Метод кейс-стади в ПВШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Кейс-метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.

Работа содержит 1 файл

кейс стади.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Кроме приложений, входит заключение по ситуации, в котором  излагается «решение» ситуации, как правило, представляющее развитие ситуации в реальной жизни, и, что еще более важно, записка для преподавателя (teaching note). В записке описываются методические особенности работы с ситуацией в классе, авторский анализ ситуации, т.е. те драгоценные советы, без которых для любого преподавателя, планирующего использовать данную конкретную ситуацию, работа с ситуацией становится полной импровизацией. «Идеальный» комплект материалов для работы с учебным кейсом выглядит следующим образом: 

1) кейс (текст с вопросами для обсуждения); 

2) приложение с  подборкой различной информации, передающей общий контекст кейса  (копия финансовых документов, публикации, фото и др.) заключение по кейсу  (возможное решение проблемы, последовавшие  события); 

3) записка для преподавателя с изложением авторского подхода к разбору кейса. 

Приветствуются компьютерные версии ситуаций; это, бесспорно, чрезвычайно  эффективный путь развития методики в современных условиях. Особенно важны такие инновационные подходы  в разработке ситуаций и работе с ними в программах дистанционного обучения.

Откуда берутся  кейсы 

Первая проблема, которую приходится решать: где брать  исходный фактический материал, после  творческой обработки которого получается более или менее удачная ситуация? 

Рассмотрим три варианта. Первый состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего, фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информации. Такой подход в информационном отношении наиболее полон и глубок. Главное преимущество такого подхода состоит в том, что проблемы организации познаются «изнутри», без серьезных промежуточных искажений. 

Второй вариант - использование вторичных источников, прежде всего, упомянутой в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д. Подобная информация всегда неполна, как правило, искажает картину хозяйственной жизни и нередко просто неточна. Но даже при всех этих недостатках данным источником информации пренебрегать. 

Третий, наименее распространенный, вариант - описание вымышленной ситуации. К числу недостатков такого подхода относится максимальная отстраненность от реального бизнеса, проблем реальной компании. А это противоречит самой сути метода конкретных ситуаций. За исключением случаев, когда ситуацию придумывает специалист, имеющий обширный опыт профессиональной подготовки ситуаций и хорошо разбирающийся в реальном бизнесе. 

При наличии хорошей  основы обработка и редактирование ситуации – это уже дело техники, хотя и в полной мере творческий процесс. Главное в нем - «не засушить»  ситуацию. Ее занимательность, хороший  литературный стиль, реальная внутренняя головоломка, коллизия перекроют нехватку какой либо информации, ее неточность, в разумных пределах «додуманность» каких-либо событий. 

Первое занятие  можно провести по кейсу, не имеющему прямого отношения изучаемой  дисциплине. Желательно, чтобы это был интересный, захватывающий кейс, с элементами игры. Его цель – развитие навыков работы в коллективе посредством совместного обсуждения и принятия решения. Такой кейс позволяет каждому участнику оценить себя и свою подгруппу в целом, и ориентирует на коллективную работу. Необходимо убедить обучающихся, что совместные усилия позволяют принимать оптимальные решения. Нужно привить обучающимся вкус работы в группе. 

Кейсовая методика рассчитана на достаточно длительный период обучения. Обучающимся нужно проработать не менее восьми кейсов, чтобы приобрести навыки работы по этому методу. Причем, начинать следует с простых кейсов. Искусство обучения в современных условиях предполагает использование различных методов и технологий, в том числе, и конкретных ситуаций. Единой, стандартной схемы не существует. Важнее здесь следование внутренним принципам конкретных ситуаций, заключающихся в инициировании самостоятельного изучения ситуаций студентами, формировании их собственного видения проблем и их решения, выработке умения дискутировать и обсуждать ситуацию со своими коллегами, преподавателями. С этой точки зрения, наряду с традиционным, классическим разбором ситуаций в малых группах и последующей презентацией в общей аудитории, можно рекомендовать для широкого распространения в программах подготовки, например, самостоятельный, индивидуальный письменный разбор с последующим обсуждением в аудитории. 

Практика показывает, что кейсовый метод заключает  в себе большие возможности и  должен стать одним из основных методов при изучении маркетинга. Главное, чтобы практика обучения на основе конкретных ситуаций перешла от этапа становления к нормальному профессиональному развитию.

Информация о работе Метод кейс-стади в ПВШ