Методика анализа урока

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Любой урок является не только частью образовательного процесса и функционирования образовательного учреждения, но и элементом российского государственного образования в целом. Кроме того, инженерно-педагогический работник находится в поле действия трудового, гражданского и другого законодательства.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 279.50 Кб (Скачать)
 
 

      Предложенная  выше схема обеспечивает комплексный  психолого-педагогический анализ личностно  ориентированного урока. Считаем, что  в практике методической работы возможно проведение частичного или одно-аспектного анализа, при котором в качестве схемы выбирается и используется один (из четырех) содержательный блок и только его психолого-дидактические характеристики. Одноаспектный анализ целесообразен в условиях освоения учителем личностно ориентированного подхода на начальных этапах своей профессиональной деятельности.

      Следует подчеркнуть, что возможен и целесообразен  еще один вариант анализа личностно ориентированного урока: условно его можно назвать экспресс-анализом. Его основные характеристики - мобильность, краткость, сосредоточенность на ведущих (основополагающих) технологических признаках личностно ориентированного урока. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет таковыми считать следующие признаки (показатели):

      1  - актуализация на уроке субъектного  опыта учащихся;

      2 - создание на уроке ситуаций выбора и успеха;

      3 - введение учащихся в диалог;

      4 - организация сотрудничества, совместной  творческой деятельности.

      Внимание  в экспресс-анализе акцентируется  на названных показателях и конкретизируется именно их содержание через наблюдаемые со стороны признаки. Эксперты отмечают в данной схеме их наличие или отсутствие в деятельности педагога и учащихся на уроке. Предлагаемая модель экспресс-анализа прежде всего технологических аспектов личностно ориентированного урока позволяет выразить экспертную оценку и в количественных показателях. 

  • Подходы к анализу урока в режиме РО.
  •      В соответствии с логикой развивающего обучения содержание, процесс урока  и личность учителя составляет единое целое. В связи с этим появляются новые аспекты оценивания и анализа. Проблемное обучение - один из наиболее рациональных и эффективных путей повышения познавательного интереса учащихся. Оно направлено на развитие не только знаний, умений и навыков, но и на целенаправленное формирование творческих способностей. Поэтому возникает определенная необходимость проводить анализ и самоанализ проблемно-развивающего урока.

          При анализе развивающего урока внимание акцентируется как на привычных, так и нестандартных компонентах деятельности учителя и учащихся, которые могут быть представлены следующим образом:

          -  готовность учителя и учащихся  к уроку: внешняя, внутренняя, психологическая;

          - организационные действия учителя,  планирование учителем и сообщение  учащимся образовательных, развивающих  и воспитательных задач;

          - соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

          - применение проблемных методов  обучения;

          - учет учителем уровней актуального  развития учащихся и зоны их ближайшего развития;

          -  подходы к повышению у учащихся  положительной мотивации учения;

          -  постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;

          - владение учителем способами  создания проблемных ситуаций;

          - соблюдение правил постановки  учебной проблемы;

          - использование учебника, соотношение  репродуктивной и частично-поисковой работы с ним;

          -  соответствие подбора наглядных  пособий требованиям проблемного обучения;

          -  формирование специальных и общих  учебных умений учащихся;

          - наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности ее решения;

          - умения учащихся осуществлять  логические операции;

          - развитие познавательных способностей  учащихся на каждом этапе урока;

          - затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;

          - соблюдение требований проблемно-развивающего  обучения к домашней работе  учащихся: какие задачи были предложены (на продолжение исследования, начатого  на уроке; решение новой/нетиповой задачи; актуализацию опорных знаний и умений; применение знаний и умений в новой ситуации; самостоятельное теоретическое осмысление);

          -  учет учителем индивидуальных  особенностей, способностей и подготовленности  учащихся и предложение дифференцированных заданий;

          - что дал урок для развития  у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельного мышления; общая результативность урока.

          Схема анализа урока  развивающего обучения. 

    Вид наблюдения 
    Основные критерии 
    Проявленные критерии на уроке
    Всегда Иногда Нет
    А. Использование 

    субъектного

    опыта  ученика

    1.   Выявление   этого  опыта  путем постановки  вопросов.

    2.  Организация  обмена содержанием субъектного опыта между учениками.

         
    3.    Поддержка   учителем   наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме.

    4.  Выстраивание  на их основе изучения   нового  материала  (понятия, приема).

    5.     Обобщение    и    систематизация  субъектного опыта учеников на  уроке

         
    Б. Применение

    учителем   

    на уроке 

    разнообразного

    дидактического

    материала

    1.    Использование   учителем   разных источников  сообщения информации.

    2.  Инициирование  выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных.

    3.   Предложение  на выбор заданий различного типа, вида и формы.

    4.  Стимулирование  учащихся к выбору такого материала в соответствии с их личными предпочтениями.

    5.  Применение  карточек с описанием основных учебных действий, последовательности их выполнения

         
    В. Характер

    педагогического

    общения на уроке

    1.  Уважительное  и внимательное выслушивание отвечающего, независимо от уровня его успеваемости.

    2. Обращение  к ученикам по имени.

    3.  Беседа  с детьми не «свысока», а  «глаза в глаза».

    4.   Поддержка  учеников улыбкой, прикосновениями и т.  д.  (невербально).

    5.  Поощрение  в школьнике чувства независимости,  уверенности в себе при ответе

         
    Г. Активизация   

    способов

    учебной

    работы

    1. Стимулирование  учеников к применению разнообразных способов учебной работы.

    2.  Анализ  всех предлагаемых способов (учитель не навязывает своего мнения).

    3.    Обсуждение   наиболее   рациональных способов.

    4.  Выявление  наиболее личностно-значимых способов, сложившихся у учеников.

    5.  Оценивание  не только результата, но и процесса выполнения задания

         
    Д. Проявление

    гибкости 

    учителя в работе

    на уроке

    1. Организация  атмосферы        включенности каждого ученика в работу класса.

    2.  Предоставление  детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке.

    3.  Создание  условий, позволяющих каждому    ученику     быть     активным, самостоятельным (не           боясь ошибиться, получить плохую отметку).

    4.  Проявление  отзывчивости учителя к эмоциям  ученика (не  прерывает радостные восклицания, спокойный разговор   по   поводу   обсуждаемой темы, снимает негативные реакции).

    5.  Оказание  помощи детям, не успевающим за темпом работы класса, испытывающим        неудовлетворенность оценкой их работы, и т. п.

         
     

          Аспекты анализа проблемных уроков:

    а) исходя из функций, направлений учебного процесса (воспитательная, развивающая, практическая направленность урока; реализация принципов обучения, формирование общих учебных умений и навыков; организация самостоятельной работы учащихся, активизация познавательной деятельности; осуществление межпредметных связей и т. п.);

    б) исходя из характера деятельности учителя и учащихся;

    в)  по компонентам процесса обучения (цели, задачи, содержание, формы, методы, условия успешной организации обучения);

    г по этапам урока (подготовка к восприятию, проверка знаний, умений и навыков, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание, итоги урока и т. п.).

    Информация о работе Методика анализа урока