Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 16:45, контрольная работа
Задача – это реальный объект, связанный с субъектом, она существует в системе человек – ситуация. Задача, в которой данные и связь между ними включены в фабулу, - это сюжетная задача. Содержание сюжетной задачи представляет собой некоторую ситуацию, более или менее близкую к жизни. Эти задачи важны для усвоения учащимися математических отношений, развитие интереса к математике, способностью учащихся.
Введение……………………………………………………………стр. 3
Задача и умение её решать………………………………………..стр. 5
Виды арифметических задач………………….............................стр. 9
Этапы работы над задачей………………...….............................стр. 14
Заключение…………………………………………………………стр. 22
Список литературы………………………………………………..стр. 23
Тексты задач могут различаться по разным основаниям. Рассмотрим их.
Необходима специальная работа по выделению структурных элементов задачи в текстах различной конструкции. Остановимся на этом подробнее.
В каждой задаче можно выделить условие и требование. Обозначим схематически условие О, а требование . Тогда задача может иметь одну из конструкций:
1. О :
2) В один бидон вмещается 32 л воды, а во второй - на 12 л меньше. Найди емкость двух бидонов вместе.
2. О:
3) Сколько марок подарил Петя, если Сереже он подарил 8 марок, а Коле на 5 марок больше?
4) Сколько пассажиров совершало полет, если в самолете было 25 женщин, мужчин на 15 человек больше, чем женщин, а детей на 10 человек меньше, чем женщин?
3. О О:
Очевидно, что ученику легче всего выделить условие и требование задачи в первом случае. При чтении задачи он опирается на внешние признаки: сначала формулируется условие, в последнем предложении высказывается требование. Если мы хотим научить выделять структурные элементы задачи и при этом ориентироваться не на внешние признаки, а на смысл, то необходимо предлагать тексты задач различной конструкции. При этом важно, чтобы требование было представлено как в виде вопросительного, так и в виде повествовательного предложения, например:
В
большинстве приведенных
Приведем примеры таких задач.
При
использовании таких задач
Подошло (О - □ - *) девочек.
Для
того чтобы научить ученика
Приведем примеры таких задач.
Эта задача с лишними данными. Для ее решения нет необходимости знать количество книг, лежащих на первой полке. Для того чтобы правильно ее решить, ученик должен установить, какие величины связаны между собой, а какие нет. Наблюдения показывают, что те дети, которые невнимательно читают задачу, ориентируются только на числовые данные, решают ее неправильно, дают ответ: 25 книг. Они не видят, какие величины сравниваются, не видят необходимое числовое данное - 40 книг на второй полке.
Эта задача с недостающими данными. Анализируя текст, ученик должен сказать, что она не имеет решения, так как в ней не хватает данных. Будет очень хорошо, если он сможет указать недостающее данное, например количество яблонь.
Данную задачу решить нельзя, так как масса ягод измерена разными мерками, над указанными числами в таком случае производить арифметические действия нельзя.
Такого вида задачи приучают не только внимательно читать текст задачи, но выявлять уровень знаний о величинах.
Данную задачу также решить нельзя, так как предложенные числовые данные не соответствуют смыслу задачи. [10, с. 51]
Примеры текстов задач, которые мы привели, помогут убедить ученика в необходимости анализа текста задачи.
Не успев прочитать задачу, ученики начинают выполнять какие-то арифметические действия с данными числами. Это становится причиной ошибок. Поэтому необходимо научить ученика не торопиться с выбором арифметического действия. Он должен понять, насколько важно внимательно читать текст задачи и может быть не один раз. Для формирования этого умения необходимы специальные задания. Одним из важнейших таких заданий является работа по преобразованию задачи.
Этапы работы над задачей
Процесс решения задачи - это переход от условия задачи к ответу на ее вопрос.
Первые представления о процессе решения задач создаются у учащихся в первом классе. Ко второму классу они уже знают, что решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов работы:
Цель:
Цель:
3. Оформление решения.
Цель:
4. Проверка решения.
Цель:
Цель:
Более в сокращенном виде видит этапы работы над задачей Бантова М.А. [2, с. 174]:
Цель: прочитать задачу; представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче;
Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия.
Цель: записать решение.
Цель: установить правильно оно или ошибочно.
При работе с задачей важно уделить как можно больше внимания 1 этапу решения задачи - усвоению содержания ее текста.
Главная цель ученика на 1 этапе - понять задачу. Методисты предлагают разные приемы работы на этом этапе. Бантова М.А., Царева С.Е. предлагают следующие приемы первичного анализа:
1.
Представление жизненной
2. Разбиение текста на смысловые части и выбор необходимой для поиска решения. (Можно предложить учащимся определить, правильно ли выделены части и повторить текст задач по частям).
3.
Переформулировка текста
Анализ задачи проводится до тех пор, пока не возникнет идея о плане решения, который позволяет нам рассуждать: от вопроса к данным и от данных к вопросу.
Для поиска решения Бантова М.А., Царева С.Е. предлагают использовать краткую запись.
В краткой записи задачи отображаются объекты, числовые данные и связи между ними. Таким образом, краткая запись фиксирует в удобообразной форме величины, числа данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чём говорится в задаче: «было», «положим», «стало» и т.п., и слова, обозначающие отношения: «больше», «меньше», «одинаковая» и т.п.
Краткая запись условия задачи помогает устранить типичные ошибки, не дает возможности поверхностного прочтения текста задачи и возможности упустить соотношения между данными.
Краткая запись задачи только в первое время несколько трудна учащимся, но учитель постоянно им помогает наводящими вопросами: Какие слова нужны для краткой записи? Какие числа надо вписать в краткое условие? Какие обозначения будем использовать?
Для того, чтобы помочь ученикам, учитель пользуется наглядностью: предметной, а затем абстрактным вариантом, а также использует краткую запись, которая подразделяется на предметную и схематическую.
Предметная краткая запись - это использование предметов для изображения ситуации, описанной в задаче. Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той жизненной ситуации, которая описывается в задаче. Для иллюстрации задачи используются либо предметы, либо рисунки предметов, о которых идет речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное содержание задачи.
Например: У Коли 5 тетрадей, а у Миши на 4 тетради больше. Сколько тетрадей у обоих мальчиков?
Выходят 2 мальчика, один из них берет 5 тетрадей, другой берет столько же тетрадей, сколько и первый, а затем еще 4. Такое воспроизведение уточняет представление детей, которое возникло при восприятии задачи. Но если мальчики будут держать тетради в руках и не уберут их, то у ребят не вызовет сложности над выбором действия, им не надо будет мысленно представлять ситуацию, а можно просто путем пересчета сосчитать тетради.
Если использовать предметное моделирование длительное время как основной способ, то возникнут отрицательные последствия:
Схематичная краткая запись подразделяется на несколько видов: