Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:58, реферат
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
I.Введение……………………………………………………………2
II.Дифференцированный логопедический массаж……………….3
1.Основные задачи логопедического массажа………………3
2.Противопоказания…………………………………………...5
3) Условия для проведения массажа…………………………..5
III.Физиологическое действие массажа……………………………..7
IV.Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике…………………………………………………………….9
1.Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры….9
2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры..11
3.Массаж язычной мускулатуры………………………………12
V.Массаж при различных формах дизартрии……………………14
1.Приемы расслабляющего массажа, как одного из методов
работы с дизартриками……………………………………15
2.Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией……………………………………………… .. …15
VI.Артикуляционный массаж в комплексной системе преодоления заикания……………………………………………………………19
VII.Заключение…………………………………………………………24
VIII.Список литературы……………………………………………….25
При массаже лицевой и губной мускулатуры логопед занимает положение сидя за головой ребенка или справа от него. Массируя язык, специалисту удобнее сидеть справа от ребенка.
Физиологическое действие
массажа
Лицо человека, в отличие от
других частей тела, наиболее
богато снабжено нервными
Массаж оказывает
Массаж оказывает большое
Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов.
Существенно изменяется под
Функция мышц неразрывно
Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.
Таким образом, логопедический
массаж оказывает общее
Основные цели логопедического массажа:
1) нормализация
мышечного тонуса общей,
2) уменьшение
проявления парезов и
3) снижение патологических
двигательных проявлений мышц
речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы,
судороги и т.п.);
4) стимуляция проприоцептивных ощущений;
5) увеличение
объема и амплитуды
6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
7) формирование
произвольных, координированных движений
органов артикуляции.
Виды
и приемы массажа,
используемые в логопедической
практике
В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.
В логопедической практике
1) дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;
2) точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);
3) массаж с
применением специальных
4) элементы самомассажа.
Приступая к логопедическому массажу, надо иметь в виду, что между силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная зависимость. Как правило, легкое, медленное поглаживание снижает возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие, дает приятное ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта. Данный прием рекомендуется использовать при повышенном тонусе мышц. Энергичные, быстрые, активные движения повышают раздражимость тканей, активизируют мышечный тонус и рекомендуются при пониженном тонусе мышц.
Соответственно,
выбор последовательности
Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе (поза 1). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.
Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).
Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.
Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:
а)
одной рукой логопед
б) медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз).
Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.
Расслабление лицевой мускулатуры:
1) поглаживание от середины лба к вискам;
2)
поглаживание от бровей к
3) поглаживание от линии лба вокруг глаз;
4) поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
5) поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
6) поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
7) легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
8) надавливающий массаж лица от корней волос вниз.
Расслабление губной мускулатуры:
1) поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
2) поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
3) поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
4) поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
5)
поглаживание носогубных
6)
точечный массаж губ (легкие
вращательные движения по
7)
легкое постукивание губ
При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, т.е. на ней осуществляется большее число массажных движений.
Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
1) поглаживание лба от середины к вискам;
2) поглаживание лба от бровей к волосам;
3) поглаживание бровей;
4)
поглаживание по векам от
5) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
6)
сжимание подбородка
7) разминание скуловой и щечной мышц (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
8)
перетирание щечной мышцы (
9) пощипывание щек.
Укрепление губной мускулатуры:
1)
поглаживание от середины
2)
поглаживание от середины
3) поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
4) пощипывание губ;
5) покалывание губ.
Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 минуты (вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).
При спастичности языка производят расслабляющий массаж, при гипотонии языка — укрепляющий массаж. Спастичность язычной мускулатуры отмечается значительно чаще, чем гипотония языка. При гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные, чем при спастичности.
При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем можно подержать во рту (2-3 раза) теплый настой трав (1 ч. л. крапивы, 1 ч. л. зверобоя, 1 ч. л. ромашки, 1 ч. л. чая на 0,5 л кипятка).
Массаж языка можно осуществлять различными способами: