Метод кейс-стади в ПВШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:45, контрольная работа

Описание работы

Кейс-метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.
Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.

Работа содержит 1 файл

кейс стади.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

МЕТОД CASE-STUDY (КЕЙС-СТАДИ)

Кейс-метод позволяет  демонстрировать академическую  теорию с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать студентов  в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков  сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.

Выделяют следующие  основные этапы создания CASEов: определение  целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.

 Технология  работы с кейсом в учебном  процессе включает в себя следующие  этапы:

1) индивидуальная  самостоятельная работы обучаемых  с материалами кейса (идентификация  проблемы, формулирование ключевых  альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);

2) работа в  малых группах по согласованию  видения ключевой проблемы и  ее решений;

3) презентация  и экспертиза результатов малых  групп на общей дискуссии (в  рамках учебной группы). 

 Метод CASE STUDY развивает следующие навыки

1. Аналитические  навыки. К ним можно отнести:  умение отличать данные от  информации, классифицировать, выделять  существенную и несущественную  информацию, анализировать, представлять  и добывать ее, находить пропуски  информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические  навыки. Пониженный по сравнению  с реальной ситуацией уровень  сложности проблемы, представленной  в кэйсе способствует формированию  на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.

3. Творческие  навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны  творческие навыки в генерации  альтернативных решений, которые  нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки.Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные  навыки. В ходе обсуждения CASE вырабатываются  определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение  слушать, поддерживать в дискуссии  или аргументировать противоположное  мнение, контролировать себя и  т.д.

6. Самоанализ. Несогласие  в дискуссии способствует осознанию  и анализу мнения других и  своего собственного. Возникающие  моральные и этические проблемы  требуют формирования социальных  навыков их решения».

 Использование  кейс-метода не ограничивается  только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. В тоже время, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

 Эффективность  метода в том, что он достаточно  легко может быть соединён  с другими методами обучения.

 

Категориальный  аппарат метода Кейс-стади

 Построение  категориального аппарата метода  позволяет существенно повысить  эффективность его использования, а также открывает возможности для технологизации метода в учебном процессе. Основными понятиями, используемыми в кейс-методе,  являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации».

В таблице представлены возможности разных видов анализа при использовании в кейс-методе.

  Разновидности  аналитической деятельности 

Их характеристика Основные разновидности

Проблемный анализ  Выделение проблем, формирование проблемного поля, их квалификация  1. Анализ проблемного содержание ситуации.

2. Анализ проблемных  условии ситуации.

3. Анализ проблемных  последствий ситуации 

Системный анализ  Рассмотрение объекта с позиций системного подхода как некоторые системы, характеризующейся структурой и функциями  1. Дескриптивный анализ, т.е на основании имеющейся структуры формируется функции.

2. Конструктивный  анализ т.е на основании заданных  функций создается структура.

Праксеологический анализ  Рассмотрение деятельностных  процессов с точки зрения их оптимизации  1. Анализ путей оптимизации деятельности.

2. Алгоритимизация  и моделирование деятельности

Прогностический анализ  Формирование предсказаний относительно будущего развитие ситуации  1. Нормативный прогностический анализ, когда задается будущее состояние системы и определяются способы достижение будущего.

2. Поисковый  прогностический анализ, при котором   посредством построения трендовых  моделей определяется ситуация  будущего 
 

Кейс метод  в системе методов организации  обучения

 Важной особенностью  метода кейс - стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.

  Метод, интегрированный  в кейс-метод Характеристика его роли в кейс-методе

 Моделирование  Построение модели ситуации

 Системный  анализ  Системное представление и анализ ситуации

 Мысленный  эксперимент  Способ получение знания о ситуации посредством ее мысленного  преоброзования

 Методы описание  Создание описания ситуации

 Проблемный метод  Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

 Метод классификации  Создание упорядоченных переченей свойств, сторон, составляющих ситуации

 Игровые методы  Представление вариантов поведения героев ситуации

 «Мозговая  атака»  Генерирование идей относительно ситуации

 Дискуссия  Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решеня 
 

 Как видно  из таблицы, разные  методы  организации образовательного процесса  могут быть успешно интегрированы  в кейс-метод. 

Источники кейсов

 Кейс представляет  собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.

 Другим источником  выступает образование. Оно определяет  цели и задачи обучения и  воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.

 Наука –  это третий источник кейса,  как отражательного комплекса.  Она задает две ключевые методологии,  которые определяются аналитической  деятельностью и системным подходом, а также множеством других  научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

 Соотношение  основных источников детерминации  кейса может быть различным.  В реальной практике конструирования  кейсов чаще всего наблюдается  доминирование одного из источников. Данный подход может быть положен в основу классификации кейсов по степени воздействия их основных источников. Здесь можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. 

Структура кейса

 При всём  многообразии видов кейсов,  все  они имеют типовую структуру.

 Как правило,  кейс включает в себя:

- Ситуацию –  случай, проблема, история из реальной жизни

- Контекст ситуации  -  хронологический, исторический, контекст места, особенности действия  или участников ситуации.

- Комментарий  ситуации, представленный автором

- Вопросы или  задания для работы с кейсом.

- Приложения

 

Этапы разработки кейса

 Определение  места кейса в системе образовательных  целей.

 Поиск институциональной  системы, которая будет иметь  непосредственной отношение к  теме кейса

- Построение, или  выбор модели ситуации

- Создание описания

- Сбор дополнительной  информации

- Подготовка  окончательного текста

- Презентация  кейса, организация обсуждения 

Организация работы с кейсом

 Вариантов  очень много, это возможность  для творчества самого преподавателя.  Мы предлагаем максимально обобщённую  модель занятия, по которой может быть организована работа. Этапы организации занятия: 

Этап погружения в совместную деятельность

 Основная  задача этого этапа:  формирование  мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников  обсуждения. На этом этапе возможны  следующие варианты работы:

Текст  КС может  быть роздан студентам до занятия  для самостоятельного изучения и  подготовки ответов на вопросы. В  начале занятия проявляется знание слушателями материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная  проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса. 

Этап организации  совместной деятельности

 Основная  задача этого этапа – организация  деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована  в малых группах, или индивидуально.  Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации.   В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств).  Преподаватель организует и направляет общую дискуссию. 

Этап анализа  и рефлексии совместной деятельности

 Основная  задача этого этапа – проявить  образовательные и учебные результаты  работы с кейсом. Кроме того, на  этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги. 

Результаты работы с кейсом

 Метод кейс-стади  имеет очень широкие образовательные  возможности. Многообразие результатов,  возможных при использовании  метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты,  связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия,  реализованные личные цели обучения.Учебные

 Освоение  новой информации

 Освоение  методов сбора данных

 Освоение  методов анализа

 Умение работать  с текстом

 Соотнесение  теоретических и практических  знаний Образовательные

 Создание  авторского продукта

 Образование  и достижение личных целей

Информация о работе Метод кейс-стади в ПВШ