Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа
Отношения ко лжи современных школьников обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, морально-нравственные ценности и установки человека, в том числе и отношение ко лжи, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации и стратегии поведения. С этой точки зрения, изучение индивидуально-психологических и личностных особенностей школьников, влияющих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы формирования нравственно-психологических стереотипов поведения.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
1.1 Детская лживость………………………………………………………5
1.2. Теоретический анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях ……………………………………………………17
1.3 Особенности развития фантазии и творческого воображения младших школьников……………………………………………………………23
1.4 Вывод…………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
2.1 Исследование частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….30
2.2 Методика исследования…………………………………………….31
2.3 Результаты исследования…………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………36
Библиографический список……………………………………………38
Рисунок 2.3. Количественное распределение признака по «Шкале манипулятивного отношения» Банта
Наибольшее количество испытуемых – 72% - соответствует среднему уровню с тенденцией к низкому. Для данного уровня манипулятивного отношения характерно слабое использование ребенка в качестве объекта манипуляции, отношение к нему как партнеру.
Среднему уровню с тенденцией к высокому соответствует 26% испытуемых, для которых характерно использование психологических манипуляций по отношению к партнеру по общению, но это не предусматривает доминантное отношение к нему, использование давления и власти. Испытуемые с низким уровнем манипулятивного отношения составляют 2% от выборки в целом.
Высокий уровень по данной шкале в эксперименте обнаружен не был.
Можно сделать
вывод, что для выборки
В целях экспериментальной проверки предположения о том, что личностные особенности школьников влияют на проявление неискренности в общении, использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. Для того, чтобы выявить взаимосвязь личностных особенностей и проявления неискренности, был определен средний суммарный показатель баллов каждого испытуемого по результатам всех методик., который является общим показателем неискренности для каждого члена выборки. Результаты, проведенного корреляционного анализа отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Показатели
корреляционной связи между личностными
особенностями и проявлением
неискренности в младшем
Примечание: * - р ≤ 0,05; ** - р ≤ 0,01
В таблице отражены результаты проведения корреляционного анализа.
Были получены следующие результаты.
Существует достоверная
взаимосвязь между фактором С («слабость
Я» - «сила Я») и степенью неискренности.
Эти данные указывают на то, что
для детей младшего школьного возраста
характерна обратно пропорциональная
зависимость между уровнем силы Я и тенденцией
к использованию неискренности в общении.
Также выявлена обратная зависимость
между показателями испытуемых по фактору
Q3 («низкое самомнение» - «высокое самомнение»)
и тенденцией к неискренности в процессе
коммуникации. Достоверная зависимость
между фактором О («гипертимия» - «гипотимия»)
и показателем неискренности школьников
в ходе нашего эксперимента не выявлена.
2.3Результаты исследования
В результате проведения эксперимента получено достоверное подтверждение зависимостей между следующими показателями:
1) чем выше
коммуникативная активность
2) чем выше уровень силы Я, тем ниже потребность в неискренности в общении;
3) чем выше уровень самооценки, тем тенденция к неискренности меньше.
Можно говорить
о достоверной зависимости
Морально-нравственные
ценности и установки ребенка, в
том числе и отношения ко лжи,
играют важную роль в выработке, регуляции
и реализации собственной стратегии поведения.
С этой точки зрения изучение индивидуально-психологических
и личностных особенностей школьников,
влияющих на их отношение ко лжи, позволяет
выявить важные детерминанты и регуляторы
формирования нравственно-психологических
стереотипов поведения. Одной из самых
распространенных причин, обусловливающих
возникновение трудностей в общении между
детьми, является неискренность одного
из партнеров, преследующего определенную
цель, достижение которой возможно путем
введения собеседника в заблуждение, предоставления
ему заведомо неверной информации или
же путем использования другого ученика
как средства достижения собственной
цели. Особое влияние на том, что побуждает
ученика ко лжи и манипулированию другими,
оказывают личностные особенности субъекта
неискренности, рассматриваемого в работе
как представителя младшего школьного
возраста.
Заключение
В заключении работы представим обобщенные выводы и возможные направления дальнейших исследований по данной теме.
1. В результате
анализа теоретических и
2. Младшие школьники 6-9 лет в целом адекватно и достаточно типично интерпретируют понятие «ложь», воспринимая ее как неправду, искажение истины, выражаемое в вербальной или невербальной форме.
3. Основными
причинами лжи школьники
4. Понимание
различий категорий «неправды»,
«обмана» и «лжи» доступно
подросткам более старшего
5. Подтверждена
гипотеза о влиянии возрастных
особенностей на отношение
6. Показано, что
чем старше школьник, тем более
благосклонно он относится к
таким видам лжи, которые
7. Половая принадлежность
влияет на отношение ко лжи
(в выборе меры наказания) в
рассказах, связанных с ложью
в защиту себя от наказания
и вмешательства в личную
8. Доказано что
степень религиозности влияет
на отношение ко лжи. Берущие
подростки более сдержаны в
оценках лжи, дают более
9. Личностные особенности детей оказывают влияние на их отношение к определенным видам лжи. Школьники, имеющие высокие показатели ответственности, дисциплинированности, внимания к людям более негативно относятся ко лжи в защиту себя от вмешательства в личную жизнь и лжи-умолчанию. Такие личностные качества, как тревожность, эмоциональная устойчивость/неустойчивость, импульсивность и агрессивность оказывают отрицательное влияние на отношение детей к альтруистической лжи, лжи в защиту себя, лжи-умолчанию. Чем выше показатели тревожности, тем чаще ребенок считает возможным для себя использование лжи.
10. На отношение
ко лжи влияют такие стили
семейного воспитания как
11. Социально-экономические,
культурно-исторические и
12. Представленные
в работе материалы
Литература
Информация о работе Лживость, как проявление фантазии младшего школьника