Метод проектов в практике обучения иностранным языкам

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо подчеркнуть актуальность этого метода на современном этапе.
Традиционный подход к обучению иностранного языка не в необходимость полной мере отвечает современным требованиям, поэтому существует применять новые методы обучения, позволяет формировать у учащихся способность самостоятельно получать знания и решать коммуникативные задачи.

Содержание

1.Введение3
2.Проблемность в обучении иностранным языкам и культурам4
3.Метод учебных проектов - образовательная технология на XXI века ……5
4.Типология проектов11
5.Метод проектов на уроках иностранного языка.17
6.Отличительные особенности проектов на уроках иностранного языка17
7.Основные принципы проектной работы …………………………………19
8.Этапы проектной работы……………………………….…………….…….21
9.Заключение ................................……………………………………………24
Список использованной литературы………………………………...…….28

Работа содержит 1 файл

referat_po_dtoija_Andreeva_A (1).docx

— 53.93 Кб (Скачать)

Возможно, у вас возник вопрос: «Как можно запланировать  то, чего никогда раньше не делал?»  Ответ известен довольно давно и  широко применяется на практике: «Нужно научиться управлять проектами». С 1965 года существует Международная  ассоциация управления проектами (International Project Management Association) – некоммерческая профессиональная организация, цель которой  – содействие в развитии, широком  распространении и практическом применении методов и средств  управления проектами. В IPMA сегодня  входят 34 страны, в том числе и  Россия, которую представляет национальная ассоциация управления проектами СОВНЕТ.

Вице-президент СОВНЕТ А.В. Полковников считает, что «учиться управлению проектами на собственных  ошибках на конкретных проектах –  непозволительно дорого для современной  организации» . «Управление Проектами (Project Management) в настоящее время заслужило признание как самостоятельная дисциплина управления, применение которой для управления сложными проектами повышает надежность достижения поставленных целей в запланированные сроки, с требуемым качеством и в рамках бюджета. Общие подходы к управлению проектами являются интуитивно понятными, так как в их основу положены структурированные здравый смысл и опыт» .

Согласно принятой в РМ терминологии практически всегда можно  выделить два основных вида деятельности, которые существуют параллельно:

• текущие повторяющиеся  процессы (операции);

• проекты.

Основные отличия заключаются  в том, что процессы носят повторяющийся, циклический характер, а проекты  направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки. Аналогии с методом учебных проектом напрашиваются  сами по себе: работу производственного  конвейера по сборке автомобилей  или решение задач на уроке  можно отнести к повторяющимся  операциям; а вот разработку новых  моделей автомобилей или оформление территории школьного двора следует  считать проектами.

Повторяющиеся операции требуют  использования уже имеющихся  знаний и умений и представляют собой  «шлифовку», а работа над проектом активно побуждает участников вторгаться в незнакомые области знаний, искать пути решения возникающих проблем, соизмерять собственные силы с поставленными  целями и взаимодействовать с  другими участниками проекта, что  по глобальности скорее похоже на «ваяние».

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей  взрослой жизни он окажется более  приспособленным: сумеет планировать  собственную деятельность, ориентироваться  в разнообразных ситуациях, совместно  работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что  получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя,а на том, каким путем был достигнут результат.

Захлестнувшая нас волна  увлечения проектами привела  к тому, что делать проекты в  школе стало модно, причем, часто  целью этих работ является желание  «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет  их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет  академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные  проекты, доля участия детей в  которых минимальна. Эта тенденция  может принести много вреда, поэтому  нужно четко определить, зачем  выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.»

4.Типология проектов

Обратимся ещё к одному важному вопросу- типологии проектов. Рассмотрим общедидактическую типологию  проектов. Прежде всего определимся  с типологическими признаками:

1. доминирующий в проекте  метод или вид деятельности: исследовательский,  творческий, ролево- игровой, информационный, практико- ориентированный и т.  п. 

2. предметно- содержательная  область: монопроект ( в рамках  одной области знаний) и межпредметный  проект.

3. характер координации  проекта: с открытой координацией, явной координацией и со скрытой  координацией.

4. характер контактов: (среди  участников одной школы, одного  класса, города, региона, одной страны, разных стран мира) внутренний  или региональный, или международный. 

5. количество участников  проекта (личностные, парные, групповые)

6. продолжительность проекта  (краткосрочный, средней продолжительности,  долгосрочный).

В соответствии с признаком  доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационные, практико- ориентированные.

Рассмотрим каждый из них.

· Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснований актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют  структуру, приближенную к подлинному научному исследованию или полностью  совпадающую с ним аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение  задач исследования, определение  методов исследования , источников информации, выдвижение гипотез решения  обозначенной проблемы, определения  путей её решения, обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов  исследования, обозначение новых  проблем для дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное выше, разумеется, должно полностью соответствовать  уровню языковой подготовки школьников определённого этапа обучения.

· Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам  участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых  результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. д.)это  могут быть проблемы, связанные с содержанием какого- то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.

Оформление результатов  проекта требует чёткой продуманной  структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т. д.

· Ролево- игровые проекты.

В таких проектах структура  также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники  принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием  проекта, особенность решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи  или выдуманные герои, имитирующие  социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманные  участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к  его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево - игровая.

· Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком- либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных  для широкой аудитории. Такие  проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки  по ходу работы над проектом. Структура  такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет  информационного поиска, источники  информации( средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интерьвью, анкетирование, проведение « мозговой атаки» и т. д.; способы обработки  информации( анализ, обобщение, сопоставление  с известными фактами, аргументированные  выводы); результат информационного  поиска( статья, аннотация, реферат, доклад, видео т. и д.; презентация (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение в телеконференции)

Такие проекты часто интегрируются  исследовательские проекты и  становятся их органичной частью, модулем.

· Практико- ориентированные проекты.

Эти проекты отличает чётко  обозначенный с самого начала результат  деятельности учеников проекта, который  обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов  исследования по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и другого характера ; программа  действий; рекомендации и направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь какой- либо специальной лексики и так  далее.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с  определением функции каждого из них, чёткие результаты совместной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной  работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных индивидуальных усилий, в организации презентации  полученных результатов и возможных  способов их внедрения в практику, а также организация систематической  внешней оценки проекта.

По признаку предметно-содержательной области можно выделить монопроекты  и межпредметные проекты.

· Монопроекты.

Как правило, такие проекты  проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается наиболее сложные разделы или темы, связанные  со страноведческой, социальной, историческойтематикой. Разумеется, работанад монопроектами  предусматривает применение знаний из других областей для решения той  или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического  знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации и по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам(роли в группах распределяются учащимися. , форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет своё продолжение в виде нидивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

· Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как  правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие  проекты, затрагивающие два-три предмета, а так же достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную задачу, значимую для всех участников проекта. Такие проекты  требуют очень квалифицированной  координации со стороны специалистов, слаженной работымногих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных  и итоговых презентаций.

По характеру координации  это могут быть проекты с открытой, явной координацией и со скрытой  координацией( это относится в  основном к телекоммуникационным проектам).

· Проекты с открытой, явной координацией.

В таких проектах координатор  проекта участвует в проекте  в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его  участников , организуя в случае необходимости отдельные этапы  проекта, деятельность отдельных его  участников, например, если нужно договориться о встрече в каком- то официальном  заведении, провести анкетирование, взять  интервью.

· Проекты со скрытой координацией.

В таких проектах координатор  выступает как полноправный участник проекта (один из…) Примером таких проектов могут известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведённые в Великобритании, в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал в качестве участника проекта, стараясь «научить» «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. По окончании проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который под видом одного из деловых партнёров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых, торговых и других сделок.

Что касается характера контактов, то проекты могут быть внутренними, или региональными международными.

· Внутренние или региональные.

Это проекты, организуемые или  внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, ли между школами , классами внутри региона, одной страны.

· Международные проекты.

Участниками проекта являются представители разных стран. Эти  проекты представляют исключительный интерес,поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

Так же проекты могут быть личные, групповые и парные; краткосрочными и продолжительными.

Таким образом, следует заметить, что к какому типу не относился  бы проект, любой из них требует  творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно и нужно  назвать творческим.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых  имеются признаки исследовательских  и творческих проектов. Каждый тип  проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в  виду признаки и характерные особенности  каждого из них.

Информация о работе Метод проектов в практике обучения иностранным языкам