Логопедический массаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Содержание

I.Введение……………………………………………………………2

II.Дифференцированный логопедический массаж……………….3
1.Основные задачи логопедического массажа………………3
2.Противопоказания…………………………………………...5

3) Условия для проведения массажа…………………………..5

III.Физиологическое действие массажа……………………………..7

IV.Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике…………………………………………………………….9
1.Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры….9
2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры..11
3.Массаж язычной мускулатуры………………………………12

V.Массаж при различных формах дизартрии……………………14
1.Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов
работы с дизартриками……………………………………15
2.Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией……………………………………………… .. …15

VI.Артикуляционный массаж в комплексной системе преодоления заикания……………………………………………………………19

VII.Заключение…………………………………………………………24

VIII.Список литературы……………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Реферат массаж.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

      1) зондовый массаж (используются зонды  Е. В. Новиковой или постановочные зонды Рау);

      2) пальцевый массаж (в напальчнике  или через марлевую салфетку);

      3) массаж деревянным или металлическим  шпателем;

      4) массаж зубными щетками (различными  по материалу, форме, жесткости  щетины, размеру). При массаже используются  как щетина, так и палочка щетки.

      Перед началом массажа языка нужно  выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.

      Во  время массажа языка рот ребенка  открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык) и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.

      Приемы  массажа языка (направление массажных движений):

      1) поглаживание языка в различных  направлениях:

      — от корня языка к кончику (воздействие  на продольные мышцы);

      — от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);

      — круговые, спиралевидные движения;

      2) похлопывание языка начиная* с  кончика, продвигаясь постепенно  к корню и обратно (ритмичные  надавливания воздействуют на  вертикальные мышцы);

      3) «прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку);

      4) массаж верхнего подъема языка,  растягивая уздечку (движение  снизу вверх под языком);

      5) покалывание языка (игольчатым  зондом);

      6) «перетирание» языка марлевой  салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле);

      7) распластывание языка маленькой  клизмой-спринцовкой (сложенная  два раза большая часть клизмы  — во рту, кончик — снаружи). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Массаж при различных формах дизартрии 

          Использование логопедического  массажа в коррекционной работе  дает поразительно высокие результаты. Рассмотрим различные способы  массажа при некоторых формах  дизартрии.

        Массаж при спастической форме дизартрии. Его цель улучшить сократительную функцию отделов мышечных групп; улучшить кровообращение, вызвать капиллярную гиперемию, повысить рецептурную активность. Массаж следует начинать плоскостными поверхностными поглаживаниями по линии верхних шейны позвонков на задней поверхности. Поглаживающие движения производить сверху вниз по ходу лимфатических сосудов. Закончить легким плоскостным поглаживанием от подбородка к височным впадинам.

          Приемы разминания и вибрации  при спастической форме дизартрии  используются, так как они провоцируют  нарастание мышечного тонус. Цель - расслабить мышцы артикулярного  аппарата. При спастическом синдроме  полезны растирания одним пальцем  в местах выхода нерве (точечный массаж К. Семеновой). Проводить массаж нужно осторожно, хорошо зная анатомию мышц. Не зная точного, адресата, нельзя достигну желаемого эффекта. Массаж проводится теплыми руками, с коротко остриженными ногтями Украшения необходимо снять. Массаж должен вызывать у ребенка только положительные эмоции.

           Массаж при гиперкинетической  форме дизартрии. Все приемы  массажа проводятся на фоне  медикаментозного и физиотерапевтического  лечения, назначаемого врачом.

                   Характер и деятельность массажа обязательно должны продумывать строго индивидуально. Наибольший эффект достигается при включении элементов коррекционной дыхательной гимнастики до массажа и меж отдельными приемами.

                 Кожа массируемой поверхности  должна быть сухой и чистой. Массаж ограничивают легким поверхностным поглаживанием мышц затылка, плечевого пояса, груди, боковых мышц туловища по ходу лимфатических сосудов. 
 
 
 
 
 

    Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов работы с

                                      дизартриками

  

          Расслабляющий массаж проводится  дозировано, распространяется только  на те области лица, где имеется  повышение мышечного тонуса, группах  же мышц вялых, ослабленных  применяется тонизирующий укрепляющий  массаж.

           На этапе формирования первичных  коммуникативно -произносительных навыков применяют расслабляющий массаж мышц лица.

           Вторым направлением расслабляющего  массажа лица являет движение  от бровей к волосистой части  головы.

              Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

            Затем приступают к расслаблению  мышц губ.

             После общего мышечного расслабления  и описанных упражнений приступают  к тренировке мышц языка.

           Благодаря использованию логопедического  массажа, который приводит к  постепенной нормализации мышечного  тонуса, сформировав нормативного  произнесения звуков, может происходить  в ряде случаев спонтанно. В  том случае, если обучаемый имеет  выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, можно обеспечить положительный эффект. 

      Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией 

               Известно, что дизартрия это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы, в результате чего нарушается двигательная сторона речи. Двигательные нарушения, могут быть выражены в разной степени: от паралича до незначительных отклонений в движении органов артикуляции, которые обусловлены нарушением тонуса мышц. В зависимости о клинической формы дизартрии, мышечный тонус может быть повышенным, пониженным или наблюдается мышечная дистония.

           Остановимся на трех основных проблемах, которые могут наблюдаться при нарушении тонуса мышц артикуляционного аппарата, обусловленном дизартрией:

1) нарушение  положения рта или акта жевания

2) нарушение  звукопроизношения, связанного с  состоянием мышц губ

3) нарушение  звукопроизношения, связанного с  состоянием мышц языка.

         Первая, обозначенная мной проблема, может характеризоваться разнообразной  симптоматикой, в том числе следующей: ребенок затрудняется широко открыть рот и/или удержать его в этой позиции; рот постоянно несколько приоткрыт, наблюдается гиперсаливация, ребенок отказывается есть твердую пищу при движении нижняя челюсть может отклоняться в сторону и т.п. Данная симптоматика свидетельствует о нарушении мышечного тонуса той группы мышц, которая осуществляет движения нижней челюсти.

        В этих случаях, как правило,  в первую очередь страдает  т. н. группа жевательных мышц.

               Таким образом, при составлении комплекса массажных движений, который имеет своей цель восстановление функции движения нижней челюсти и положения рта, необходимо учитывать не только мышцы первично выполняющие данную функцию, но и те мышцы, которые косвенно принимают участие движениях нижней челюсти. Соответственно логопед, выполняя массаж ребенку, имеющем вышеуказанные проблемы должен включить в массажный комплекс область шеи, дна полости рта височную область, область задней части щек, как с наружной, так и внутренней стороны. При этом необходимо учитывать состояние мышечного тонуса. В том случае, если тонус повышен, следует начинать массаж с мышц, косвенно принимающих участие в данных движениях или, иначе говоря, с второстепенных мышц. Напротив, если тонус понижен, следует начинать массаж с основной группы мыши и в первую очередь с жевательной и крыловидных, как несущих основную нагрузку в выполнении данной функции. Только в этом случае можно получить эффективный результат от логопедического массажа.

               Вторая проблема, на которой мне бы хотелось остановиться, связана с нарушением двигательной функции мимических мышц лица. Это мышцы, которые участвуют в образовании различных мимических движений, отражают эмоциональное состояние человека и, соответственно, тесно связаны с эмоциогенными структурами центральной нервной системы.

           В этом случае, при составлении  комплекса массажа логопеду необходимо  учитывать существование двух  групп мышц, выполняющих разные  функции. Так, круговая мышца  рта выполняет только две основные функции: вытягивает губы вперед и сужает ротовую щель. Соответственно при патологии данной мышцы нарушается произношение губных согласных и лабиализованных гласных. Другая группа мышц расположена радиально по отношению к круговой мышце рта.

               Комплекс массажных движений  составляется с учетом того, какая  групп движений больше нарушена. В любом случае, массаж должен  включать все группы мышц, поскольку  они взаимосвязаны. Последовательность  массажных движений и приемы  массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса. Так, например, при нарушении движений обеспечиваемых работой круговой мышц губ при повышенном тонусе массаж начинается с косвенных мышц, т.е. с мышц шеи, затем мышц радиально расположенных и лишь в последнюю очередь следует приступать к массажу круговой мышц рта. При пониженном тонусе мышц комплекс массажных движений проходит в обратной последовательности, т.е. начинать логопедический массаж следует с наиболее пораженных (первичных мышц, лишь затем переходя к второстепенным.

            Третья проблема касается состояния  мышц языка. Ни одна мышца  нашего тела не имеет такого  строения, как язык. В этом смысле  мышечное строение языка уникально.

            Во-первых, корень языка недоступен  для непосредственных массажных движений. Во-вторых, все мышцы языка расположены симметрично, их делит продольная борозда на правую и левую части.

             Соответственно, при составлении  массажного комплекса, направленного  на нормализацию произношения  язычных звуков, необходимо учитывать все группы мышц, как непосредственно, так и опосредованно влияющие на состояние мышц языка. Комплекс массажных движений составляется с учетом того, какие движения языка страдают в большей степени. Как и в выше приведенных примерах, массаж должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса. Так, например, известно, что при повышенном тонусе мышц языка, язык лежит горбом, оттянут кзади, при попытке прикосновения к языку имеется ярко выраженный рвотный рефлекс и резкое усиление мышечного тонуса. В этом случае рекомендуется начинать массаж с косвенных мышц, т.е. с мышц шеи (группа подъязычных мышц), затем мышц дна полости рта, причем как с наружной, так и внутренней стороны. Это даст возможность расслабить собственно мышцы языка, после чего можно перейти к непосредственному массажу языка, становится возможным и эффективным.

                  При пониженном тонусе мышц  комплекс массажных движений  проходит в обратной последовательности, т.е. можно начинать логопедический массаж с наиболее пораженных мышц, т.е. собственно с языка, лишь затем переходя к второстепенным. В данном случае включение в массажный комплекс групп второстепенных мышц обеспечит более высокий результат коррекционного воздействия.

              Таким образом, останавливаясь  лишь на трех практических  примерах составления комплекса  массажных движений при дизартрии,  мне хотелось бы еще раз  обратить внимание на ряд принципов,  которые должны быть учтены при использовании логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе.

          во-первых, это необходимость хорошего  знания анатомии и физиологии  периферического речевого аппарата;

         во-вторых, необходимость владения  диагностическими методами, позволяющими  определить состояние мышечного  тонуса различных групп мышц  речевого аппарата,

Информация о работе Логопедический массаж