Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа
Отношения ко лжи современных школьников обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, морально-нравственные ценности и установки человека, в том числе и отношение ко лжи, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации и стратегии поведения. С этой точки зрения, изучение индивидуально-психологических и личностных особенностей школьников, влияющих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы формирования нравственно-психологических стереотипов поведения.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
1.1 Детская лживость………………………………………………………5
1.2. Теоретический анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях ……………………………………………………17
1.3 Особенности развития фантазии и творческого воображения младших школьников……………………………………………………………23
1.4 Вывод…………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
2.1 Исследование частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….30
2.2 Методика исследования…………………………………………….31
2.3 Результаты исследования…………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………36
Библиографический список……………………………………………38
1.2Теоретический
анализ состояния проблемы
в отечественных и зарубежных
исследованиях
Теоретический
анализ состояния проблемы в
отечественных и зарубежных
Обобщены данные по источникам формирования, причинам и стадиям проявления лжи в ходе психического развития детей и подростков, рассмотрены существующие и предложена авторская многомерная типологии лжи, рассмотрены последствия лжи для человека и общества и приведены возможные приемы ее нейтрализации. [15]
Вопрос о лжи
и правде имеет вечное значение для
человека. В структуре морально-
Однако, отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом (Аврелий Августин, И.Кант и др.), т.е. отношение ко лжи на протяжении веков в различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания. При этом часто ложь одновременно и осуждается, и оправдывается. В последнем случае, особое значение приобретают цель и последствия лжи. Необходимо отметить, что ложь с развитием цивилизации прошла и свои стадии развития - от лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ и т. д.
На рубеже XX века изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой психологии. Об этом можно судить по большому числу публикаций, широкому кругу авторов (Каптерев П.О., Преображенский С., Ильин И.А., Алешинцев И.А., Сосновский А., Шеталова А. и т.д.) и основательным экспериментальным исследованиям (Гартьер К., Нечаев А.П.) в данной области, проведенным в нашей стране. За рубежом этим феноменом интересовался В.Штерн, Л.Мелитан, А.Адам и др. Работы авторов начала века были посвящены исследованию лжи при свидетельских показаниях, проблеме детской лжи (ее развитию в онтогенезе), мотивации лжи и обмана, способам коррекции лжи, типологии лжи. Позже, в советское время, это проблема оказалась на периферии научных интересов отечественных исследователей и ей перестали уделять должное внимание. С большой долей уверенности можно сказать, что это было обусловлено не столько логикой развития самой психологической науки, сколько идеолого-политическими соображениями. Напротив, в зарубежной психологии проблема лживости продолжала интенсивно разрабатываться в основном в направлении изучения психологических особенностей детей склонных к лживости, причин возникновения лжи, определения способов профилактики и приемов педагогического воздействия для устранения лживости из общения, проблем распознавания лжи (S. Bok, P. Ekman, Podlesny J., Hartshorn H., May M и др.).
Однако в последнее время и в российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи, в первую очередь, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентиров и идеалов у детей. Об этом можно судить по существенному увеличению публикаций на эту и смежные с ней проблемы в последние годы (Знаков В.В., Дубровский Б.И., Щербатых Ю.К., Секацкий А.К. и др.). Это объясняется тем, что в обществе произошли коренные изменения во всех его основных сферах: экономической, политической, правовой, культурно-образовательной и т.д., которые, к сожалению, часто отрицательно сказываются на морально-нравственных устоях людей разных поколений.
В зависимости
от точки зрения на проблему, ученые
дают понятию лжи различные
Если подвести
итог понимания признаков
В рассмотренных работах наметились неоднозначные подходы и к пониманию детской лжи. Сторонники биологизаторского направления отстаивают идею изначальной предопределенности нравственности. Согласно их позиции такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. А если и признается влияние среды, то как фактор замедляющий или ускоряющий развитие качеств, которые даны ребенку от рождения: ложь как творчество и фантазирование, ложь как способность к одновременному фантазированию и искажению истины, ложь как искажение истины с корыстной целью.
Напротив, есть другая точка зрения, что ложь - это явление не только психофизиологическое, но и психосоциальное. К этому мнению склоняется большинство русских исследователей. Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения. Согласно теориям Пиаже, Колберга и Гиллиган, дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития: от полного отрицания к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее - к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным установкам - к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой наказания - к сознательному подчинению во избежание самоосуждения. На формирование нравственных ценностей детей большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями.
Причин, по которым у некоторых детей склонность ко лжи развивается в большей степени - множество. Одни коренятся в личности ребенка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), другие в его окружении (семья, сверстники), третьи зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которую развиваются дети, а также религиозности. [17]
В конечном итоге можно выделить следующие мотивы, побуждающие детей ко лжи: [18]
а) защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной ситуации);
б) защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.);
в) стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и т.д.);
г) стремление унизить другого (месть, корысть, зависть, ненависть).
Надо отметить, что и существующие классификации видов лжи сильно различаются в зависимости от понимания авторами этого феномена. Если рассматривать ложь как передаваемую информацию, то следует выделить настоящую ложь, полуправду, ложь по умолчанию. Если мы подойдем к этой проблеме со стороны морали, нравственности, то необходимо выделять ложь намеренную с обязательной выгодой и ложь альтруистическую, так называемую, морально оправданную ложь, используемую во благо другого человека. Применительно к современному обществу можно перечислить немало случаев, когда ложь считается социально оправданной. Если рассматривать ложь с позиции мотивов, то можно выделить ложь эгоистическую, ложь из озорства, ложь из хвастовства и т.д.
В результате изучения теоретических источников видно, что, во-первых, нет одной и общепринятой типологии лжи, а во-вторых, существует значительное количество различных видов лжи, которые ученые выделяют и описывают в зависимости от точки зрения на сущность проблемы. По этой причине классификации весьма различаются в зависимости от понимания автором данного феномена. [19]
В результате анализа
теоретического материала нами предпринята
собственная попытка
По источнику происхождения ложь подразделяется на социальную и индивидуальную. Соответственно, индивидуальная ложь может выступать как сознательная - ложь, которая осознается лжецом, имеет определенные мотивы, цели, выгоду и как бессознательная - ложь которая не осознается и не приносит выгоды.
Сознательная ложь по способу предъявления может быть утверждающей (преувеличение, клевета, оговор, притворные болезни) и отрицающей (отрицание вины, укрывательство) и пассивной (ложь-умолчание), но зачастую эти виды, причудливо переплетаясь, образуют смешанные виды лжи. Сознательная ложь может быть инструментальной, когда она выступает как средство, инструмент для осуществления каких-либо собственных желаний и получения выгоды; реактивной, когда ложь спонтанно осуществляется в ответ на какую-либо угрозу (например, в защиту себя или другого); немотивированной, когда лгун не преследует никаких целей (Алешинцев И.А., Липман О., Нечаев А.П., Щербатых Ю.В., Экман П.).
Кроме этого, вероятно,
необходимо выделять ложь в связи
с тяжестью ее последствий: ложь с неприятными
последствиями, ложь с приятными последствиями,
ложь без последствий. Последний критерий,
на наш взгляд, может играть существенную
роль в оценке степени виновности за ложь
и выступать как одно из основании, определяющих
отношение ко лжи.
1.3
Особенности развития
фантазии и воображения
младших школьников
Обладая богатой фантазией, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Фантазия может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Фантазия может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И фантазия тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Для исследования познавательной роли фантазии необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению фантазия. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.
С.Л.Рубинштейн пишет: «Фантазия - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов». [9].
Л.С.Выготский считает, что «фантазия не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем фантазией». [20].
Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса фантазирования заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». [19]
Как видно из определений, существенным признаком фантазии считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между фантазией и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с фантазией, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия фантазии. Многие исследователи отмечают, что фантазия есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит фантазию к формам чувственного отражения, другая же считает, что фантазия создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Одна из черт, характерных для фантазии, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Фантазии нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Таким образом, очевидно, что фантазия есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Фантазирование - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что фантазия, вероятно, характерна только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме фантазии, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно фантазия, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и наши дни.[20].
Информация о работе Лживость, как проявление фантазии младшего школьника