Лживость, как проявление фантазии младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Отношения ко лжи современных школьников обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, морально-нравственные ценности и установки человека, в том числе и отношение ко лжи, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации и стратегии поведения. С этой точки зрения, изучение индивидуально-психологических и личностных особенностей школьников, влияющих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы формирования нравственно-психологических стереотипов поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
1.1 Детская лживость………………………………………………………5
1.2. Теоретический анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях ……………………………………………………17
1.3 Особенности развития фантазии и творческого воображения младших школьников……………………………………………………………23
1.4 Вывод…………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
2.1 Исследование частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….30
2.2 Методика исследования…………………………………………….31
2.3 Результаты исследования…………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………36
Библиографический список……………………………………………38

Работа содержит 1 файл

рита.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Рисунок 2.3. Количественное распределение признака по «Шкале манипулятивного отношения» Банта

Наибольшее количество испытуемых – 72% - соответствует среднему уровню с тенденцией к низкому. Для  данного уровня манипулятивного  отношения характерно слабое использование  ребенка в качестве объекта манипуляции, отношение к нему как партнеру.

Среднему уровню с тенденцией к высокому соответствует 26% испытуемых, для которых характерно использование психологических  манипуляций по отношению к партнеру по общению, но это не предусматривает  доминантное отношение к нему, использование давления и власти. Испытуемые с низким уровнем манипулятивного отношения составляют 2% от выборки в целом.

Высокий уровень  по данной шкале в эксперименте обнаружен  не был.

Можно сделать  вывод, что для выборки преимущественно  характерен средний уровень развития манипулятивного отношения с тенденцией к низкому.

В целях экспериментальной  проверки предположения о том, что  личностные особенности школьников влияют на проявление неискренности  в общении, использовался коэффициент  линейной корреляции Пирсона. Для того, чтобы выявить взаимосвязь личностных особенностей и проявления неискренности, был определен средний суммарный показатель баллов каждого испытуемого по результатам всех методик., который является общим показателем неискренности для каждого члена выборки. Результаты, проведенного корреляционного анализа отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Показатели корреляционной связи между личностными  особенностями и проявлением  неискренности в младшем школьном возрасте (n=93)

Примечание: * - р  ≤ 0,05; ** - р ≤ 0,01

В таблице отражены результаты проведения корреляционного  анализа.

Были получены следующие результаты.

Существует достоверная  взаимосвязь между фактором С («слабость  Я» - «сила Я») и степенью неискренности. Эти данные указывают на то, что  для детей младшего школьного возраста характерна обратно пропорциональная зависимость между уровнем силы Я и тенденцией к использованию неискренности в общении. Также выявлена обратная зависимость между показателями испытуемых по фактору Q3 («низкое самомнение» - «высокое самомнение») и тенденцией к неискренности в процессе коммуникации. Достоверная зависимость между фактором О («гипертимия» - «гипотимия») и показателем неискренности школьников в ходе нашего эксперимента не выявлена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.3Результаты исследования 

В результате проведения эксперимента получено достоверное  подтверждение зависимостей между  следующими показателями:

1) чем выше  коммуникативная активность школьника,  тем выше стремление к использованию  неискренности; 

2) чем выше  уровень силы Я, тем ниже потребность в неискренности в общении;

3) чем выше  уровень самооценки, тем тенденция  к неискренности меньше.

Можно говорить о достоверной зависимости между  тенденцией к манипулятивному отношению  к партнеру по общению, мотивацией одобрения и такими личностными особенностями школьников, как уровень самооценки, степень зрелости и силы «Я» и уровнем коммуникативной активности.

Морально-нравственные ценности и установки ребенка, в  том числе и отношения ко лжи, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации собственной стратегии поведения. С этой точки зрения изучение индивидуально-психологических и личностных особенностей школьников, влияющих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы формирования нравственно-психологических стереотипов поведения. Одной из самых распространенных причин, обусловливающих возникновение трудностей в общении между детьми, является неискренность одного из партнеров, преследующего определенную цель, достижение которой возможно путем введения собеседника в заблуждение, предоставления ему заведомо неверной информации или же путем использования другого ученика как средства достижения собственной цели. Особое влияние на том, что побуждает ученика ко лжи и манипулированию другими, оказывают личностные особенности субъекта неискренности, рассматриваемого в работе как представителя младшего школьного возраста. 

  Заключение  

В заключении работы представим обобщенные выводы и возможные направления дальнейших исследований по данной теме.

1. В результате  анализа теоретических и эмпирических  исследований лжи обозначены  различные подходы к пониманию  феноменологии и выделению факторов  детерминации лжи, выявлены различные  взгляды на классификацию видов  лжи и предложена авторская  типология.

2. Младшие школьники 6-9 лет в целом адекватно и достаточно типично интерпретируют понятие «ложь», воспринимая ее как неправду, искажение истины, выражаемое в вербальной или невербальной форме.

3. Основными  причинами лжи школьники считают  самозащиту получение какой-либо выгоды, желание сделать лучше, завоевание авторитета, при этом девочки проявляют более эмоциональное и личностное отношение ко лжи.

4. Понимание  различий категорий «неправды», «обмана» и «лжи» доступно  подросткам более старшего возраста (10-13 лет), при этом девочки всех возрастов более сенситивны к восприятию этих различий.

5. Подтверждена  гипотеза о влиянии возрастных  особенностей на отношение детей   ко лжи, при этом выявлено  более негативное в целом отношение  ко лжи школьников 9 лет, особенно  ко лжи в целях самозащиты от вмешательства взрослых в личную жизнь и ко лжи бессознательной.

6. Показано, что  чем старше школьник, тем более  благосклонно он относится к  таким видам лжи, которые носят  адаптивный характер и не наносят  окружающим значимого вреда, тем чаще он позволяет себе лгать.

7. Половая принадлежность  влияет на отношение ко лжи  (в выборе меры наказания) в  рассказах, связанных с ложью  в защиту себя от наказания  и вмешательства в личную жизнь.  Мальчики склонны к более суровым  мерам наказания, чем девочки. Способ словесного воздействия на лгунов предпочитают девочки независимо от их возраста и вида лжи.

8. Доказано что  степень религиозности влияет  на отношение ко лжи. Берущие  подростки более сдержаны в  оценках лжи, дают более краткие  ее определения, склонны в большей степени оправдывать чужую ложь и сами придерживаются правдивой линии поведения. Чем выше религиозные убеждения ребенка, тем яснее он видит различия категорий "ложь", "неправда", "обман".

9. Личностные  особенности детей оказывают  влияние на их отношение к определенным видам лжи. Школьники, имеющие высокие показатели ответственности, дисциплинированности, внимания к людям более негативно относятся ко лжи в защиту себя от вмешательства в личную жизнь и лжи-умолчанию. Такие личностные качества, как тревожность, эмоциональная устойчивость/неустойчивость, импульсивность и агрессивность оказывают отрицательное влияние на отношение детей к альтруистической лжи, лжи в защиту себя, лжи-умолчанию. Чем выше показатели тревожности, тем чаще ребенок считает возможным для себя использование лжи.

10. На отношение  ко лжи влияют такие стили  семейного воспитания как гиперпротекция, игнорирование потребностей ребенка,  недостаточность санкций и требований-запретов. Дети из неполных семей в  большей мере стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь.

11. Социально-экономические,  культурно-исторические и другие  макро факторы социальной дифференцированно  воздействуют на отношение детей  к разным видам лжи. На отношение  детей ко лжи бессознательной, в защиту себя и альтруистической влияние этих факторов не распространяется, в отличие от изменяющегося отношения ко лжи из озорства и хвастовства.

12. Представленные  в работе материалы подтвердили   выдвинутую гипотезу. 
 
 
 
 

Литература 

  1. Абрамова Г.С.Введение в практическую психологию.-Екатеринбург: Деловая книга;М.: Академия; 1996.
  2. Ада Делла Торре. Ошибки родителей.-М.: Прогресс 1984.
  3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1982.
  4. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как?/ Науч. ред. В.М.Иванова. - М., 1993.
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Л., 1992.
  6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997. – 574 с.
  7. Бодалев, А.А. Личность и общение/ А.А. Бодалев. - М.: МПА, 1995.
  8. Бодалев, А.А. Психология общения/ А.А. Бодалев. - М.: МПСИ, 2002.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение;1968.
  10. Брушлинский А.В.  Воображение и творчество //Научное творчество. –  М.: Наука, 1969.
  11. ВинникотД.В. Разговор с родителями. М., 1995.  
    Варга А.Я., Столин В.В.. Работа психолога с родителями// Детский психолог; выпуск 5. 1998.
  12. Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. -М., 1979.
  13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия// сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М. 2001.
  14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком... Как? М., 1995
  15. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М.: 1991.
  16. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М., 1986.  
    Долъто Ф. На стороне ребенка. М.; СПб., 1997.
  17. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции/ Е.Л. Доценко.- СПб.: Речь, 1996.
  18. Дружинин В.Н. Психология семьи.-М.: Просвещение; 1996.
  19. Душина, Е.А. Особенности отношения ко лжи современных школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук: защищена 19.06.2000/ Е.А. Душина. - М.: Изд-во ИМ, 2000.
  20. Захаров Л.Н. Понимать друг друга.-М.: Московский рабочий;1987.
  21. Знаков, В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания /В.В. Знаков. - М.: Институт психологии РАН, 1993.
  22. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. М., 1979.
  23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999.
  24. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994.  
    Матейчек 3. Родители и дети: Книга для учителя / Пер. с чешского.-М., 1992.
  25. Мелитан К. Психология лжи. М.: Изд. А. Сомов, 1903.  
    Менджерицкая, Ю.А. Социально-психологические характеристики неподтвержденной личности/ Ю.А. Менджерицкая // Психологический вестник.- Ростов-н/Д.- 1997.-Вып.2.
  26. Мясищев, В.Н. Психология отношений/ В.Н. Мясищев. – М.:Институт практической психологии, 1995.
  27. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1993.  
    О типологии лжи. \\ Первая Московская конференция студентов и аспирантов Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы. Тезисы докладов. М., 1999. Часть 1
  28. Отношение ко лжи как один из факторов формирования безопасной информационной среды.\\ Психология безопасности профессиональной деятельности. Тезисы докладов Первой Межрегиональной научно- практической конференции. ИП РАН, М., 1999
  29. Олейник ЮН, Душина Е.А.,. Проблема отношения ко лжи в современной психологии. М., Институт Молодежи, 2000.
  30. Экман П. Почему дети лгут? М.: Просвещение, 1993.

Информация о работе Лживость, как проявление фантазии младшего школьника