Лживость, как проявление фантазии младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Отношения ко лжи современных школьников обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, морально-нравственные ценности и установки человека, в том числе и отношение ко лжи, играют важную роль в выработке, регуляции и реализации и стратегии поведения. С этой точки зрения, изучение индивидуально-психологических и личностных особенностей школьников, влияющих на их отношение ко лжи, позволяет выявить важные детерминанты и регуляторы формирования нравственно-психологических стереотипов поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимосвязи развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
1.1 Детская лживость………………………………………………………5
1.2. Теоретический анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях ……………………………………………………17
1.3 Особенности развития фантазии и творческого воображения младших школьников……………………………………………………………23
1.4 Вывод…………………………………………………………………..29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязь развития фантазии и частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста
2.1 Исследование частоты прибегания ко лжи у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….30
2.2 Методика исследования…………………………………………….31
2.3 Результаты исследования…………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………36
Библиографический список……………………………………………38

Работа содержит 1 файл

рита.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

1.2Теоретический анализ состояния проблемы в отечественных и зарубежных исследованиях 

 Теоретический  анализ состояния проблемы в  отечественных и зарубежных исследованиях   проведен исторический и категориально-понятийный анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблемам лжи, обмана и неправды.

Обобщены данные по источникам формирования, причинам и стадиям проявления лжи в  ходе психического развития детей и  подростков, рассмотрены существующие и предложена авторская многомерная типологии лжи, рассмотрены последствия лжи для человека и общества и приведены возможные приемы ее нейтрализации. [15]

Вопрос о лжи  и правде имеет вечное значение для  человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях.

Однако, отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом (Аврелий Августин, И.Кант и др.), т.е. отношение ко лжи на протяжении веков в различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания. При этом часто ложь одновременно и осуждается, и оправдывается. В последнем случае, особое значение приобретают цель и последствия лжи. Необходимо отметить, что ложь с развитием цивилизации прошла и свои стадии развития - от лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ и т. д.

На рубеже XX века изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой психологии. Об этом можно судить по большому числу публикаций, широкому кругу авторов (Каптерев П.О., Преображенский С., Ильин И.А., Алешинцев И.А., Сосновский А., Шеталова А. и т.д.) и основательным экспериментальным исследованиям (Гартьер К., Нечаев А.П.) в данной области, проведенным в нашей стране. За рубежом этим феноменом интересовался В.Штерн, Л.Мелитан, А.Адам и др. Работы авторов начала века были посвящены исследованию лжи при свидетельских показаниях, проблеме детской лжи (ее развитию в онтогенезе), мотивации лжи и обмана, способам коррекции лжи, типологии лжи. Позже, в советское время, это проблема оказалась на периферии научных интересов отечественных исследователей и ей перестали уделять должное внимание. С большой долей уверенности можно сказать, что это было обусловлено не столько логикой развития самой психологической науки, сколько идеолого-политическими соображениями. Напротив, в зарубежной психологии проблема лживости продолжала интенсивно разрабатываться в основном в направлении изучения психологических особенностей детей склонных к лживости, причин возникновения лжи, определения способов профилактики и приемов педагогического воздействия для устранения лживости из общения, проблем распознавания лжи (S. Bok, P. Ekman, Podlesny J., Hartshorn H., May M и др.).

Однако в последнее  время и в российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи, в первую очередь, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентиров и идеалов у детей. Об этом можно судить по существенному увеличению публикаций на эту и смежные с ней проблемы в последние годы (Знаков В.В., Дубровский Б.И., Щербатых Ю.К., Секацкий А.К. и др.). Это объясняется тем, что в обществе произошли коренные изменения во всех его основных сферах: экономической, политической, правовой, культурно-образовательной и т.д., которые, к сожалению, часто отрицательно сказываются на морально-нравственных устоях людей разных поколений.

В зависимости  от точки зрения на проблему, ученые дают понятию лжи различные определения, в соответствии с которыми выделяют и описывают соответственно разные виды лжи, определяют основные факторы, влияющие на формирование отношения человека ко лжи, раскрывают ее механизмы (Ж. Дюпра, А.Шеталова, Дж.Селли, В.Штерн, К.Бюллер, Д.Якубович и др.). Так, в толковом словаре В.И.Даля находим следующее определение: «Ложь - то, что солгано, слова, речи, противные истине. Лгать - врать, говорить или писать ложь, неправду, противное истине». Психологи несколько иначе определяют ложь: «ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющей целью вести реципиентов в заблуждение; как правило ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях».

Если подвести итог понимания признаков присутствия  или отсутствия лжи, то можно утверждать, что ключевыми характеристиками лживости утверждения считаются искажение истины, сознательность намерения ввести в заблуждение и вера говорящего в ложность утверждения. [16]

В рассмотренных  работах наметились неоднозначные  подходы и к пониманию детской  лжи. Сторонники биологизаторского направления отстаивают идею изначальной предопределенности нравственности. Согласно их позиции такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными. А если и признается влияние среды, то как фактор замедляющий или ускоряющий развитие качеств, которые даны ребенку от рождения: ложь как творчество и фантазирование, ложь как способность к одновременному фантазированию и искажению истины, ложь как искажение истины с корыстной целью.

Напротив, есть другая точка зрения, что ложь - это  явление не только психофизиологическое, но и психосоциальное. К этому мнению склоняется большинство русских исследователей. Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения. Согласно теориям Пиаже, Колберга и Гиллиган, дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития: от полного отрицания к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее - к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным установкам - к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой наказания - к сознательному подчинению во избежание самоосуждения. На формирование нравственных ценностей детей большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, отношения со сверстниками и родителями.

Причин, по которым  у некоторых детей склонность ко лжи развивается в большей  степени - множество. Одни коренятся  в личности ребенка (тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость), другие в его окружении (семья, сверстники), третьи зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которую развиваются дети, а также религиозности. [17]

В конечном итоге  можно выделить следующие мотивы, побуждающие детей ко лжи: [18]

а) защита себя от наказания, защита права на личную жизнь (избегание наказания, выход из неприятной ситуации);

б) защита других (взятие чужой вины на себя, укрывательство, стремление не причинить боль или разочарование и т.д.);

в) стремление приобрести что-либо для себя (материальная выгода, признание, любовь, внимание и интерес  со стороны окружающих, стремление к власти, озорство, удовольствие и  т.д.);

г) стремление унизить  другого (месть, корысть, зависть, ненависть).

Надо отметить, что и существующие классификации  видов лжи сильно различаются  в зависимости от понимания авторами этого феномена. Если рассматривать  ложь как передаваемую информацию, то следует выделить настоящую ложь, полуправду, ложь по умолчанию. Если мы подойдем к этой проблеме со стороны морали, нравственности, то необходимо выделять ложь намеренную с обязательной выгодой и ложь альтруистическую, так называемую, морально оправданную ложь, используемую во благо другого человека. Применительно к современному обществу можно перечислить немало случаев, когда ложь считается социально оправданной. Если рассматривать ложь с позиции мотивов, то можно выделить ложь эгоистическую, ложь из озорства, ложь из хвастовства и т.д.

В результате изучения теоретических источников видно, что, во-первых, нет одной и общепринятой типологии лжи, а во-вторых, существует значительное количество различных  видов лжи, которые ученые выделяют и описывают в зависимости  от точки зрения на сущность проблемы. По этой причине классификации весьма различаются в зависимости от понимания автором данного феномена. [19]

В результате анализа  теоретического материала нами предпринята  собственная попытка представить  классификацию видов лжи. Особенности  данной типологии - в ее многокритериальности. Предлагается классифицировать ложь по следующим критериям: по источнику происхождения лжи, по степени осознания ложности высказывания, по силе мотивации обмануть и способу предъявления лжи.

По источнику  происхождения ложь подразделяется на социальную и индивидуальную. Соответственно, индивидуальная ложь может выступать как сознательная - ложь, которая осознается лжецом, имеет определенные мотивы, цели, выгоду и как бессознательная - ложь которая не осознается и не приносит выгоды.

Сознательная  ложь по способу предъявления может  быть утверждающей (преувеличение, клевета, оговор, притворные болезни) и отрицающей (отрицание вины, укрывательство) и  пассивной (ложь-умолчание), но зачастую эти виды, причудливо переплетаясь, образуют смешанные виды лжи. Сознательная ложь может быть инструментальной, когда она выступает как средство, инструмент для осуществления каких-либо собственных желаний и получения выгоды; реактивной, когда ложь спонтанно осуществляется в ответ на какую-либо угрозу (например, в защиту себя или другого); немотивированной, когда лгун не преследует никаких целей (Алешинцев И.А., Липман О., Нечаев А.П., Щербатых Ю.В., Экман П.).

Кроме этого, вероятно, необходимо выделять ложь в связи  с тяжестью ее последствий: ложь с неприятными последствиями, ложь с приятными последствиями, ложь без последствий. Последний критерий, на наш взгляд, может играть существенную роль в оценке степени виновности за ложь и выступать как одно из основании, определяющих отношение ко лжи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Особенности развития фантазии и воображения младших школьников 

Обладая богатой  фантазией, человек может жить в  разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое  существо в мире. Прошлое зафиксировано  в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Фантазия может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Фантазия может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И фантазия тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Для исследования познавательной роли фантазии необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению фантазия. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л.Рубинштейн пишет: «Фантазия - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного  и порождение на этой основе новых  образов». [9].

Л.С.Выготский  считает, что «фантазия не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем фантазией». [20].

Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса фантазирования заключается в преобразовании и  переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление». [19]

Как видно из определений, существенным признаком  фантазии считается способность  субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что  нельзя тогда провести различия между  фантазией и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с фантазией, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия фантазии. Многие исследователи отмечают, что фантазия есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит фантазию к формам чувственного отражения, другая же считает, что фантазия создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных для фантазии, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Фантазии нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала. Таким образом, очевидно, что фантазия есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Фантазирование - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что фантазия, вероятно, характерна только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме фантазии, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно фантазия, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и наши дни.[20].

Информация о работе Лживость, как проявление фантазии младшего школьника