Лживость, как проявление фантазии младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Отношения ко лжи современных школьников обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, морально-нравственные ценности и установки человека, в том числе и отношение ко лжи, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации и стратегии поведения. С этой точки зрения, изучение индивидуально-психологических и личностных особенностей школьников, влияющих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы формирования нравственно-психологических стереотипов поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
1.1 Детская лживость………………………………………………………5
1.2. Теоретический анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях ……………………………………………………17
1.3 Особенности развития фантазии и творческого воображения младших школьников……………………………………………………………23
1.4 Вывод…………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
2.1 Исследование частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….30
2.2 Методика исследования…………………………………………….31
2.3 Результаты исследования…………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………36
Библиографический список……………………………………………38

Работа содержит 1 файл

рита.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Известно многое о том, какое значение фантазия имеет  в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему фантазии. Благодаря фантазии человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом фантазии и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Фантазия выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатой фантазией, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Фантазия является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия фантазия отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если фантазия рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности то оно носит название фантазии. Если, кроме того, фантазия нацелена на будущее, ее именуют мечтой.[ 21].

По мнению Э.В. Ильенкова сущность фантазирования заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. [22]. Отличительной особенностью фантазии является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. [23]

Фантазия - это  необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется также неопределённостью. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью фантазии, так и с помощью мышления. Отсюда можно сделать вывод, что фантазия работает на том этапе познания, когда неопределённость ситуации весьма велика. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Взаимодействуя  с объективным миром, человек  не только воспринимает, запоминает, осмысливает  этот мир, но и создает обиды того, с чем она непосредственно  не встречается. Эти обиды могут  отображать события, факты, явления, свидетелем которых она не была. Нередко в жизни ей придется создавать обиды таких объектов, которых не существуют в действительности, над созданием которых она работает.

Представители ассоциативной психологии В.Вундт, Т.Рябо и другие пытались свести фантазию к другим психическим процессам или их комбинации. При этом она теряла свою самостоятельность, и в одних случаях ее рассматривали как комбинацию понимания и воли, а в других как комбинацию восприятия, памяти и интеллекта. [24].

Фантазия присуща только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила фантазии принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы фантазии невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». [25].

Периоды фантазирования

Первый период. Он нам известен; это - возраст, с  которого начинается проявление фантазии. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире - вот в чем оно выражается прежде всего; потом у большинства фантазия зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента. [3]

Второй период. Это критическая фаза неопределенной продолжительности, но во всяком случае гораздо более краткой, чем две другие. Этот момент кризиса можно характеризовать лишь его причинами и следствиями. В физиологическом порядке его причины - образование взрослого организма и взрослого мозга; а в порядке психологическом - антагонизм между чистою субъективностью фантазии и объективностью рассудочных процессов, или другими словами - между неустойчивостью и устойчивостью ума. Что касается до следствий, то они принадлежат только третьему периоду, наступающему после этой темной фазы метаморфозы. [25]

Третий период. Он уже окончательный; так или  иначе, в той или другой степени  фантазии сделалось рассудительным, подчинилось рассудку; но этого преобразования нельзя свести к единственной формуле:

Наконец (потому что форм много) у некоторых фантазия, хотя и сильная, не переходит за первый период и сохраняет всегда свою юношескую, почти детскую форму, едва измененную крайне малым количеством рассудочности. Заметим, что здесь речь идет не о простодушии и искренности характера, свойственного некоторым изобретателям, вследствие чего их называют "взрослыми детьми", но о простоте и искренности самой их фантазии. Эта исключительная форма совместима только с художественным творчеством.

В упомянутом третьем  периоде развития фантазия проявляется  вторичный дополнительный закон - возрастающей сложности; он следует за поступательным движением от простого к сложному. Это не есть закон фантазии в собственном  смысле, но рационального развития, влияющего на него в обратном направлении; это закон духа познающего, но не фантазирующего. [13]

Бесполезно доказывать, что теоретическое и практическое знание развивается по мере своего усложнения. Но как скоро ум ясно отличает возможное от невозможного, мнимое от действительного (чего не может делать ребенок и дикарь), как скоро он привык к рассудительности, подчинился дисциплине, влияние которой неизгладимо, - и творческое фантазии волей-неволей подчиняется новым условиям. Она лишается своей неограниченной власти, теряет ту смелость, какою обладало в детстве, и подчиняется правилам логического мышления, которое в своем движении захватывает и его. За указанными выше исключениями (причем они только частные) творческая способность зависит от способности познания, налагающего на первую обязанность принять его форму и следовать его закону развитая. В литературе и искусствах установление разницы между простотою примитивных созданий и сложностью произведений далеко зашедшей цивилизации сделалось общим местом. В порядке практическом, техническом, научном, социальном, чем больше дело подвигается вперед, тем больше нужно и знать, чтоб создавать новое, а без этого люди повторяют старое, полагая, что изобретают новое.[1] 
 
 
 
 

1.4 Вывод 

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины лжи:

1. Чтобы защитить  себя.

2. Чтобы поиметь  выгоду.

3.Как фантазирование.

Чаще всего  ребенок прибегает к помощи лжи, чтобы:

1. Избежать неприятных  для себя последствий.

2. Добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (обычно это внимание и интерес окружающих).

3. Получить власть  над окружающими (иногда отомстить  им).

4. Защитить что-то  или кого-то значимого для себя (в том числе и право на  свою личную жизнь).

Как видно, причины  совершения детьми данных проступков лежат в сфере эмоционального неблагополучия и во многом сходны. Поэтому большое внимание следует  уделить работе с родителями ребенка, так как часто именно в семье  находится «корень проблем». Следовательно, коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от  обмана. Они, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению этого проступка.

 Лгать не  будут: 

дети, у которых  в достаточной степени развиты  воля и нравственные представления;

те, кто умеет сдерживать свои желания; эмоционально благополучные дети.

Это можно считать  целью и задачами проводимой коррекционной  работы, а также объяснением выбора средств и методов коррекционного воздействия. 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование  взаимосвязь развития фантазии и частоты  прибегания ко лжи  у детей младшего школьного возраста 

2.1 Исследование частоты  прибегания ко  лжи у детей младшего школьного возраста 

Наше исследование частоты прибегания детей младшего школьного возраста ко лжи показало, что это одна из важнейших проблем  современности. Поэтому проблема прибегания  детей  ко лжи стала предметом  нашего исследования.

Базой исследования стал младший школьный возраст МОУ гимназии №3 Советского района (Академгородок) города Новосибирска от от 6 до 9 лет в количестве 80 школьников из них – 36 мальчиков и 44 девочки.

Целью исследования является изучение склонности ко лжи испытуемых младшего школьного возраста. Для выявления склонности ко лжи использовалась «Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лжи)» Марлоу Д., Крауна Д.

Процедура исследования состояла в проведении анкетирования  учащихся и в последующем выявлении и сравнении уровня прибегания ко лжи у мальчиков и девочек младшего  школьного  возраста.

Исследования  проводились в урочное время (на классных часах). Во время исследования присутствовали классные руководители, помогавшие и поддерживавшие дисциплину в классах. Испытуемым предлагались 2о различных вопросов. Необходимо было прочитать каждое из приведенных суждений. Если ребенок  считал, что оно верно и соответствует особенностям его  поведения, то выбирает вариант «да», если же оно неверно, то вариант «нет».На проведение исследования было затрачено 30 минут. Полученные данные, в целом, можно считать достоверными. 
 

2.2 Методика исследования 

Назначение теста- диагностика мотивации одобрения.

 Объективность результата тестирования определяется тем, насколько правдиво респондент отвечает на вопросы. Почему даже при анонимном тестировании люди лгут? Мотивов может быть много. Среди них: самообман, стремление подсознательно дать тот ответ, который, по их мнению, ожидает тестировщик, стремление произвести хорошее впечатление, скрыть истину и т.п., поэтому для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению.

Обратимся к  полученным экспериментальным данным. Результаты количественного распределения испытуемых по степени склонности ко лжи, вызванной мотивацией социального одобрения, представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. Распределение  количественных показателей по методике «Шкала лжи» Д. Марлоу, Д. Крауна.

В представленной выборке (65% испытуемых) преобладает средний уровень стремления мотивации одобрения. На данном уровне мотивация поиска одобрения является оптимальной. Следующим по проценту количественных показателей является низкий уровень мотивации одобрения – 30% испытуемых.

Данной группе испытуемых свойственно слабое стремление к одобрению его окружающими  детьми. Данный факт может свидетельствовать  как о непринятии ребенком традиционных норм того общества, в котором живет, так и об излишней требовательности к себе. Наконец, высокому уровню по шкале лжи соответствует наименьшее количество испытуемых – 5%. Для данных школьников характерна готовность представить себя перед другими детьми как полностью соответствующего социальным нормам, что, вероятно, влечет за собой тенденцию зачастую искажать некоторые сведения о своей жизни и индивидуальных особенностях. Мотивация одобрения является одним из детерминирующих факторов неискренности. Результаты эксперимента показывают, что для выборки в целом характерен средний уровень мотивации социального одобрения, а следовательно, и обусловливаемого им стремления к использованию лжи.

В целях определения  степени стремления к манипулированию  партнером по общению использовалась «Шкала манипулятивного отношения» Банта.

Данная шкала  направлена на определение того, насколько ребенок расположен выражать манипулятивное отношение к другим. Результаты распределения испытуемых по уровням манипулятивного отношения представлены на рисунке 2.3.

Информация о работе Лживость, как проявление фантазии младшего школьника