Методика анализа урока

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Любой урок является не только частью образовательного процесса и функционирования образовательного учреждения, но и элементом российского государственного образования в целом. Кроме того, инженерно-педагогический работник находится в поле действия трудового, гражданского и другого законодательства.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 279.50 Кб (Скачать)

       3)  Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

       4) Методическую сторону урока:

       а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

       б)  тщательно изучаются методы и  приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель  развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

       в)  как применяются наглядные и  технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

       г)  способы закрепления знаний, решения  задач, выполнения самостоятельных  работ;

       д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

       е)  ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка  умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

       5)  Особенности поведения преподавателя  на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

       Таким образом, наблюдение за уроком имеет  всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной  работы. Наблюдение - это лишь первый этап контроля, второй - разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя. А третий этап – помощь учителю в проектировании нового (может быть, следующего) урока. Таким образом, анализ урока сегодня – не средство контроля, а средство повышения мастерства педагога, результативности его работы.

       Анализируя уроки, заместителю директора нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

       а)  особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

       б)   возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

       в)  состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

       г)  индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

       В анализ любого урока необходимо включить компоненты целого (учебно-воспитательного) процесса:

       - принципы той концепции, по  которой построен урок;

       - соотношение целей и задач, предусмотренное концепцией;

       -  набор требований, которые данная  концепция предъявляет к отбору  и организации материала, к  организации деятельности (взаимодействия) учителя и ученика, к процессу  и результату этой деятельности, к методической и содержательной логике урока.

       Но, кроме этого, у урока есть определенные педагогические черты, которые характерны для него как для организационной  формы учебно-воспитательного процесса. Это:

       1) общепедагогические характеристики  современного урока:

       -  концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;

       - общепедагогические особенности  урока как организационной формы  учебно-воспитательного процесса, его  отличия от других форм учебных  занятий в школе;

       -  типологии уроков, описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях);

       2)   методическая организация и оснащение  урока, его методическая логика;

       3)   особенности отражения предметного содержания в уроке, «го содержательная логика. (См. кн: Анализ урока. Типология. Методики. Диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А. Чегодаева. Волгоград, 2007 – с. 11 – 12)

       Главными  целями анализа урока в любой педагогической технологии, на наш взгляд, являются:

       1.   Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

       2.  Контроль за состоянием учебно-воспитательного  процесса.

       3. Инструктирование педагога.

       4. Помощь в овладении более высоким  педагогическим мастерством.

       5.  Выяснение причин успехов и  неудач учителя, преодоление недостатков  в его работе.

       6. Выявление системы работы учителя  и др.

       Исходя  из опыта работы, можно выявить следующие уровни проведения учебных занятий:

       Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

       Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

       Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

       Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

3.1. Универсальная схема анализа урока ( в любой педагогической технологии). 

Целевой Мотивационный Содержательный Процессуальный
1 2 3 4
1. Точность и обоснованность поставленных  целей 1. Наличие ориентировки учащихся на предстоящую деятельность; постановка целей предстоящей деятельности 1. Соответствие  основным дидактическим принципам 1. Усваивались  ли знания 

в контексте определенной

социальной функции

личности

2. Конструктивность (достижимость) целей 2. Характер мотивации:

- учения;

- труда;

- достижения;

- общения

2. Уровень усвоения материала (репродуктивный, продуктивный) 2. Присутствовал  ли 

совместный поиск  решения

3. Диагностич-ность целей:    .

- выделение формируемого  качества;

- наличие диагностики этого качества;

- наличие критериев для определения этого качества

3. Формирование познавательных критериев (характер, степень успешности) 3. Наличие вариантности в предлагаемом материале (по типу, уровню и т. д.) 3. Было ли  совместное

переживание ценностей

  4. Оценивание  действий и поступков, характер 4. Участие учащихся в отборе содержания 4. Существовало  ли 

обучение, включенное

в структуру  игры,

диалога, жизненной

ситуации

  5. Создание ситуаций успеха 5. Право на  усвоение (выбор) роли, статуса 5. Было ли  принятие

решения с выражением

 личной ответственности

 и отношения

  6. Итог деятельности, нацеленность на последействие 6. Представлены  ли в материале нравственные  законы, гуманистические ценности или присутствует только научный компонент 6. Признавались  ли 

права на собственное

мнение

    7. Возможны ли альтернативные трактовки изучаемых явлений 7. Наличие и  характер

сотрудничества учителя

с учащимися  при 

решении жизненных

проблем

    8. Наличие межпредметных связей  
    9. Характер рефлексии:

- натуралистический;

- социальный;

- общечеловеческий

 

        

     3.2.

    Опорная таблица к анализу  урока (Конаржевский Ю.А.)

  Организационный этап
1.   Дидактическая   задача этапа - подготовить  учащихся к работе на уроке.
2. Содержание  этапа: взаимные приветствия  учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания.
3. Условия достижения положительных результатов: кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.
Этап  проверки домашнего  задания
1.   Дидактическая   задача этапа установить  правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки.
2. Содержание этапа выяснение степени  усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов.
3.  Условия достижения положительных результатов оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: возможность учителя  за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний изученного учащимися дома.
Этап  всесторонней проверки знаний
1.   Дидактическая   задача этапа - глубоко и  всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.
2. Содержание этапа: проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков.
3. Условия достижения положительных результатов: использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Этап  подготовки учащихся к активному и  сознательному усвоению нового материала
1.   Дидактическая   задача этапа организовать  и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
2. Содержание этапа: сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.
3.   Условия  достижения положительных результатов предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: активность  познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).
Этап  усвоения новых знаний
1. Дидактическая задача этапа - дать учащимся  конкретное представление об  изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
2. Содержание этапа: организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися.
3. Условия достижения положительных результатов использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;   запись   в   тетрадях   формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это  возможно;  актуализация  личного  опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: при использовании  метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения.
Этап  проверки понимания  учащимися нового материала
1.   Дидактическая   задача

этапа

- установить, усвоили  или нет учащиеся связи   между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы.
2. Содержание этапа: проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
3.  Условия достижения 

положительных результатов

постановка   вопросов,   требующих   активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.
4. Показатели выполнения

дидактической задачи этапа:

учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.
Этап  закрепления нового материала
1.   Дидактическая   задача этапа - закрепить  у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
2. Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
3. Условия достижения положительных результатов: выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний.
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся.
Этап  информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1.   Дидактическая   задача 

этапа

- сообщить учащимся  о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
2. Содержание этапа информация  о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники.
3. Условия достижения 

положительных результатов:

спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала.
4. Показатели выполнения

дидактической задачи этапа:

правильное   выполнение   домашнего   задан  всеми учениками.
 
 

  • Подходы к анализу личностно-ориентированного  урока.
  •      Главная задача педагогов, исповедующих личностно  ориентированное обучение, - содействовать  человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве - организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

          Говоря  об ученике, как о субъекте саморазвития, необходимо отметить, что образовательный процесс личностно ориентированной направленности предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможности реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.

          В соответствии с этим в личностно  ориентированной системе обучения представляется иная позиция ученика - он выступает субъектом деятельности.

          Субъектная  позиция ученика характеризуется  активным и творческим отношением к учебе, когда сам учащийся, осознавая личностный смысл своего учения, создает себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя как личность. При субъектной позиции у школьника постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию (образованию, знаниям) как к ценности, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.

          Конечно же, субъектная позиция ученика должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями, поведением, организацией деятельности на уроке. В этом случае становятся важны:

          □ создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга;

          □ акцентирование внимания на мнении каждого  ученика в деятельности группы;

          □   использование таких вариантов  организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика; а  

          □ инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся;

    Информация о работе Методика анализа урока