Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:41, курсовая работа
Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Мастерство учителя 5
1.2. Мастерство педагогического общения 5
1.2. Мастерство и технология учителя 9
ГЛАВА2.Вдохновение и мастерство на уроке 15
Выводы 20
Список литературы 21
«Разве мы можем полагаться на случайное распределение 1талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых учителей? - спрашивал А.С. Макаренко. — И почему должен страдать ребенок, который попал к неталантливому педагогу? И можем ли мы строить воспитание в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, т. е. о действительном
знании воспитательного процесса, о воспитательном умении. Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации»[11. с.-263].
Пожалуй, никто из педагогов так страстно не убеждал педагогическую теорию заняться всерьез вопросами мастерства, как А.С. Макаренко. Выступая в Высшем коммунистическом институте просвещения, он говорил: «Теория должна разработать педагогическую технику, она должна повернуться лицом к практике. Ко мне приходит молодежь, окончившая советские вузы, она тоже не вооружена педагогически. Они знают и психологию, и физиологию, и педагогику, и другие науки и даже «премудрости» педагогики, а пусти их усмирить двух расшалившихся ребят, и они не знают не только как им поступить, а как подойти к этим ребятам. И в конце концов в работе опираются на ходячий, чисто мещанский так называемый «здравый смысл». Большая бедность в педагогической методике, в технике, и поэтому окончившие педагогические вузы ничего не знают: как надо говорить с учеником, нет умения сидеть, стоять, не знают, как надо пройти по лестнице. Вы скажете, что это пустяк... А я утверждаю, что в педагогике это не пустяк»[11.с.-264].
В подготовительных материалах к «Педагогической поэме» Макаренко высмеивает педагогическую литературу. «Наудачу достаю с полки, — пишет он, — одну из книг по педагогике. Я не могу это сделать наудачу потому, что во всех книгах по педагогике о воспитателе говорится одно и то же» [11.с.-264].
В этой педагогической литературе выделялись такие главные качества педагога: чуткий, добрый, любящий детей, энтузиаст с сердцем, переполненным любовью даже самому испорченному ребенку. Макаренко возмущал столь неделовой и сентиментальный подход к труду педагога. Он считал, что «сердце воспитателя» не должно постоянно использоваться в качестве регулятора отношений детей. Иначе воспитатель не только быстро состарится, но и не проживет 35 лет. Макаренко против «припадочных добрых сердец» изможденных педагогов-подвижников. Эта «система добрых сердец» приведет не только к ханжеству, но скоро осложнится борьбой за симпатии детей, за титул «наиболее любимого учителя» [11.с.-265].
Макаренко призывает подойти к воспитателю не с позиций «гипертрофии сердца», а с позиций производства предлагает «посмотреть на воспитателя как на человека труда, на рабочего».
Проблема педагогического мастерства связывалась у Макаренко с проблемой рационализации труда воспитателя. «Нельзя же допустить, — говорит он, — чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это сделать»[1.с.172].
А.С. Макаренко говорит о том, что педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Нужно уметь владеть своей мимикой, когда необходимо придавать своему лицу различное выражение. Воспитатель должен уметь владеть и своим настроением, быть веселым, сердитым, уметь шутить, ходить, организовывать.
«Воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» (Из архива А.С.Макаренко. Изд-во Львовского ун-та, 1969. — С. 144.)
. Так, в одном из своих очерков А. С. Макаренко рассказал об учителе Мефодии Васильевиче Нестерове, который обладал могучей силой влияния на ребят. Рассказывая им о героических событиях, учитель предпочитал простую и тихую речь, очень редко прибегал к открыто эмоциональному слову, но зато в мимике было столько эмоций — то восхищения, то осуждения, то сомнения, столько сдерживаемой, что ученики не могли оторваться от его лица(Из архива А.С.Макаренко. Изд-во Львовского ун-та, 1969. — С. 144.)
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Такой учитель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, основы которой преподают, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события, он постоянный читатель популярных журналов, которые любят его воспитанники. Но одних знаний мало. Учитель может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знания до учащихся.
Итак, мастер — это учитель, в совершенстве владеющий временными методами преподавания.
Можно ли этому научиться? Опыт многих учителей-мастеров показывает, что можно. Большинство учителей при желании и должных условиях в состоянии овладеть основными современными приемами обучения. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы. Этапы этого пути такие:
Нельзя, конечно, механически перенимать опыт другого учителя.
Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Для него домашнее задание -это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей состоит в умении(Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. - Т. 4. - М., 1985. - С. 172.).
Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения.
Следующая
составная часть
Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Учитель-мастер умеет сделать ступень познания не горьким, а сладким.
Задача учителя — найти путь к выработке положительных тем в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и т. п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют осту симпатии к учителю, решают главную задачу — вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету.
Суть педагогического мастерства — это своеобразный сплав яичной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторонней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом.
Одним из важных признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя. Учитель-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, и выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспечивающие достижение запроектированных с оптимальными усилиями.
Прежде всего, педагог должен владеть искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т. е. должен иметь индивидуальный подход к обучаемым. В отношении с детьми необходимы простота и естественность. Нельзя говорить с учащимися, сбиваясь на искусственный тон назидательности, панибратства.
Составной элемент педагогической техники — умение воспитателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся; Педагог постоянно имеет дело с большой группой детей и значительным количеством выполняемых ими операций, и все-это не должно уходить из-под его контроля. Очень важным для педагога является, и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических приемов. Учет действия тельного психологического состояния воспитанника в каждый момент составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности.
Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического воздействия.
Большую
группу умений и навыков педагогической
техники составляют приемы выразительного
показа воспитателем определенных чувств,
своего субъективного отношения к тем
или иным действиям обучаемых или проявлениям
ими моральных качеств. Педагог не может
оставаться равнодушным. Он радуется хорошим
поступкам своих воспитанников, огорчается
плохим. Его переживания всегда воспринимаются
как самая реальная оценка их действий.
В этом смысле мастерство педагога в какой-то
мере сродни мастерству актера. Обращение
педагога может быть и просьбой, и осуждением,
и одобрением, и приказом. Педагог «играет»
всегда одну и ту же роль — самого себя
и преследует этим только одну цель —
правильно влиять на воспитанников.
Мы
на примере проведения урока информатики,
в МОУ «Бехтеевская средняя общеобразовательная
школа» приобрели опыт работы с учащимися
11-го класса. Составим план проведения
вводного урока, знакомим с целями и задачами,
закрепляем материал на практике, для
повторения применяем форму тестов.
Урок № 1. Вводный урок.
Цель: познакомить учащихся с задачами и целями изучения курса программирования в 11 классе, повторить материал, подготовить к изучению нового материала.
Ход урока.
1. Знакомство
с целями и задачами на новый
учебный год. Знакомство с
— В новом учебном году нам предстоит познакомиться с новыми возможностями Паскаля и новыми типами данных, новыми способами построения программ. Мы познакомимся с такими типами данных, как: строковые величины, массивы (табличные данные), множества, записи, файловые переменные. Узнаем, как обрабатывать такие величины, где и как они используются.
Узнаем, что такое подпрограммы и как их использовать.
В конце курса вы должны знать типы изученных величин, процедуры и функции работы с ними, основные приемы обработки информации, заданной такими типами данных, и уметь практически применять полученные знания при решении конкретных задач.
При изучении нового материала будут проводиться лабораторные и практические работы, самостоятельные и контрольные работы как по отдельным темам, так и обобщающие проверочные работы.
В итоге изучения курса программирования вы должны научиться составлять программы по обработке изученных типов величин, уметь составить программы - диалоги, программы вычислений, поиска, уметь использовать графику языка для иллюстрации процессов или их моделирования.
Для того чтобы можно было продолжать изучение материала и двигаться дальше, необходимо вспомнить материал, изученный в курсе 10 класса. Вот этим мы сейчас и займемся.
2. Повторение материала, изученного в 10 классе.
Повторение можно организовать в виде фронтального опроса, с выяснения вопросов, неточно усвоенных или не понятых учащимися. Не стоит включать в опрос слишком много мелких вопросов, которые будут так или иначе вновь рассматриваться.
Лучше сосредоточить внимание учащихся на узловых, базовых понятиях, таких, как: