Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа
Любой урок является не только частью образовательного процесса и функционирования образовательного учреждения, но и элементом российского государственного образования в целом. Кроме того, инженерно-педагогический работник находится в поле действия трудового, гражданского и другого законодательства.
Предложенная выше схема обеспечивает комплексный психолого-педагогический анализ личностно ориентированного урока. Считаем, что в практике методической работы возможно проведение частичного или одно-аспектного анализа, при котором в качестве схемы выбирается и используется один (из четырех) содержательный блок и только его психолого-дидактические характеристики. Одноаспектный анализ целесообразен в условиях освоения учителем личностно ориентированного подхода на начальных этапах своей профессиональной деятельности.
Следует подчеркнуть, что возможен и целесообразен еще один вариант анализа личностно ориентированного урока: условно его можно назвать экспресс-анализом. Его основные характеристики - мобильность, краткость, сосредоточенность на ведущих (основополагающих) технологических признаках личностно ориентированного урока. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет таковыми считать следующие признаки (показатели):
1
- актуализация на уроке
2 - создание на уроке ситуаций выбора и успеха;
3 - введение учащихся в диалог;
4 - организация сотрудничества, совместной творческой деятельности.
Внимание
в экспресс-анализе
В соответствии с логикой развивающего обучения содержание, процесс урока и личность учителя составляет единое целое. В связи с этим появляются новые аспекты оценивания и анализа. Проблемное обучение - один из наиболее рациональных и эффективных путей повышения познавательного интереса учащихся. Оно направлено на развитие не только знаний, умений и навыков, но и на целенаправленное формирование творческих способностей. Поэтому возникает определенная необходимость проводить анализ и самоанализ проблемно-развивающего урока.
При анализе развивающего урока внимание акцентируется как на привычных, так и нестандартных компонентах деятельности учителя и учащихся, которые могут быть представлены следующим образом:
- готовность учителя и учащихся к уроку: внешняя, внутренняя, психологическая;
-
организационные действия
- соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;
- применение проблемных методов обучения;
-
учет учителем уровней
-
подходы к повышению у
- постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
- владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
- соблюдение правил постановки учебной проблемы;
-
использование учебника, соотношение
репродуктивной и частично-
-
соответствие подбора
-
формирование специальных и
- наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;
- умения учащихся осуществлять логические операции;
-
развитие познавательных
- затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
-
соблюдение требований
-
учет учителем индивидуальных
особенностей, способностей и
- что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока.
Схема
анализа урока
развивающего обучения.
Вид наблюдения |
Основные
критерии |
Проявленные критерии на уроке | ||
Всегда | Иногда | Нет | ||
А.
Использование
субъектного опыта ученика |
1. Выявление
этого опыта путем 2. Организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками. |
|||
3.
Поддержка учителем наиболее
правильных версий учеников по обсуждаемой
проблеме.
4. Выстраивание на их основе изучения нового материала (понятия, приема). 5. Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке |
||||
Б.
Применение
учителем на уроке разнообразного дидактического материала |
1. Использование
учителем разных источников
сообщения информации.
2. Инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных. 3. Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. 4. Стимулирование учащихся к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями. 5. Применение карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения |
|||
В.
Характер
педагогического общения на уроке |
1. Уважительное
и внимательное выслушивание отвечающего,
независимо от уровня его успеваемости.
2. Обращение к ученикам по имени. 3. Беседа с детьми не «свысока», а «глаза в глаза». 4. Поддержка
учеников улыбкой, 5. Поощрение
в школьнике чувства |
|||
Г.
Активизация
способов учебной работы |
1. Стимулирование
учеников к применению разнообразных
способов учебной работы.
2. Анализ всех предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения). 3. Обсуждение наиболее рациональных способов. 4. Выявление
наиболее личностно-значимых 5. Оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания |
|||
Д.
Проявление
гибкости учителя в работе на уроке |
1. Организация
атмосферы включенности
каждого ученика в работу класса.
2. Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке. 3. Создание
условий, позволяющих каждому 4. Проявление
отзывчивости учителя к 5. Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы, и т. п. |
Аспекты анализа проблемных уроков:
а) исходя из функций, направлений учебного процесса (воспитательная, развивающая, практическая направленность урока; реализация принципов обучения, формирование общих учебных умений и навыков; организация самостоятельной работы учащихся, активизация познавательной деятельности; осуществление межпредметных связей и т. п.);
б) исходя из характера деятельности учителя и учащихся;
в) по компонентам процесса обучения (цели, задачи, содержание, формы, методы, условия успешной организации обучения);
г) по этапам урока (подготовка к восприятию, проверка знаний, умений и навыков, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание, итоги урока и т. п.).