Методика анализа урока

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Любой урок является не только частью образовательного процесса и функционирования образовательного учреждения, но и элементом российского государственного образования в целом. Кроме того, инженерно-педагогический работник находится в поле действия трудового, гражданского и другого законодательства.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

      □ формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса;

      □ организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ).

      Роль  учителя в ЛОО:

      Учитель-фасилитатор - это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового. Учитель-фасилитатор строит свои взаимоотношения с учеником на безоценочном положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребенка условия.

      Учитель как эксперт  (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности учащихся в учителе, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в сферу своих интересов. Доброжелательный и' компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого учителя значимо для учеников, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

       И последнее сущностное отличие личностно  ориентированного урока от традиционного - иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися в учебном процессе, который возникает, конечно же, в силу уже названных факторов - иной организации урока и деятельности на нем, иной позиции учителя и учащихся.

      Поскольку при личностно ориентированном  процессе обучения педагог и ребенок  всегда выступают субъектами образовательной  деятельности, то основанное на описанных выше позициях педагогическое взаимодействие ребенка и педагога, в самом общем виде можно описать следующим алгоритмом партнерства, когда на каждом этапе педагог определяет свои позиции не только по поводу образовательного объекта, но и по поводу партнера-ребенка (достаточно тяжелые названия каждого следующего шага носят весьма условный характер и требуют дальнейшей проработки, но достаточно точно отражают сущность происходящего):         

      Взаимоопределение - педагог предлагает ребенку соотнести личные смыслы и позиции по поводу какого-либо образовательного объекта.        

      Самостоятельное доопределение  - педагог и ребенок автономно определяются в личных смыслах и позициях с учетом заявленного смысла партнерства, формулируют личную цель, выбирают способ деятельности.

     Собственно творческий акт может происходить как во взаимодействии, так и автономно (в этом случае в структуру деятельности педагога на этом этапе обязательно включается контроль безопасности партнера-ребенка).       

     Самоопределение по поводу результата деятельности -      педагог и ребенок самостоятельно соотносят цель и результат совершенного акта.      

     Взаимоопределение ребенка и педагога - совместная рефлексия ребенка и педагога, поиск общих смыслов и ценностей совершенного.        

     Самодоопределение - автономная  глубокая  личная  рефлексия      ребенка и педагога, эмоциональное реагирование (радость, страдание).

      Взаимная  реабилитация - сорадование, сострадание.

      Личная  реабилитация - индивидуальное переживание, утверждение или переоценка личных ценностей.

      Достройка «Я» ребенка и  педагога (как результат), ведущая опять к началу предложенного алгоритма и запускающая всю цепочку снова и снова.

      Иной  характер взаимоотношений учителя  с учащимися обеспечивается прежде всего ориентацией обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:

         приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;   

      организация сотрудничества учителя и учеников;   

      доброжелательность  в общении, взаимоуважение;   

      открытость  и незакомплексованность как  учителей, так и учеников;   

      взаимность  обратной связи без боязни самовыражения;   

      содействие  успешности учащихся в разных видах  деятельности;   

      приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции;   

      взаимная  заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной

      самооценки  действий, усилий, результатов.

      Соответственно, в схеме анализа (самоанализа) урока выделены четыре содержательных блока:

      I  - Организационно-деятельностные аспекты личностно ориентированного урока.

      II - Создание условий для развития субъектной позиции учеников.

      III  - Проявление личностно   ориентированной   (личностно-гуманной)

      позиции педагога.

      IV - Обеспечение личностно-гуманных взаимоотношений между участниками учебного процесса.

      В рамках каждого содержательного  блока называются психолого-дидактические  характеристики, отражающие основные направления педагогической деятельности в рамках урока, целевые установки личностно ориентированной деятельности учителя.

      Каждая  психолого-дидактическая характеристика урока проявляет себя конкретными и, что особенно важно, наблюдаемыми признаками, показателями, которые с полным правом могут быть названы технологическими, так как обеспечиваются, создаются самим учителем при условии его осознанного и целенаправленного проектирования урока именно в рамках личностно ориентированного подхода.

      Конкретный  перечень таких технологических показателей представлен в нашей схеме анализа (самоанализа) урока и рекомендуется к наблюдению в ходе урока с точки зрения их выраженности в действиях (деятельности) учителя или их отсутствия. На наш взгляд, именно конкретизация психолого-дидактических характеристик личностно ориентированного урока через их наблюдаемые признаки (показатели) делает схему анализа технологичной, инструментальной и позволяет педагогу совершенствовать практику проектирования урока.

      Отметим, что предлагаемая нами схема анализа личностно ориентированного урока не разводится со схемой самоанализа. Считаем целесообразным предъявление к этим схемам единых требований.

Программа наблюдения урока в режиме ЛОО.

       Основой  анализа и оценки эффективности деятельности преподавателя и учащихся в ходе учебных занятий являются пять компонентов (факторов).

     Первый  компонент учебных  занятий как системы  - преподаватель (субъект деятельности). Личность педагога анализируется и оценивается примерно по следующим ее проявлениям:

1.1  Знание  преподавателем учебного предмета  и его общая эрудиция.

1.2  Уровень  педагогического и методического  мастерства преподавателя.

1.3  Качество  его речи: темп, дикция, интенсивность,  образность, эмоциональность, а также  общая и специфическая грамотность.

1.4 Позиция  преподавателя по отношению к  учащимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т. е. степень его тактичности и демократичности в общении с учащимися.

1.5  Внешний  вид преподавателя, мимика, жесты и культура поведения.

     Второй  компонент учебных  занятий как системы  - учащиеся, которые являются активным субъектом учебно-познавательной деятельности. Их действия анализируются примерно по следующим признакам:

2.1 Степень  познавательной активности учащихся в ходе занятий, степень их творчества и самостоятельности. 

2.2  Уровень  общеучебных и специальных умений  и навыков (как развиты и  как совершенствовались на занятии).

2.3  Наличие  и навык коллективной работы (парной, групповой и т. п.).

2.4 Степень организованности и заинтересованности учащихся.

     Третий  компонент учебных  занятий как системы  - содержание деятельности преподавателя и учащихся:

3.1  Анализ  оценки эффективности степени  реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для условия информации.

3.2  Актуальность  и связь обучения и воспитания  с жизнью (теория с практикой).

3.3  Степень  новизны, проблемности и привлекательности  учебного материала для учащихся.

3.4  Оптимальность  объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого нового материала).

     Четвертый систематизирующий  компонент учебных  занятий ~ способы деятельности преподавателя и учащихся (методы обучения и учения).

4.1   Рациональность и эффективность  использования времени знаний, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе этих занятий.

4.2 Наличие,  целесообразность и эффективность  использования наглядности ТСО.

4.3  Рациональность  использования предметов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся.

4.4  Наличие  и эффективность обратной связи  со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подходов к учащимся.

4.5  Эффективность  контроля за степенью обученности  учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка.

4.6 Степень  эстетического воздействия знаний  на учащихся.

4.7 Степень  соблюдения правил охраны труда  и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятий.

     Пятый компонент учебных  занятий как системы  - главная дидактическая цель в соответствии с результатом:

5.1 Степень  четкости, лаконичности, конкретности  формулировки цели учебных занятий.

5.2  Реальность, целесообразность, сложность и достижимость дидактической цели в одно и то же время.

5.3  Степень  обучающего воздействия занятий  на учащихся (чему и в какой степени научились).

5.4  Степень  воспитательного воздействия (что  способствовало воспитанию в  ходе занятий).

5.5   Степень воздействия проведенных  занятий на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало  их развитию).

Схема анализа урока  в режиме  ЛОО.

Психолого-дидактические  характеристики урока Признаки  конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели) Данный  признак на уроке  был

выражен ярко

Данный  признак на уроке  был

выражен слабо

Данный  признак на уроке отсутствовал
1. Организационно –  деятельностные аспекты  ориентированного  урока
1. Ориентация на

формирование

  деятельности

(а  не на передачу 

информации)

Раскрытие и  обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики      
Знакомство  учеников с рациональными способами усвоения материала      
Постановка  на уроке учебных задач      
Освоение на уроке учебных действий      
Обучение  учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности      
2. Организация

развивающего

пространства

(обеспечение

развивающего

потенциала

урока) 
 
 
 

Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей      
Преобладание  на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного)      
Постановка  и организация разрешения проблемных ситуаций      
Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников      
Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.)      
3. Реализация 

индивидуального

  подхода 
 
 

Использование приемов внешней и внутренней дифференциации      
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития)      
Создание  ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность)      
Обеспечение вариативности (свободный выбор  средств и форм самовыражения  на основе предложенных альтернатив)      
Создание  ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников)      
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников
1. Актуализация 

и обогащение субъектного  опыта учеников 
 
 
 

Обращение к  ранее накопленным знаниям и умениям учеников      
Стимулирование  учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания      
Создание  ситуаций нравственного выбора      
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы)      
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта      
2. Развитие

активности

учащихся в

учебной

деятельности

Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом)      
Создание  ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос      
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке      
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы      
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе      
3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности) Побуждение  учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности      
Создание  ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий      
Помощь  в осознании мотивов собственных действий, поведения,деятельности      
Обучение  целеполаганию (приемам, последовательности, классификации)      
Создание  ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся      
3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА
1.Проявление 

ценностного

отношения

к личности

учащихся

Заинтересованная  реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика      
«Считывание»  учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него      
Отделение оценки действий ученика от личного  отношения к нему педагога      
Акцентирование  учителем важности мнения и участия  каждого в урочной деятельности      
Акцентирование  внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение      
2. Реализация 

учителем  новых педагогических функций(ролей)

Учитель как  собеседник (функция эмоциональной  поддержки)      
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция)      
Учитель как исследователь (исследовательская функция)      
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки)      
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная)      
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Организация 

равноправного

партнерского 

общения в ходе

учебного

  взаимодействия

Приоритет диалогических  форм общения      
Организация сотрудничества учеников между собой      
Обращение учителя к ученикам по имени      
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики      
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь»      
2. Создание 

благоприятного

  психологического

  климата на уроке,

  атмосферы доброжелательности и

комфорта

Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя      
Внимательность  к ученику и его проблемам      
Отсутствие  демонстрации своего превосходства  над учащимися      
Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом      
Стимулирование положительных эмоций во время урока      
3. Создание атмосферы  взаимной 

заинтересованности

в работе друг друга,

сотрудничества

Организация ситуаций взаимопомощи между учениками      
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы      
Организация работы учащихся в парах      
Организация групповой работы учащихся      
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого  в решении общей учебной задачи      

Информация о работе Методика анализа урока