Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:11, реферат
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников.
Введение стр. 3-4
1. Методическая работа в системе образования стр. 5-7
2. Методическая работа в профессиональном развитии
педагога стр. 8-13
Заключение стр.14-15
Список использованных источников стр.16-17
Современные подходы к методической деятельности проявляются в актуализации продуктивного использования методов, форм и содержания методической работы, активном участии в инновационной деятельности и творческих проектах, способности разрабатывать и внедрять новые образовательные программы и педагогические технологии [2, c 112].
Исследователи
проблем управления систем образования
с учетом ее современных требований
и подходов признают наибольшую ценность
осуществления методистами
Таким образом, современные подходы к деятельности методической работы в условиях образования ориентируют их на:
выявление
современных образовательных
организация
проектно-прогностической
обеспечение вариативности содержания и полифункциональности деятельности методистов в изменяющихся условиях;
высокое научно-методичесское оснащение методических служб (опора на знания: современных научно-педагогических концепций развития личности педагога, социокультурные, экономические, культурологические, антропологические, аксиологические, методологические, методические, психологические и другие);
компьютеризацию и автоматизацию деятельности методистов, ликвидирующих рутинизацию их труда [22, c 39].
Учет современных подходов в работе методических центров будет способствовать росту научно-методической подготовки педагогов в соответствии с нормами и требованиями муниципальной системы образования.
Решение
данных задач предполагает изменение
содержания, средств, способов организации
методической работы в школе, методических
центрах района, города, региона. Предлагаем
для использования в практике
следующие подходы к
Современные подходы к содержанию и формам
методической работы
1.Системный подход к содержанию и организации методической работы.
Системный подход к организации методической работы предполагает:
-
показ места и роли
- четкое определение функционального предназначения каждого структурного звена методической службы, показ их различий, преимуществ, определение параметров, характеризующих качество методической деятельности;
-
выделение основных
-
показ связей и отношений
2. Модернизация знаний.
Данное направление в содержании и формах методической работы предполагает развитие умений педагогов пополнять знания по теории и методике предмета, навыков отбора, обработки и хранения учебной информации. Современный подход к обновлению знаний предполагает наличие умений и навыков работы с компьютерной техникой, информационными носителями содержания образования, анализа данной информации.
Методы работы с педагогами по развитию умений работать с различными источниками информации: информационное погружение в предмет; конструирование нового содержания предмета на вариативной основе; выработка критериев отбора содержания предмета; системное исследование места и роли предметной области в структуре педагогической деятельности.
3. Направленность на овладение развивающихся технологий педагогами образовательных школ.
Акцентуация развивающихся технологий в формах и содержании методической работы объясняется наличием проблемы их овладения работниками образования. Необходимость распространения педагогических технологий объясняется их эффективностью, воспроизводимостью, управляемостью и концептуальностью..
Данные занятия должны сформировать понятия “педагогической технологии”, “профессиональной ценности”, ”личностно-ориентированного подхода в обучении”.
Формы организации занятий: лекции, игровое моделирование, практическая деятельность по использованию знаний, умений, навыков в различных педагогических ситуациях.
4. Развитие креативных (творческих) способностей личности педагога (ученика).
Данное направление в методической работе предполагает развитие следующих способностей: к рефлексии (самодиагностике, самоанализу); к проектированию новых систем в профессиональной деятельности; к профессиональному самоопределению, повышающих ответственность за результаты труда; к концептуальному мышлению; к инновационной деятельности.
5. Гуманистическая направленность содержания и форм методической работы.
Данная направленность формирует коммуникативную культуру педагога, навыки проведения занятий в форме диалога, развитие субъект-субъектных, партнерских отношений в коллективе; обеспечивает перевод знаний в практическую плоскость, в сознание и поведение людей [20, c 19].
Современное общество предъявляет все
более высокие требования к каждой личности
в связи с прогрессом техники, науки, изменением
характера социальных отношений. Это вызывает
необходимость постоянно развивать и
совершенствовать подготовку любого специалиста.
Актуальность постоянного развития и
совершенствования профессиональной
компетентности обусловлена непрерывно
возрастающим объемом необходимых человеку
знаний и умений. Предоставленная свобода,
с одной стороны, связана с изменением
ценностных ориентации педагогов, характера
педагогической деятельности, с другой,
сопряжена с ответственностью за ее результаты
[3, c 122]. В связи с этим актуальным становится
проблема готовности педагогов к работе
в условиях многообразия и вариативности
образования, проблема компетентности
педагогических работников. Возникает
этот вопрос и в связи с аттестацией педагогов.
Актуальность
обращения к проблеме профессиональной
компетентности
учителей в процессе методической работы,
выявление условий ее совершенствования
и развития связана с тем, что категория
"профессиональная компетентность"
может выступать в качестве цели и средства
достижения результата методической работы,
а содержание профессиональной компетентности
- в качестве критерия диагностики уровня
профессиональной деятельности.
Методическая работа в школе
наиболее эффективна, если она
организована как целостная
Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
Сегодня успешно работает
Каждый педагог самостоятельно определяет какое из предложенных направлений его интересует, в какую группу он войдет. Главная задача: повышение профессиональной культуры педагогов до уровня осознанного и компетентного внедрения конкретной идеи в свою практическую деятельность. В результате такой организации научно-методической работы удалось значительно продвинуться в реализации проектного обучения, а также в новой для нас области – в информационных технологиях [21, c. 2].
Таким образом, постепенно
Умение осуществлять работу в
исследовательском режиме
В связи с введением инновационных процессов в школе, изменилась структура управления: создан специальный координирующий орган – научно-методический совет, способный осуществлять перспективное планирование развития школы и координацию действий всех структур, вовлеченных в его развитие [19, c. 3].
Информация о работе Методическая работа в системе образования