Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:33, реферат
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40-60% детей. В первых же классах вспомогательной школы, по данным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи значительно выше.
1. Нарушения речи у умственно отсталых детей: общие проблемы.....…...…...3
2. Логопедическая работа в структуре учреждения с умственно отсталыми
детьми.……………………………………………………………….……………..3
3. Взаимосвязь логопеда с педагогическим коллективом ……………………...8
4. Конспект занятия……………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………..15
3. Взаимосвязь логопеда с педагогическим коллективом.
Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт
логопеда с учителями может
При
завершении логопедических занятий
с обучающимся логопед ин-
Логопед может посещать уроки родного языка, развития речи, чтения и другие с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели могут также периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с обучающимися данного класса.
Логопед должен хорошо ориентироваться в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку и учитывать их в своей работе. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если логопед использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
В первых и вторых классах логопед помогает учителям консультациями, соответствующей методической литературой в организации фронтальных уроков по развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа; особое внимание на этих уроках должно уделяться выделению и последующей дифференциации смешиваемых звуков. Для проведения этих уроков требуется знакомство учителей с основными принципами и приемами логопедической работы. Поэтому особенно важна помощь логопеда в случаях, когда учитель не имеет специального образования.
Лучшей формой работы может являться педагогический семинар, во время которого логопед проводит занятия как с отдельными обучающимися, так и с группами обучающихся (того или иного класса, или с теми или иными недостатками речи) и детально разъясняет как демонстрируемые речевые нарушения, так и приемы логопедической работы. Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь и другие формы: индивидуальные беседы, открытые занятия, сообщения на заседаниях методических объединений с демонстрацией магнитофонных записей речи обучающихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы. Логопед должен помочь и воспитателям в организации речевой работы с обучающимися. Помимо включения определенных требований к речи обучающихся во все режимные моменты воспитателю рекомендуется проводить так называемые «логопедические минутки», составляемые логопедом в зависимости от состава класса. В воспитательские часы могут быть широко включены речевые игры.
Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа, четкости, выразительности в речи, закрепление словаря и т.п.), во время игры предъявляет обучающимся соответствующие требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.
Логопеду следует работать в тесном контакте с педагогом-психологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися могут оказывать существенную помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.
В конце учебного года логопед может проводить речевой утренник, на котором обучающиеся, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В речевом утреннике могут принимать участие все обучающиеся, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.
Рекомендуется практиковать выступления логопеда на педагогических советах с целью пропаганды логопедических знаний среди учителей.
Контакт логопеда с врачом
Очень важен деловой контакт логопеда с врачом учреждения. Логопед должен быть знаком с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним, соответствующего тому или иному нарушению.
Связь логопеда с родителями
Работа логопеда с родителями может осуществляться путем личного контакта с отдельными родителями, участия в родительских собраниях, вовлечения родителей в речевую работу с детьми, в процессе которой предполагается организация правильного отношения к речи ребенка в домашней обстановке и помощь в выполнении домашних заданий, даваемых логопедом.
Документация логопеда
В начале учебного года логопед планирует работу на год, вводя в план все разделы своей деятельности (ориентировочно по тем же пунктам, которые указаны в отчете за год). На основании материалов обследования обучающихся логопед составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В плане для группы отмечается: состав обучающихся с краткой характеристикой имеющихся нарушений речи, основная последовательность работы и ориентировочные сроки, учебно-наглядные пособия.
Кроме того, логопеду рекомендуется иметь планы ежедневных занятий.
Логопед ведет журнал учета обучающихся с недостатками речи, журнал учета посещаемости; заполняет на обучающихся, принятых на логопедические занятия, речевую карту.
В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.
4. Конспект занятия
Тема: Постановка звука ж (1 класс).
Ц Развитие речевой моторики, фонематического восприятия, фонематического анализа, уточнение артикуляции звука ж, постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении, закрепление связи звука и буквы ж.
Содержание занятия
На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка). Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук) Да, это жук.
Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж. Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
3. Артикуляторная
гимнастика.
для
губ: улыбка-трубочка.
для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы,. то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в РОТ, подуть на чашечку.
4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.
- Приложите руку к горлышку. Произнесите звук Ш, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.
После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук.
Дети
поочередно произносят этот звук. Логопед
поправляет и уточняет артикуляцию
звука. В случае затруднений
одна рука ребенка прикладывается к горлу
логопеда, другая кладется на область
гортани ребенка. Логопед
воспроизводит
звук ж, ребенок имитирует, используя
тактильно-вибрационные ощущения.
Можно
использовать постановку ж
от звука з. При произнесении
звука
з детям предлагается поднять кончик
языка вверх за верхние
зубы.
5. Уточнение артикуляции звука ж.
- Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении звука ж?
- Губы вытянуты вперед, (Все дети повторяют.)
- В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?
- Немного раскрыты, между зубами небольшая щель,
- Где находится кончик языка?
После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.
-
Кончик языка приподнят кверху,
но не касается верхних зубов.
Логопед
показывает положение языка с
помощью кисти руки.
- Покажите рукой,
какой язычок? (Дети показывают.)
- Что напоминает язычок?
- Чашечку.
Логопед
в целом описывает артикуляцию
звука ж, сопровождая ее
движением кисти
руки, изображающей форму чашечки. Дети
повторяют.
Информация о работе Логопедическая работа по исправлению речевых нарушений умственно отсталых детей