Метод проектов в обучении биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 09:56, дипломная работа

Описание работы

В своей выпускной работе я представлю существующие взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в классно – урочной системе при обучении учащихся биологии. Для организации продуктивной работы методом проектов важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного результата.

Работа содержит 1 файл

Метод проектов в обучении биологии.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Тематика  проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

2.2. Основные этапы  выполнения проекта

     При применении метода проектов для решения  разнообразных задач можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

Этапы работы над проектом Содержание  работы на каждом этапе Деятельность  учащихся Деятельность  учителя
Подготовка Выбор темы и определение целей проекта. Постановка проблемы. Переход к сфокусированной теме. Формулирование гипотезы Обсуждают предмет  исследования с учителем и получают необходимую дополнительную информацию. Устанавливают цели Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей.
Планирование Определение источников информации. Определение способов представления  результатов (формы отчета). Установление процедур и критериев оценки результатов  и процесса. Формирование исследовательских групп учащихся Вырабатывают  план действий. Формулируют задачи. Предлагает  идеи. Высказывает предположения
Исследования Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Овладение методикой исследования. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
Обработка полученных результатов и построение аргументации Анализ информации. Формулирование выводов. Сопоставляют  полученную информацию. Наблюдает, советует.
Отчет об исследовании и его представление Представление результатов в форме устного  отчета, доклада с демонстрацией  иллюстративных материалов, письменного  отчета Отчитываются, обсуждают Слушает и задает целесообразные вопросы или выступает в роли рядового участника.
Оценка  выполненной работы Анализ и  обсуждение результатов проекта Участвуют в  коллективном обсуждении и дают оценку собственной деятельности Оценивает усилие учащихся, их креативность, качество использование источников, потенциал продолжения работы, качество отчета. 

2.3. Роль учителя при  выполнении проекта

     Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

     У учащихся при выполнении проекта  возникают свои специфические сложности  и их преодоление, и является одной  из ведущих педагогических целей  метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

     -   намечать ведущие и текущие  (промежуточные) цели и задачи;

     -   искать пути их решения, выбирая  оптимальный при наличии альтернативы;

     -   осуществлять и аргументировать выбор;

     -   предусмотреть последствия выбора;

     -   действовать самостоятельно (без  подсказки);

     -   сравнивать полученное с требуемым;

     - объективно оценивать процесс  (саму деятельность) и результат  проектирования.

     При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

2.4. Роль учащихся  в выполнении проекта

     Меняется  и роль учащихся в учении: они  выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

     Даже  неудачно выполненный проект также  имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

2.5. Оценка выполненной  работы

     Большинство преподавателей склоняются к рейтинговой  оценке. Ниже приведены возможные  способы и критерии оценки.

     На  каждого учащегося учителем, классом, группой, в которой он работает, заполняется карта проектной деятельности. Каждая позиция в карте оценивается определенным количеством баллов, которые потом суммируются, делятся на три (для нахождения среднего арифметического между мнениями учителя, класса и рабочей группы) и переводятся в проценты от максимально возможного количества баллов. Итоговая оценка выставляется исходя из соотношения:

     85 - 10а% ~«5»;

     70 - 85 % - «4»;

     50 - 70 % - «3»;

     менее 50% - «2» (в этом случае, если позволяет  время, учащемуся предлагается переделать итоговый проект, а текущий зачет  заменяют дифференцированным зачетом с оценкой)4.

2.6. Основные трудности,  возникающие в  ходе работы над  проектом

     Работа  по методу проектов предполагает наличие  не только широкого кругозора его участников, но и умения справляться с возникающими трудностями. Обобщая накопленный педагогический опыт, можно выделить несколько наиболее типичных.

     Трудности учащихся:

  • определение ведущих целей и задач;
  • поиск путей решения, выбор оптимальных путей при наличии альтернативы;

     осуществление и аргументирование выбора;

  • самостоятельные действия;
  • сравнение полученного с требуемым;
  • корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;

     - объективное оценивание процесса и результатов проектирования. Трудности учителя:

  • необходимость затрат большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся, понимание его возможностей;
  • опасность постановки нереальной для данного ребенка задачи;
  • отсутствие специально отведенного времени в ходе учебной деятельности.

     Если  в ходе выполнения проекта возникают  неразрешимые трудности, то следует, выяснив их причины, вернуться к этапу подготовки (постановка цели). При работе по данному методу наилучшие результаты достигаются при концентрации внимания на главных вопросах, от решения которых в первую очередь зависит реализация проектов. Прежде всего, это вопросы организации проектирования и стимулирования деятельности на этапах подготовки и планирования.

     Особенностью  технологии работы является то, что  многие проекты имеют в итоге  продуктивный выход и социальную ценность.

     Поэтому с самого начала необходимо четко представлять себе вашу аудиторию. Ответьте на следующие вопросы как можно раньше и вернитесь к ним, когда начнете планировать отчет по проекту.

      • Кто будет слушать Ваш отчет? (Специалисты; обычные хорошо информированные читатели; читатели, которые ничего не знают об этой теме.)
      • Что Вы собираетесь делать? (Развлечь; сообщить новые фактические сведения; помочь понять что-то лучше; помочь решить некую практическую проблему.)
      • Что слушатели знают о Вашей теме? (Почему она им интересна? Признают ли они этот вопрос проблемой, осознают они эту проблему или нет? Необходимо ли предварительно убедить их в важности данной проблемы?)

     Для решения проблемы учебного времени  предлагается использовать так называемое цикловое планирование. Под ним понимается цепочка уроков, совокупность и развитие которых полностью охватывало бы изучение той или иной темы, вопроса программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Цикловое планирование предусматривает не конкретное содержание, а только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя. Под цитированием понимается циклично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя.

     Педагог перед учебным годом должен выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут вынесены на проектирование. Он должен определить цели, задачи урока по теме или вопросам программы, а также последовательность задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особенностями концепции обучения. Потом учителю нужно сформулировать 15-20 индивидуальных и групповых тем на класс. Далее необходимо разработать содержание деятельности учителя и учащихся и подобрать средства обучения.

 

Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

     Проект  может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

     Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

     практико-ориентированный  проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

     исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

     информационный  проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

     творческий  проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

     ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

     Возможна классификация проектов по:

     • тематическим областям;

     • масштабам деятельности;

     • срокам реализации;

     • количеству исполнителей;

     • важности результатов.

     Но  независимо от типа проекта, все они:

     • в определенной степени неповторимы  и уникальны;

     • направлены на достижение конкретных целей;

     • ограничены во времени;

     • предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

     По  комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

     Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

     Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

     По  характеру контактов проекты бывают — внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

     По  продолжительности различают:

     минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

Информация о работе Метод проектов в обучении биологии