Методическая работа в системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:11, реферат

Описание работы

Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.

Содержание

Введение стр. 3-4
1. Методическая работа в системе образования стр. 5-7
2. Методическая работа в профессиональном развитии
педагога стр. 8-13
Заключение стр.14-15
Список использованных источников стр.16-17

Работа содержит 1 файл

Педагогика.docx

— 54.58 Кб (Скачать)
="justify">      Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Требования к педагогу повышаются. 

    Современные подходы к методической деятельности проявляются в актуализации продуктивного использования методов, форм и содержания методической работы, активном участии в инновационной деятельности и творческих проектах, способности разрабатывать и внедрять новые образовательные программы и педагогические технологии [2, c 112].  

    Исследователи проблем управления систем образования  с учетом ее современных требований и подходов признают наибольшую ценность осуществления методистами различных  функций и видов деятельности, и в первую очередь, таких функций  как программирование, проектирование, диагностирование, так как полифункциональность позволяет не только качественно выполнять работу, но и совершенствовать ее. Системное обучение методике научного исследования актуальных и малоразработанных проблем должна ориентировать методиста не на ретрансляционные, а исследовательские, проектировочные функции. Практика же свидетельствует, что деятельность методистов с педагогами осуществляется традиционно, в основном, на образцах, методиках, педагогическом опыте, положительно зарекомендовавших себя, что не обеспечивает формирование у него готовности к самостоятельному научному поиску в развивающейся системе [25, c 70]. Апробированные методики и опыт могут стать гарантом успеха, если методист овладевает средствами технологии проектирования, как своей собственной методической деятельности, так и образовательного процесса. Так, например, развитие исследовательских умений и навыков методиста формирует у него умение выявлять тенденции развития образования и соответствующие актуальные образовательные потребности педагогических кадров, прогнозировать их динамику, с учетом специфики образовательного пространства в системе образования. Развитие проектировочных способностей  методиста и учителя будет обеспечивать его эффективное участие в разработке региональных  программ развития образования, проектов инновационных учебных заведений, перспективных моделей обучения [12, c 23].  

    Таким образом, современные подходы к деятельности методической работы в условиях образования ориентируют их на: 

    выявление современных образовательных потребностей города, района, педагогических работников с целью проектирования методической деятельности с учетом реальных запросов ее потребителей и осуществления  главного предназначения методической работы - быть востребованной педагогами и работниками сферы образования; 

    организация проектно-прогностической деятельности методических центров с учетом особенностей местных условиях в развитии системы  образования; 

    обеспечение вариативности содержания и полифункциональности деятельности методистов в изменяющихся условиях; 

    высокое научно-методичесское оснащение методических служб (опора на знания: современных научно-педагогических концепций развития личности педагога, социокультурные, экономические, культурологические, антропологические, аксиологические, методологические, методические, психологические и другие); 

    компьютеризацию и автоматизацию деятельности  методистов, ликвидирующих рутинизацию их труда [22, c 39]. 

    Учет  современных подходов в работе методических центров будет способствовать росту  научно-методической подготовки педагогов  в соответствии с нормами и  требованиями муниципальной системы  образования. 

    Решение данных задач предполагает изменение  содержания, средств, способов организации  методической работы в школе, методических центрах района, города, региона. Предлагаем для использования в практике следующие подходы к методической деятельности.

    Современные подходы к содержанию и формам

    методической  работы

    1.Системный  подход к содержанию  и организации  методической работы

    Системный подход к организации методической работы предполагает: 

    - показ места и роли методической  работы в системе образования  школы, района, города, региона, частью которой она является; показ связей и отношений в структуре методической службы с социокультурной средой; отражение в системе методической работы ее целевого предназначения - повышение качества подготовки педагога в соответствии с требованиями социального заказа; 

    -  четкое определение функционального предназначения каждого структурного звена методической службы, показ их различий, преимуществ, определение параметров, характеризующих качество методической деятельности; 

    - выделение основных компонентов  системы методической работы (познавательные  ориентиры, ценностно-нормативные  принципы работы, цели и направленность  деятельности, результаты и продукты  деятельности, функции и содержание  методической деятельности, технологию  и организационную структуру,  ресурсы с условия ее деятельности); ее субъектов; 

    - показ связей и отношений между  структурами методической работы, ее компонентами и подсистемами.  

    2. Модернизация знаний.   

   Данное направление в содержании и формах методической работы предполагает  развитие умений педагогов пополнять знания по теории и методике предмета, навыков отбора, обработки и хранения учебной информации. Современный подход к обновлению знаний предполагает наличие умений и навыков работы с компьютерной техникой,  информационными носителями содержания  образования, анализа данной информации.

      Методы работы с педагогами по развитию умений работать с различными источниками информации: информационное погружение в предмет;  конструирование нового содержания предмета на вариативной основе; выработка критериев отбора содержания предмета; системное исследование места и роли  предметной области в структуре педагогической деятельности.  

    3. Направленность на овладение развивающихся технологий педагогами образовательных школ. 

    Акцентуация развивающихся технологий в формах и содержании методической работы объясняется  наличием проблемы их овладения работниками  образования. Необходимость распространения  педагогических технологий объясняется  их эффективностью, воспроизводимостью, управляемостью и концептуальностью..  

    Данные  занятия должны сформировать понятия  “педагогической технологии”, “профессиональной  ценности”, ”личностно-ориентированного подхода в обучении”. 

    Формы организации занятий: лекции, игровое  моделирование, практическая деятельность по использованию знаний, умений, навыков  в различных педагогических ситуациях.  

    4. Развитие креативных (творческих) способностей личности педагога (ученика).      

    Данное  направление в методической работе предполагает развитие следующих способностей: к рефлексии (самодиагностике, самоанализу); к проектированию новых систем в  профессиональной деятельности; к профессиональному  самоопределению, повышающих ответственность  за результаты труда; к концептуальному  мышлению; к инновационной деятельности.  

    5. Гуманистическая направленность содержания и форм методической работы. 

    Данная  направленность формирует коммуникативную  культуру педагога, навыки проведения занятий в форме диалога, развитие субъект-субъектных, партнерских отношений в коллективе; обеспечивает перевод знаний в практическую плоскость, в сознание и поведение людей [20, c 19].

        Современное общество предъявляет все более высокие требования к каждой личности в связи с прогрессом техники, науки, изменением характера социальных отношений. Это вызывает необходимость постоянно развивать и совершенствовать подготовку любого специалиста. Актуальность постоянного развития и совершенствования профессиональной компетентности обусловлена непрерывно возрастающим объемом необходимых человеку знаний и умений. Предоставленная свобода, с одной стороны, связана с изменением ценностных ориентации педагогов, характера педагогической деятельности, с другой, сопряжена с ответственностью за ее результаты [3, c 122]. В связи с этим актуальным становится проблема готовности педагогов к работе в условиях многообразия и вариативности образования, проблема компетентности педагогических работников. Возникает этот вопрос и в связи с аттестацией педагогов. 
         Актуальность обращения к проблеме профессиональной компетентности 
учителей в процессе методической работы, выявление условий ее совершенствования и развития связана с тем, что категория "профессиональная компетентность" может выступать в качестве цели и средства достижения результата методической работы, а содержание профессиональной компетентности - в качестве критерия диагностики уровня профессиональной деятельности.

        Методическая работа в школе  наиболее эффективна, если она  организована как целостная система.  Ее успех зависит от заинтересованности  педагогов в профессиональном  развитии, от удовлетворенности  коллектива организацией образовательного  процесса в школе. Чем больше  удовлетворен учитель своей работой,  тем больше он заинтересован  в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической  службы школы стоит задача  помочь учителю углубить различные  аспекты его профессиональной  подготовки [14, c 43]. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя. Организация исследования, анализ, координация и коррекция работы членов методического объединения по проблемам образовательной деятельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся. Обеспечение условий для непрерывного профессионального мастерства учители с учетом основных направлений опытно-экспериментальной работы школы. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию. Информационное обеспечение образовательного процесса. Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта [ 26, c 76].

           Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.

        Сегодня успешно работает профессионал  – педагог – исследователь,  обладающий глубокой теоретической  подготовкой, высоким уровнем  психолого-педагогической компетентности, владеющий исследовательскими методами, систематически анализирующий свою  деятельность, педагогические факты,  умеющий диагностировать и проектировать  индивидуальное развитие ученика,  извлекать из этого новые идеи  для своей работы и, что немало  важно, способный умело организовать  свое время [6, c 32].

        Каждый педагог самостоятельно определяет какое из предложенных направлений его интересует, в какую группу он войдет. Главная задача: повышение профессиональной культуры педагогов до уровня осознанного и компетентного внедрения конкретной идеи в свою практическую деятельность. В результате такой организации научно-методической работы удалось значительно продвинуться в реализации проектного обучения, а также в новой для нас области – в информационных технологиях [21, c. 2].

        Таким образом, постепенно складывается  структура повышения профессионального  мастерства педколлектива. Главным, наиболее значимым компонентом при любой организационной форме является самообразование учителя по определенной, выработанной им теме. Суть самообразования не сводится только к освоению теории данного вопроса, а непременно включает в свою деятельность исследовательский аспект.

        Умение осуществлять работу в  исследовательском режиме необходимо  каждому учителю, работающему  в лицее. Это связано с тем,  что, руководя научно-исследовательской деятельностью, мы даем учащимся образец организации исследовательской деятельности. Как правило, лучшими бывают признаны рефераты учащихся, выполненные под руководством учителей, которые сами достойно представляют свои исследования [27, c. 7].

        В связи с введением инновационных процессов в школе, изменилась структура управления: создан специальный координирующий орган – научно-методический совет, способный осуществлять перспективное планирование развития школы и координацию действий всех структур, вовлеченных в его развитие [19, c. 3].

Информация о работе Методическая работа в системе образования