Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:41, курсовая работа
Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания»
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Мастерство учителя 5
1.2. Мастерство педагогического общения 5
1.2. Мастерство и технология учителя 9
ГЛАВА2.Вдохновение и мастерство на уроке 15
Выводы 20
Список литературы 21
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Общая профессиональная педагогика»
на тему:
Мастерство
и вдохновение на уроке
Выполнила:
шифр 9064
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» [1с.-62].
Педагогическое мастерство учителя во многом определяется тем, насколько он владеет методикой проверки и оценки учебной работы своих учеников на уроке.
«Все в нашем педагогическом деле, — пишет профессор Ш.П.Азаров, -- в конечном счете решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь к мастерству» [1.с.-14].
Существует мнение, что подлинным мастером — учителем может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди (за исключением отдельных) наделены самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.
При всем разнообразии форм и методов проверки и оценки существуют определенные правила, требования, выполнение которых помогает учителю в работе. Основные требования следующие[4.с.-44]:
-проверка, контроль за усвоением учебного материала проводятся систематически и регулярно;
-проверка
и оценка знаний носит
-основным критерием оценки знаний и умений является содержание учебной программы по предметам. Это обеспечивает объективность оценки, сравнимость уровней усвоения знаний различными учениками.
Цель нашей курсовой работы состоит, в исследовательской работе обогащает внутренний мир преподавателя, развивающей его творческий потенциал, повышающий научный уровень занятий.
Задача - достижение в развитии учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении. Превращение ученика в субъект; заинтересованного в самоизменении, обусловливает в дальнейшем становление его как профессионала, способного к построению своей деятельности, ее изменению и развитию.
В первой главе курсовой мы, обращаясь к педагогу А.С. Макаренко раскроем что такое мастерство и технология преподавателя.
Во второй главе на примере МОУ «Бехтеевская средняя общеобразовательная школа» Корочанского района Белгородской области приобретем опыт работы на практике.
Литература, помощник
нашей курсовой работы « Педагогика»
В.А.Сластенин, И.Ф.Иссаев,А.И.Мищенко,Е.Н.
«Мастерство воспитателя»
Азаров Ю.П. и мн.др.
Педагогическое общение — установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Его можно определить и как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и отношений между ними.
Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить — рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия[11.с-269].
Педагогу нужно научиться управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса», — признался А.С. Макаренко (см.,Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. - Т. 4. - М., 1985. - С. 236).
Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские педагоги. В вышедшей недавно книге Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Например, установлено, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойденными учительским вниманием. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам (см., Азаров ЮЛ. Мастерство воспитателя // Нар. образование. — 1974. — ••№ 1. - С. 41.).
В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проективный», «реактивный» и «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленческое поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общения. Если ученик чуть активнее других — он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин. Выдуманные им оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.
Если общение для учителя не естественный и радостный процесс, а тяжелое бремя — такому педагогу пора уходить из школы, делают вывод Дж. Брофи и Т. Гудд[10.с-269].
Кроме главного оружия педагога — слова в его арсенале — целый набор невербальных (неречевых) средств общения.
Экспрессивно-
Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, — и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Все это учащимися воспринимается бессознательно.
Характеристики
голоса относятся к просодическим
и экстралингвистическим
Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
К токсическим средствам общения относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, коте рым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете! большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет не каждый педагог, а только тот, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус, возраст, пол учащихся и учителей.
К проксемическим относятся ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норн педагогической дистанции определена следующими расстояниями:
• персональное общение учителя с учащимся — от 45 доя 120 см;
•официальное общение в классе — 120—400 см;
•публичное общение при выступлении перед аудиторией — 400—750 см.
Особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к изменяющимся условиям и большого напряжения.
Как должен выглядеть педагог?
1. Модным, экстравагантным, одетым по-молодежному.
2. Внешность и одежда не имеют значения.
3. Как английский джентльмен: после его ухода остается хорошее впечатление, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет.
4. На
два-три шага отставать от
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество — учительское мастерство. Определений педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Поражает то, что (абсурдных определений нет) в любом из них подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством, в педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется та утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотделим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство — как метод через личность его реализующий или через личность педагога, реализующую метод. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня[11.с.-271].