Метод проектов в обучении биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 09:56, дипломная работа

Описание работы

В своей выпускной работе я представлю существующие взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в классно – урочной системе при обучении учащихся биологии. Для организации продуктивной работы методом проектов важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного результата.

Работа содержит 1 файл

Метод проектов в обучении биологии.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     краткосрочные — на 4-6 уроков;

     недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

     • долгосрочные (годичные) проекты как  индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

     Виды  презентации проектов:

     - научный доклад;

     - деловая игра;

     - демонстрация видеофильма;

     - экскурсия;

     - телепередача;

     - научная конференция;

     - инсценировка;

     - театрализация;

     - игры с залом; 

     - диалог исторических или литературных  персонажей;

     - спортивная игра;

     - спектакль; 

     - путешествие; 

     - реклама; 

     - пресс-конференция.

     Критерии  оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

     Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

     Если  задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать  не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут  результат5.

 

Глава 4. Разработка  проекта по биологии на тему  «Питьевая вода и здоровье человека»

     Вода  в нашей жизни - самое обычное  и самое распространенное вещество. Однако с научной точки зрения это самая необычная, самая загадочная жидкость.

     Все живое, в том числе и человек, состоит из воды, поэтому ее качество очень сильно влияет на состояние всего живого, и, в особенности на здоровье человека.

     С водой человек сталкивается в  разных ее видах: питьевая вода, водоем для купания, водоем около места жительства, места частого пребывания и мн.др.

     Конечно, на здоровье человека влияют все компоненты экологической обстановки: загрязнение  воздуха, почвы и воды, но качество последней имеет самое важное значение.

     Существует  высказывание, что большинство болезней человек выпивает с водой. Учитывая, что у большого количества населения нарушен обмен веществ, процессы накопления вредных соединений стали ускоряться, и нередко в 30 лет молодые люди имеют камни в почках, камни в желчном пузыре, онкологические заболевания и другие виды болезней, связанных с качеством воды. Особое место занимают инфекционные заболевания, которыми мы можем заразиться через воду.

     Интересные  факты:

      • При дыхании человек теряет около стакана воды в сутки.
      • Взрослый человек весом 70 кг должен выпивать 2,5 л воды в сутки.
      • Человек может прожить несколько недель без еды, но только несколько дней без воды, а без воздуха несколько минут. Поскольку тело человека плохо сохраняет влагу, приходится постоянно восполнять запасы жидкости, которая теряется в процессе обычной физиологической деятельности, такой как дыхание, выделение пота и мочеиспускание.

     Качество  воды оказывает влияние на сердечно-сосудистую, эндокринную, выделительную системы человека, на органы пищеварения, на развитие плода, течение и исход беременности, на заболевание зубов, костно-связочного аппарата, а, кроме того, может вызвать снижение защитных функций организма и появление аллергических состояний6.

4.1.Цель  и задачи проекта.

     Учитывая  важность состава питьевых вод и  негативное влияние его отклонений от нормы на здоровье человека были поставлены цель и задачи работы:

     Цель:

     изучение  влияния общей жесткости питьевых вод на образование мочевых камней в почках.

     Задачи:

    • исследовать питьевые воды в с. Сиуч, Юшанское, Уржумское на общую жесткость;
    • знакомиться со статистическими данными по почечно-каменной болезни в этих селах;
    • сопоставить полученные результаты и определить взаимосвязь между жесткостью питьевых вод и развитием почечнокаменной болезни.

4.2 Почечнокаменная  болезнь. Симптомы.

     ПОЧЕЧНОКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ — (нефролитиаз) — наиболее частое из урологических заболеваний, проявляющееся отложением конкрементов в почках7.

     Основной  причиной заболевания является нарушение  обмена веществ в организме, а  особенно водно-солевого обмена. Заболевания  желез внутренней секреции, регулирующих водный и солевой обмен (щитовидная железа, паращитовидные железы, гипофиз), играют также значительную роль в возникновении почечнокаменной болезни.

     Некоторое значение в развитии почечнокаменной  болезни имеют географические и  климатические особенности, водный и пищевой факторы: жаркий климат и связанное с этим обильное потение, а также состав питьевой воды с неравномерным содержанием в ней различных солей.

     Все эти факторы способствуют выпадению  из мочи кристаллов солей, которые обычно находятся в моче в растворенном состоянии. Выпавшие из раствора соли подвергаются дальнейшей кристаллизации и образуют мочевые камни.

     4.2.1. Виды камней. Причины  их образования

     В зависимости от химического состава  солей, образующих мочевые камни, их делят на ураты (из мочевой кислоты), оксалаты (из щавелевокислой извести), фосфаты (из фосфорнокислого кальция) и карбонаты (из углекислого кальция). Очень редко встречаются т. наз. белковые камни, состоящие из различных белковых веществ.

     Чаще  всего мочевые камни состоят из различных солей и имеют слоистое строение с белковым ядром. Они иногда могут быть громадных размеров, а число их достигает подчас нескольких сотен в одной почке. Размеры камня не всегда определяют степень поражения тех мочевых органов, в которых они находятся. Мелкие камни, находящиеся в почечной лоханке или мочеточнике, препятствуя оттоку мочи из почки, вызывают постепенное ее расширение и последующую гибель выделяющего мочу слоя ткани почки. Крупные камни зачастую, длительно находясь в почках, не вызывают существенных поражений этих органов.

     4.2.2. Симптомы

     Редко почечнокаменная болезнь протекает  длительное время без каких-либо проявлений. Наиболее частым симптомом  болезни являются боли в поясничной области, отдающие в пах и половые  органы. Боли иногда бывают очень интенсивными и сопровождаются тошнотой и рвотой (т. наз. почечная колика). Причиной болей является повышение внутрипочечного давления, наступающее в результате препятствия оттоку мочи из почки и спазма мускулатуры мочеточника. Боли также могут быть следствием присоединения инфекции и развития воспалительного процесса в почке. В этом случае боли сопровождаются повышением температуры тела, иногда ознобами и выделением мутной, гнойной мочи (т. наз. пиурия).

     Шероховатая поверхность камня ранит слизистую оболочку мочевых путей (почечных лоханок, мочеточников, мочевого пузыря), особенно при ходьбе и физической нагрузке, и вызывает кровотечение. При этом моча окрашивается кровью (т. наз. гематурия). Камни, расположенные в мочевом пузыре, вызывают раздражение и воспаление его слизистой оболочки, что проявляется в частых болезненных мочеиспусканиях. Иногда камни отходят самопроизвольно с мочой. Двусторонние камни почек или мочеточников могут вызвать полное прекращение мочеотделения, иногда продолжающееся в течение нескольких суток и являющееся опасным осложнением почечнокаменной болезни (т. наз. анурия).

     Подобное  же явление может наступить при  наличии камня только в одной  почке или в одном мочеточнике  с рефлекторным, нервным, воздействием на другую сторону. При рентгенологическом обследовании обнаруживается месторасположение камня в мочевых путях и устанавливаются его размеры.

4.3. Методика определения  общей жесткости  воды.

     Согласно  цели и задачам работы по исследованию питьевых вод на общую жесткость  была использована соответствующая методика суммарной концентрации катионов кальция и магния.

     Были  использованы следующие  реактивы:

    1. Раствор ЭДТА (Трилон – Б) 0,1 н
    2. Аммиачный буфер: 2% по NH4Cl и 2% по NH3
    3. Индикатор эриохром черный – Т 0,5%

     Материалы и оборудование

      • Образец тестируемой воды
      • Колба 150мл
      • Стеклянная палочка
      • Цилиндр 100мл
      • Пробирка с аммиачным буфером
      • Шприц для титрования с раствором ЭДТА
      • Штатив для пробирок
      • Флакон с красителем

     Ход работы:

     1) В склянку налейте 100 мл анализируемой  воды.

     2) Добавьте в склянку пипетками  5 мл раствора буферного аммиачного  и 4-5 капель раствора индикатора  хром темно-синего.

     3) Герметично закройте склянку  пробкой и встряхните для перемешивания.

     4) Постепенно титруйте содержимое  склянки раствором трилона Б  до перехода окраски в точке эквивалентности из винно-красной в ярко-голубую.

     Периодически  встряхивайте склянку для перемешивания  пробы. Определите объем раствора, израсходованный на титрование (Vтр, мл).

     5) Рассчитайте величину общей жесткости  (Жо, мг-экв/л) по формуле:

     

     где Жо – общая жесткость воды в мг-экв/л;

     а – расход ЭДТА в мл;

     К – коэффициент нормальности раствора ЭДТА;

     N – номинальная нормальность раствора  ЭДТА;

     V – объем пробы воды в мл.

     Если  для анализа взято 100 мл воды и  К = 1, то при нормальности раствора ЭДТА 0,1 , V ЭДТА = Жо.

     Примечание. После изменения окраски пробы  необходимо выдержать еще полминуты  для полного протекания реакции, после чего принять решение об окончании титрования (окраска раствора может несколько восстановиться – в этом случае необходимо добавить еще некоторое количество раствора трилона Б).

     Существует  два вида нормативов по общей жесткости. Это основные нормативы и дополнительные (более высокие, допускаемые по согласованию с СЭС, если нет спецобработки  воды). В соответствии с этим имеются данные: общая жесткость по ГОСТу: основные нормативы 7 мг-экв/л, дополнительные нормативы 10 мг-экв/л 8.

 

Заключение

     Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение  в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений. Следующая существенная черта метода учебных проектов – решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения. Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией, основные этапы которой я постаралась изложить в своей работе.

Информация о работе Метод проектов в обучении биологии