Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:58, курсовая работа
Любой урок является не только частью образовательного процесса и функционирования образовательного учреждения, но и элементом российского государственного образования в целом. Кроме того, инженерно-педагогический работник находится в поле действия трудового, гражданского и другого законодательства.
3)
Воспитывающую роль урока.
4) Методическую сторону урока:
а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;
г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;
д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;
е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;
5)
Особенности поведения
Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение - это лишь первый этап контроля, второй - разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя. А третий этап – помощь учителю в проектировании нового (может быть, следующего) урока. Таким образом, анализ урока сегодня – не средство контроля, а средство повышения мастерства педагога, результативности его работы.
Анализируя уроки, заместителю директора нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;
в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
В анализ любого урока необходимо включить компоненты целого (учебно-воспитательного) процесса:
- принципы той концепции, по которой построен урок;
- соотношение целей и задач, предусмотренное концепцией;
-
набор требований, которые данная
концепция предъявляет к
Но,
кроме этого, у урока есть определенные
педагогические черты, которые характерны
для него как для организационной
формы учебно-воспитательного
1)
общепедагогические
- концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;
-
общепедагогические
- типологии уроков, описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях);
2)
методическая организация и
3) особенности отражения предметного содержания в уроке, «го содержательная логика. (См. кн: Анализ урока. Типология. Методики. Диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А. Чегодаева. Волгоград, 2007 – с. 11 – 12)
Главными целями анализа урока в любой педагогической технологии, на наш взгляд, являются:
1. Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.
2.
Контроль за состоянием учебно-
3. Инструктирование педагога.
4.
Помощь в овладении более
5.
Выяснение причин успехов и
неудач учителя, преодоление
6.
Выявление системы работы
Исходя из опыта работы, можно выявить следующие уровни проведения учебных занятий:
Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.
Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.
Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.
Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.
3.1.
Универсальная схема
анализа урока ( в любой
педагогической технологии).
Целевой | Мотивационный | Содержательный | Процессуальный |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.
Точность и обоснованность |
1. Наличие ориентировки учащихся на предстоящую деятельность; постановка целей предстоящей деятельности | 1. Соответствие основным дидактическим принципам | 1. Усваивались
ли знания
в контексте определенной социальной функции личности |
2. Конструктивность (достижимость) целей | 2. Характер мотивации:
- учения; - труда; - достижения; - общения |
2. Уровень усвоения материала (репродуктивный, продуктивный) | 2. Присутствовал
ли
совместный поиск решения |
3.
Диагностич-ность целей: .
- выделение формируемого качества; - наличие диагностики этого качества; - наличие критериев для определения этого качества |
3. Формирование познавательных критериев (характер, степень успешности) | 3. Наличие вариантности в предлагаемом материале (по типу, уровню и т. д.) | 3. Было ли
совместное
переживание ценностей |
4. Оценивание действий и поступков, характер | 4. Участие учащихся в отборе содержания | 4. Существовало
ли
обучение, включенное в структуру игры, диалога, жизненной ситуации | |
5. Создание ситуаций успеха | 5. Право на усвоение (выбор) роли, статуса | 5. Было ли
принятие
решения с выражением личной ответственности и отношения | |
6. Итог деятельности, нацеленность на последействие | 6. Представлены ли в материале нравственные законы, гуманистические ценности или присутствует только научный компонент | 6. Признавались
ли
права на собственное мнение | |
7. Возможны ли альтернативные трактовки изучаемых явлений | 7. Наличие и
характер
сотрудничества учителя с учащимися при решении жизненных проблем | ||
8. Наличие межпредметных связей | |||
9. Характер рефлексии:
- натуралистический; - социальный; - общечеловеческий |
3.2.
Опорная таблица к анализу урока (Конаржевский Ю.А.)
Организационный этап | |
1. Дидактическая задача этапа | - подготовить учащихся к работе на уроке. |
2. Содержание этапа: | взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания. |
3.
Условия достижения |
кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность (из урока в урок) организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований. |
Этап проверки домашнего задания | |
1. Дидактическая задача этапа | установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения, навыки. |
2. Содержание этапа | выяснение степени усвоения заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и их причин; ликвидация обнаруженных недочетов. |
3.
Условия достижения |
оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у большинства учащихся класса. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 мин) установить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знаний изученного учащимися дома. |
Этап всесторонней проверки знаний | |
1. Дидактическая задача этапа | - глубоко и всесторонне проверить знания 1-4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. |
2. Содержание этапа: | проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся; оценка знаний, умений и навыков. |
3.
Условия достижения |
использование самых различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая дает возможность за 10-15 мин. получить ответы на 10-20 вопросов от учащихся всего класса; постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы; создание атмосферы важности работы, осуществляемой на данном этапе. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа | проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | |
1. Дидактическая задача этапа | организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. |
2. Содержание этапа: | сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы. |
3.
Условия достижения |
предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока; какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока). |
Этап усвоения новых знаний | |
1. Дидактическая задача этапа | - дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона, добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний; усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. |
2. Содержание этапа: | организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала учащимися. |
3. Условия достижения положительных результатов | использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений; вычленение изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся; запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно; актуализация личного опыта и шорных знаний учащихся; словарная работа. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения. |
Этап проверки понимания учащимися нового материала | |
1.
Дидактическая задача
этапа |
- установить, усвоили или нет учащиеся связи между фактами, содержание новых понятий закономерности; устранить обнаруженные пробелы. |
2. Содержание этапа: | проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. |
3.
Условия достижения
положительных результатов |
постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет дополнительных ответов (по количеству и характеру) при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала. |
4.
Показатели выполнения
дидактической задачи этапа: |
учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников. |
Этап закрепления нового материала | |
1. Дидактическая задача этапа | - закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
2. Содержание этапа: | закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. |
3. Условия достижения положительных результатов: | выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи; использование разнообразных форм закрепления знаний. |
4. Показатели выполнения дидактической задачи этапа: | умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; активность учащихся. |
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | |
1.
Дидактическая задача
этапа |
- сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. |
2. Содержание этапа | информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы; как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники. |
3.
Условия достижения
положительных результатов: |
спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, кг они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познав тельных задач и вопросов; дифференцированный подход в отборе учебного материала. |
4.
Показатели выполнения
дидактической задачи этапа: |
правильное выполнение домашнего задан всеми учениками. |
Главная задача педагогов, исповедующих личностно ориентированное обучение, - содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве - организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Говоря об ученике, как о субъекте саморазвития, необходимо отметить, что образовательный процесс личностно ориентированной направленности предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможности реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
В
соответствии с этим в личностно
ориентированной системе
Субъектная
позиция ученика
Конечно же, субъектная позиция ученика должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями, поведением, организацией деятельности на уроке. В этом случае становятся важны:
□ создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга;
□ акцентирование внимания на мнении каждого ученика в деятельности группы;
□ использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика; а
□ инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся;