале они не выделяются ребенком в качестве слов, имеющих самостоятельное значение. Выполняя задания типа «Поставь игрушки рядом (напротив, друг за другом, между двумя другими игрушками и т.д.)», большинство детей в возрасте двух - трех лет действуют хаотично. Они располагают предметы произвольно, безотносительно один к другому, или раздельно, независимо от указанной точки отсчета. На данном этапе пространственные обозначения еще не вычленяются детьми из состава тех словосочетаний, в которых они употребляются.

     В дальнейшем ребенок выделяет пространственные термины как слова, имеющие самостоятельное  значение. Они употребляются детьми для указания на близость расстояния в расположении предметов относительно друг друга.

     Далее у детей отмечаются попытки дифференцировать пространственные обозначения по их смысловому содержанию, основываясь на точном определении пространственных отношений. При этом у дошкольников ярко выражено стремление к общению со взрослыми., желание получить ответ на свои вопросы: «Так?», «Сюда?», «Здесь?», «Правильно?».

     Постепенно  дети овладевают многообразием пространственных обозначений. Не все пространственные предлоги и наречия легко усваиваются детьми. Некоторыми из них (такими, как тут, там, здесь, около, на) дети овладевают очень рано. Другие же обозначения (справа, слева, напротив, между) часто неизвестны детям даже в конце дошкольного возраста. Причина, видимо, в различной степени точности пространственных отношений.

     Способность дошкольника давать словесную характеристику пространственной ситуации зависит от степени усвоения обобщенного способа анализа предметно-пространственного окружения.

     Дети  не всегда пользуются словарным запасом, в котором имеются необходимые пространственные обозначения. При выполнении конкретных заданий ребенок как бы перебирает сначала все известные и более привычные для него варианты обозначений. Прежде чем с помощью наводящих вопросов взрослого находит правильный ответ. Это наблюдается у детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Они обусловлены уровнем подготовки детей и развитием у них пространственных представлений. Работа над словарным запасом ребенка дошкольного возраста способствует более полному восприятию пространственных отношений и освоению навыков пространственной ориентации.

Информация о работе Методика формирования пространственного представления у дошкольников