Методическая работа в системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:11, реферат

Описание работы

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.

Содержание

Введение стр. 3-4
1. Методическая работа в системе образования стр. 5-7
2. Методическая работа в профессиональном развитии
педагога стр. 8-13
Заключение стр.14-15
Список использованных источников стр.16-17

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 54.58 Кб (Скачать)

        Учитель - это прежде всего практик. Функционально он не может и не должен заниматься научной работой. С переходом школы в инновационный режим, педагог нуждается в грамотной организации своей исследовательской деятельности: целевой выстроенности, определении гипотезы исследования, выборе объектов и субъектов исследования, умении вести мониторинг, в оформлении результатов (в виде статьи или методического материала). Испытывает трудности учитель и в описании своего опыта, в этом ему тоже нужна помощь научного руководителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Современный период нашего общества, находящегося на этапе реформирования всех сфер его жизнедеятельности, предъявляет повышенные требования к человеку, к его личным и профессиональным качествам. Обеспечение этой цели во многом зависит от возможности человека реализовать свой внутренний потенциал в деятельности, адекватно востребующей его индивидуально сущностные способности.

     Видом такой деятельности для педагогической сферы может выступать научно-методическая работа, заключающая в себе мотивационно-стимулирующую, организационно-поддерживающую и творчески развивающую функции. В силу этого она может занимать доминирующую роль в личностно-профессиональном становлении педагога в образовательных учреждениях разного уровня, в том числе средних профессиональных. Научно-методическая работа как особое направление в педагогике данных учебных заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало ее возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов научно-методической работы [8, c. 94 ]. Не случайно научно-методическая работа получила более широкое распространение в учреждениях инновационного типа, в том числе во вновь организованных педагогических колледжах. Вместе с тем, анализ   существующей практики показывает, что учебные заведения не готовы в полной мере использовать ее потенциал как фактора личностно-профессионального становления педагога. Одной из причин этого является неразработанность теории вопроса и соответствующих технологий ее реализации.

     Однако в научной литературе существуют и развиваются идеи, которые могут служить предпосылками для разработки теоретических основ научно-методической работы как фактора личностно-профессионального становления педагога [16, c. 10].

     Общие и специфические особенности методической работы педагога исследовались в XVII - начале XX вв.  П.Ф.Каптеревым, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким и др., которые задачи методической работы видели в создании методов и методик на основе знания предмета и с учетом возрастных особенностей детей. Подходы к пониманию сущности и новых форм методической  работы были раскрыты в исследованиях Ю.К. Бабанского, С.Ж. Гончаровой, Т.Ф. Есенковой, Л.П. Ильенко, Н.В. Немовой, В.П. Симонова, Н.М. Полевиной, М.М. Поташника, Г.В. Юдаковой. Представления о внутришкольной системе методической работы как условии повышения квалификации педагогических кадров рассматриваются В.И. Гончаровой, С.В. Кульневичем, В.С. Лазаревым, В.М. Лизинским и др.[ 9, c. 3].

     Вопросы выявления, обобщения и распространения педагогического опыта, совершенствования педмастерства в ходе методической работы отражены в трудах  В.С.Лазарева, И.П. Пастуховой,  М.М. Поташника, Л.Г. Семушиной, М.Н. Скаткина, Г.С. Сухобской, Л.П. Федосовой. Историко-педагогические аспекты становления и развития системы методической работы раскрывались в трудах Е.В. Василевской, Э.М. Никитина, А.П. Ситника и др. Изучение инновационных подходов к организации методической работы мы находим в работах С.К. Абдуллиной,     В.А. Сарапулова, В.А. Сластенина, Е.И. Панчук, Л.С. Подымовой и др.

     При всей несомненной значимости проведенных исследований следует констатировать тот факт, что в них в большей степени раскрыты вопросы влияния научно-методической работы на профессиональное становление и явно недостаточно показано воздействие этой продуктивной по своей сути работы на личностное развитие специалиста. Однако с философско-психологических позиций идеал человека не может быть профессиональным идеалом, он может быть лишь идеалом целостного человека (Н.А. Бердяев). Данное положение позволяет утверждать, что личностное и профессиональное становление являют собой целостный и неразрывный процесс, который осуществляется в известной гармонии, взаимном влиянии и усилении друг друга, обеспечивая полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей [17, c. 35].

     Таким образом, разработка теоретических основ научно-методической работы как фактора личностно-профессионального становления преподавателя реальна, поскольку в современной науке накоплен необходимый комплекс идей о механизмах, условиях, истоках становления человека как целостного, самоценного, уникального существа, имеющего индивидуальный путь развития собственно человеческих сил и потенций и несущего за это ответственность;         стремящегося к духовному самопреобразованию как высшему уровню человеческого самосовершенствования; обладающего огромными внутренними ресурсами для реализации творческой потребности в самоактуализации [24, c. 21].

     Организуя собственно методическую деятельность, повышенное внимание  уделяется деятельности по обобщению педагогического опыта в ходе проведения  научно-методических недель; дня кафедры в сельской школе; фестивалей педагогических идей; творческих отчетов педагога; разработке и реализации образовательных и научно-методических проектов и др. Данные формы работы способствовали овладению способами обобщения и внедрения педагогического опыта на различных уровнях: статьи, бюллетени, методические рекомендации, учебно-методические пособия, мастер-классы. Коллективным итогом этой работы явилось создание и публикация картотеки современных форм и методов обучения.  
 
 
 

             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Андреева Р.Б. Роль школьного методического объединения в повышении качества образования // Методист, 2008, №6, с. 29

2.Буйлова Л.Н.    Организация методической службы учреждений дополнительного образования: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 160 с.

3. Васильева А.И.    Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

4.Веснина Н.И. План методической работы // Завуч, 2007, №8, с. 33

5.Горская Г.И.    Организация учебно-воспитательного процесса в школе: В помощь заместителю директора школы. - М.: Просвещение, 1977. - 272 с.

6.Дементьева Т.Н. Методическая работа школы  // Завуч, 2009, №3, с. 55

7.Детский творческий центр: организация методической работы / Авт.-сост. С.А. Левина, Ю.Н. Суслов, Э.Г. Белоусова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 126 с.

8. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 156 с.

9.Запрудский Н.И. О методической поддержке инновационных процессов в школе // Школьное образование, 2008, №2, с. 3

10.Как создать эффективную методическую службу: Методические рекомендации / Сергеева Т.А., Уварова Н.М., Максимченко Т.В.; Министерство образования РФ, Институт развития профессионального образования. - М.: Интеллект-Центр, 2003. - 80 с. - Библиогр.: с.66-67.

11.Костюченко Л.А. Роль методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений // Методист, 2008, №2, с. 26

12.Крупская Н.С. Положение о методическом объединении // Практика административной работы в школе, 2007, №8, с. 27

13.Кульневич С.В.    Управление современной школой: Практическое пособие для руководителей и методистов методических центров и др. Вып.3 : Муниципальные методические службы. - Ростов-н/Д: Учитель, 2003. - 224 с. - (Педагогика нового времени)

14.Макарова Т.Н.    Планирование и организация методической работы в школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2003. - 160 с. 

15.Никишина И.В.    Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 92 с.

16.Никулина О.В. Методическая работа в образовательном учреждении // Справочник заместителя директора школы, 2008, №2, с. 24

17.Организация работы школьного методического объединения: Нормативные и инструктивно-методические материалы / Авт.-сост. О.И. Медведева, Т.А. Кобзарева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 136 с.

18.Осипова С.Г. Организация методической работы с классными руководителями // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, 2008, №8, с. 59

19.Посевина Г.Д. Методическая служба как фактор повышения качества муниципальной системы дошкольного образования // Детский сад от А до Я, 2007, №4, с. 8

20.Ракитина Л.И. Организация деятельности методического объединения учителей начальных классов // Завуч начальной школы, 2007, №6, с. 61

21.Ривкин Е.Ю. Управление методической деятельностью образовательного учреждения // Завуч, 2009, №3, с. 7

22.Родимова Н.Ю. Организация методической работы преподавателей // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», 2008, №1, с. 45

23.Рыбина О.В. Работа методического объединения в школе // Образование в современной школе, 2007, №1, с. 4

24.Солнцева И.В. Планирование работы школьных методических объединений // Практика административной работы в школе, 2008, №5, с. 41

25.Соложнин А. Нужны ли сегодня методическая работа и работа с кадрами // Народное образование, 2008, №9, с. 139

26.Татарченкова С.С.    Организация методической работы в современной школе: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2007. - 128 с.

27. Хомутовская Н. Управление успехов, или методическая работа – что это такое? // Директор школы. 2008, №2, с. 13

28.Цыганова Е.Н. Модель современной муниципальной методической службы в образовании // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2009, №1, с. 29

29.Шувалов С. Методический сервис для педагога // Народное образование, 2009, №2, с. 122 

 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методическая работа в системе образования