Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:58, реферат
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
I.Введение……………………………………………………………2
II.Дифференцированный логопедический массаж……………….3
1.Основные задачи логопедического массажа………………3
2.Противопоказания…………………………………………...5
3) Условия для проведения массажа…………………………..5
III.Физиологическое действие массажа……………………………..7
IV.Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике…………………………………………………………….9
1.Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры….9
2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры..11
3.Массаж язычной мускулатуры………………………………12
V.Массаж при различных формах дизартрии……………………14
1.Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов
работы с дизартриками……………………………………15
2.Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией……………………………………………… .. …15
VI.Артикуляционный массаж в комплексной системе преодоления заикания……………………………………………………………19
VII.Заключение…………………………………………………………24
VIII.Список литературы……………………………………………….25
1)
зондовый массаж (используются зонды
Е. В. Новиковой или
2) пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую салфетку);
3)
массаж деревянным или
4)
массаж зубными щетками (
Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.
Во
время массажа языка рот
Приемы массажа языка (направление массажных движений):
1)
поглаживание языка в
— от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
— от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
— круговые, спиралевидные движения;
2)
похлопывание языка начиная* с
кончика, продвигаясь
3) «прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку);
4)
массаж верхнего подъема языка,
5) покалывание языка (игольчатым зондом);
6) «перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);
7)
распластывание языка
Массаж при различных
формах дизартрии
Использование логопедического
массажа в коррекционной
Массаж при спастической форме дизартрии. Его цель улучшить сократительную функцию отделов мышечных групп; улучшить кровообращение, вызвать капиллярную гиперемию, повысить рецептурную активность. Массаж следует начинать плоскостными поверхностными поглаживаниями по линии верхних шейны позвонков на задней поверхности. Поглаживающие движения производить сверху вниз по ходу лимфатических сосудов. Закончить легким плоскостным поглаживанием от подбородка к височным впадинам.
Приемы разминания и вибрации
при спастической форме
Массаж при гиперкинетической
форме дизартрии. Все приемы
массажа проводятся на фоне
медикаментозного и
Характер и деятельность массажа обязательно должны продумывать строго индивидуально. Наибольший эффект достигается при включении элементов коррекционной дыхательной гимнастики до массажа и меж отдельными приемами.
Кожа массируемой поверхности
должна быть сухой и чистой. Массаж ограничивают
легким поверхностным поглаживанием мышц
затылка, плечевого пояса, груди, боковых
мышц туловища по ходу лимфатических сосудов.
Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов работы с
дизартриками
Расслабляющий массаж
На этапе формирования
Вторым направлением
Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.
Затем приступают к
После общего мышечного
Благодаря использованию
Массаж при двигательных
нарушениях, обусловленных
дизартрией
Известно, что дизартрия это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Двигательные нарушения, могут быть выражены в разной степени: от паралича до незначительных отклонений в движении органов артикуляции, которые обусловлены нарушением тонуса мышц. В зависимости о клинической формы дизартрии, мышечный тонус может быть повышенным, пониженным или наблюдается мышечная дистония.
Остановимся на трех основных проблемах, которые могут наблюдаться при нарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата, обусловленном дизартрией:
1) нарушение положения рта или акта жевания
2) нарушение
звукопроизношения, связанного
3) нарушение
звукопроизношения, связанного
Первая, обозначенная мной проблема,
может характеризоваться
В этих случаях, как правило, в первую очередь страдает т. н. группа жевательных мышц.
Таким образом, при составлении комплекса массажных движений, который имеет своей цель восстановление функции движения нижней челюсти и положения рта, необходимо учитывать не только мышцы первично выполняющие данную функцию, но и те мышцы, которые косвенно принимают участие движениях нижней челюсти. Соответственно логопед, выполняя массаж ребенку, имеющем вышеуказанные проблемы должен включить в массажный комплекс область шеи, дна полости рта височную область, область задней части щек, как с наружной, так и внутренней стороны. При этом необходимо учитывать состояние мышечного тонуса. В том случае, если тонус повышен, следует начинать массаж с мышц, косвенно принимающих участие в данных движениях или, иначе говоря, с второстепенных мышц. Напротив, если тонус понижен, следует начинать массаж с основной группы мыши и в первую очередь с жевательной и крыловидных, как несущих основную нагрузку в выполнении данной функции. Только в этом случае можно получить эффективный результат от логопедического массажа.
Вторая проблема, на которой мне бы хотелось остановиться, связана с нарушением двигательной функции мимических мышц лица. Это мышцы, которые участвуют в образовании различных мимических движений, отражают эмоциональное состояние человека и, соответственно, тесно связаны с эмоциогенными структурами центральной нервной системы.
В этом случае, при составлении
комплекса массажа логопеду
Комплекс массажных движений
составляется с учетом того, какая
групп движений больше
Третья проблема касается
Во-первых, корень языка недоступен для непосредственных массажных движений. Во-вторых, все мышцы языка расположены симметрично, их делит продольная борозда на правую и левую части.
Соответственно, при составлении
массажного комплекса,
При пониженном тонусе мышц комплекс массажных движений проходит в обратной последовательности, т.е. можно начинать логопедический массаж с наиболее пораженных мышц, т.е. собственно с языка, лишь затем переходя к второстепенным. В данном случае включение в массажный комплекс групп второстепенных мышц обеспечит более высокий результат коррекционного воздействия.
Таким образом, останавливаясь
лишь на трех практических
примерах составления
во-первых, это необходимость хорошего
знания анатомии и физиологии
периферического речевого
во-вторых, необходимость владения
диагностическими методами, позволяющими
определить состояние