Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:45, контрольная работа
Кейс-метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.
Кроме приложений, входит
заключение по ситуации, в котором
излагается «решение» ситуации, как правило,
представляющее развитие ситуации в реальной
жизни, и, что еще более важно, записка
для преподавателя (teaching note). В записке
описываются методические особенности
работы с ситуацией в классе, авторский
анализ ситуации, т.е. те драгоценные советы,
без которых для любого преподавателя,
планирующего использовать данную конкретную
ситуацию, работа с ситуацией становится
полной импровизацией. «Идеальный» комплект
материалов для работы с учебным кейсом
выглядит следующим образом:
1) кейс (текст с вопросами
для обсуждения);
2) приложение с
подборкой различной
3) записка для преподавателя
с изложением авторского подхода к разбору
кейса.
Приветствуются компьютерные
версии ситуаций; это, бесспорно, чрезвычайно
эффективный путь развития методики
в современных условиях. Особенно
важны такие инновационные
Откуда берутся
кейсы
Первая проблема,
которую приходится решать: где брать
исходный фактический материал, после
творческой обработки которого получается
более или менее удачная
Рассмотрим три варианта.
Первый состоит в том, что за основу берется
история, а чаще всего, фрагмент жизни
реальной компании, информация о которой
получена автором ситуации непосредственно
в ходе исследовательского или консалтингового
проекта, или целенаправленного сбора
информации. Такой подход в информационном
отношении наиболее полон и глубок. Главное
преимущество такого подхода состоит
в том, что проблемы организации познаются
«изнутри», без серьезных промежуточных
искажений.
Второй вариант -
использование вторичных источников,
прежде всего, упомянутой в средствах
массовой информации, специализированных
журналах и изданиях, информационных вестниках
и буклетах, распространяемых на выставках,
презентациях и т.д. Подобная информация
всегда неполна, как правило, искажает
картину хозяйственной жизни и нередко
просто неточна. Но даже при всех этих
недостатках данным источником информации
пренебрегать.
Третий, наименее распространенный,
вариант - описание вымышленной ситуации.
К числу недостатков такого подхода
относится максимальная отстраненность
от реального бизнеса, проблем реальной
компании. А это противоречит самой сути
метода конкретных ситуаций. За исключением
случаев, когда ситуацию придумывает специалист,
имеющий обширный опыт профессиональной
подготовки ситуаций и хорошо разбирающийся
в реальном бизнесе.
При наличии хорошей
основы обработка и редактирование
ситуации – это уже дело техники,
хотя и в полной мере творческий
процесс. Главное в нем - «не засушить»
ситуацию. Ее занимательность, хороший
литературный стиль, реальная внутренняя
головоломка, коллизия перекроют нехватку
какой либо информации, ее неточность,
в разумных пределах «додуманность» каких-либо
событий.
Первое занятие
можно провести по кейсу, не имеющему
прямого отношения изучаемой
дисциплине. Желательно, чтобы это был
интересный, захватывающий кейс, с элементами
игры. Его цель – развитие навыков работы
в коллективе посредством совместного
обсуждения и принятия решения. Такой
кейс позволяет каждому участнику оценить
себя и свою подгруппу в целом, и ориентирует
на коллективную работу. Необходимо убедить
обучающихся, что совместные усилия позволяют
принимать оптимальные решения. Нужно
привить обучающимся вкус работы в группе.
Кейсовая методика
рассчитана на достаточно длительный
период обучения. Обучающимся нужно проработать
не менее восьми кейсов, чтобы приобрести
навыки работы по этому методу. Причем,
начинать следует с простых кейсов. Искусство
обучения в современных условиях предполагает
использование различных методов и технологий,
в том числе, и конкретных ситуаций. Единой,
стандартной схемы не существует. Важнее
здесь следование внутренним принципам
конкретных ситуаций, заключающихся в
инициировании самостоятельного изучения
ситуаций студентами, формировании их
собственного видения проблем и их решения,
выработке умения дискутировать и обсуждать
ситуацию со своими коллегами, преподавателями.
С этой точки зрения, наряду с традиционным,
классическим разбором ситуаций в малых
группах и последующей презентацией в
общей аудитории, можно рекомендовать
для широкого распространения в программах
подготовки, например, самостоятельный,
индивидуальный письменный разбор с последующим
обсуждением в аудитории.
Практика показывает, что кейсовый метод заключает в себе большие возможности и должен стать одним из основных методов при изучении маркетинга. Главное, чтобы практика обучения на основе конкретных ситуаций перешла от этапа становления к нормальному профессиональному развитию.